Свиток и сапог. Глава 91

Леонид Бликштейн
Часть третья.

1. В этой части моей книги мы вернемся к описанию тематизации различных регионов матрицы идентичности в текстах Нового Завета. Как помнят те из моих читателей, кто систематически проходит эту книгу, после разбора евангельских притч и рассказов, относящихся к прагматическому СD, трансцендентно прагматическому DE и трансцендентно эпистемному ЕА регионам матрицы идентичности, я посвятил последние 35 глав второй части тому, чтобы проанализировать истоки проекта Иисуса в древнееврейской пророческой традиции внутри четырех основных парадигм интериоризации (энергономика DAB, формономика DBC,одономика CAB и альтерономика CAD)обозначенных в книгах Исайи и Иеремии, а затем основного алгоритма интериоризации/идентичности, обозначенного в тексте 18 го псалма.

2. Критика Иисусом фарисейской традиции, акцентировавшей формономику в ущерб энергономным аспектам интериоризации,которую мы обсуждали в заключительной 90й главе второй части, сосредотачивается на расположенном вдоль верхней сигнификативной АВ горизонтали матрицы идентичности эпистемном (трансцендентно эпистемном AFи имманентно эпистемном FB)регионе матрицы идентичности. Таким образом нам осталось обсудить тематизацию имманентного региона вдоль правой идиографической СВ вертикали матрицы идентичности.В этой связи особое значение имеют тексты  четвертого евангелия от Иоанна.

2. Как мы выяснили, важнейшей чертой проекта Иисуса являлся упор на энергономный вариант интериоризации в сочетании с критикой формономной односторонности и переосмыслением одономики и альтерономики в контексте горизонтализации религиозной жизни общества, направленной на конструктивное разрешение острейшего экзистенциального общественного кризиса еврейского общества (как части третьего экзистенциального кризиса древних средиземноморских обществ), связанного с вертикальной консолидацией социального капитала и эгономной трансформацией властной элиты.

3.Основными парадигмами идентичности, тематизирующими правую имманентную/идиографическую СВ вертикаль матрицы, являются одономика СВА,эндономика CBF, этономика CBE, проксимономика СВН и формономика CBD. Прежде чем разбирать евангельские тексты,  связанные с этими парадигмами нам стоит поближе присмотреться к проблемам, связанным с соотношением проксимономики, одономики и формономики внутри динамики развития древнееврейского общества в период обьединенной монархии Давида и Соломона. Как мы увидим это прототипическое соотношение является существенно значимым для понимания некоторых евангельских текстов, затрагивающих эти парадигмы.

4. Вот например текст, рассказывающий  о восстании против  царя Давида его любимого сына Авессалома (Авшалома). Я привожу его ниже в синодальном переводе. 

1. После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов.
2. И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой,
3. тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя.
4. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде.
5. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его.
6. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян.
7. По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне;
8. ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу.
9. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон.
10. И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне.
11. С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело.
12. Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома.
13. И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома.
14. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом.
15. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы — рабы твои.
16. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома.
17. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата.
18. И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя.
19. И сказал царь Еффею Гефянину: зачем и ты идешь с нами? Возвратись и оставайся с тем царем; ибо ты — чужеземец и пришел сюда из своего места;
20. вчера ты пришел, а сегодня я заставлю тебя идти с нами? Я иду, куда случится; возвратись и возврати братьев своих с собою; милость и истину с тобою!
21. И отвечал Еффей царю и сказал: жив Господь, и да живет господин мой царь: где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой.
22. И сказал Давид Еффею: итак иди и ходи со мною. И пошел Еффей Гефянин и все люди его и все дети, бывшие с ним.
23. И плакала вся земля громким голосом. И весь народ переходил, и царь перешел поток Кедрон; и пошел весь народ по дороге к пустыне.
24. Вот и Садок, и все левиты с ним несли ковчег завета Божия из Вефары и поставили ковчег Божий; Авиафар же стоял на возвышении, доколе весь народ не вышел из города.
25. И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его.
26. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно.
27. И сказал царь Садоку священнику: видишь ли, — возвратись в город с миром, и Ахимаас, сын твой, и Ионафан, сын Авиафара, оба сына ваши с вами;
28. видите ли, я помедлю на равнине в пустыне, доколе не придет известие от вас ко мне.
29. И возвратили Садок и Авиафар ковчег Божий в Иерусалим, и остались там.
30. А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали.
31. Донесли Давиду и сказали: и Ахитофел в числе заговорщиков с Авессаломом. И сказал Давид: Господи! разрушь совет Ахитофела.
32. Когда Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу, вот навстречу ему идет Хусий Архитянин, друг Давидов; одежда на нем была разодрана, и прах на голове его.
33. И сказал ему Давид: если ты пойдешь со мною, то будешь мне в тягость;
34. но если возвратишься в город и скажешь Авессалому: «царь, я раб твой; доселе я был рабом отца твоего, а теперь я — твой раб»: то ты расстроишь для меня совет Ахитофела.
35. Вот, там с тобою Садок и Авиафар священники, и всякое слово, какое услышишь из дома царя, пересказывай Садоку и Авиафару священникам.
36. Там с ними и два сына их, Ахимаас, сын Садока, и Ионафан, сын Авиафара; чрез них посылайте ко мне всякое известие, какое услышите.
37. И пришел Хусий, друг Давида, в город; Авессалом же вступал тогда в Иерусалим.

(Вторая книга Царств 15:1-37)

4. Мы видим здесь, что Авессалом (Авшалом) в своей, критикующей политику Давида пропаганде, противопоставляет собственную одономику СВА царской проксимономике СВН и эгономике/эпиномике СFD. Он сам ("я" т.е. контекстное поле отдельной независимой личности С, занятой реализацией собственного альтернативного проекта)утверждает, что судил бы население в соответствии с принципами справедливости (контекстное поле общих принципов А и нормативная диагональ СА одономики, связывающее А с контекстным полем автономной личности С). При этом Авессалом привлекает население не только любезностью и стремлением к справедливости, которого, по его словам, не хватает Давиду, но и собственным, присущим ему лично совершенством жизненных форм (контекстное поле совершенных жизненных форм В, занимающее центральное положение в одономике СВА), как в хозяйственном отношении (лошади, скороходы) так и в смысле личной физической красоты. По свидетельству автора второй книги Царств (глава 14), он был самым красивым человеком во всей стране.

5. Однако за красивым впечатляющим одономным фасадом самого Авессалома и его политической позиции скрывается коварство, честолюбие, высокомерие и мстительность, связанные с другой присущей ему парадигмой идентичности-версономикой GBDH. Версономика это первая рассматриваемая нами бицентрическая парадигма идентичности. Она состоит из двух небольших треугольников, верхнего и нижнего, связанных друг с другом точкой пересечения диагоналей DG и НВ.

6. Верхний треугольник имеет общую линию GB с тимономикой GBH (от греческого тиме почести) и с гедономикой GBD (от греч. гедоне удовольствие ср. гедонизм). И действительно Авессалом высоко ценит и то и другое и активно использует почет (близкое общение с царским сыном!) как средство для привлечения приверженцев.

7. Нижний треугольник версономики имеет общую линию HD с архономикой FHD, парадигмой неограниченного государственного деспотизма и насильственного подавления противников. Эту склонность использовать насилие по максимуму там и тогда, когда преимущество на его стороне Авессалом обнаруживает в случае убийства своего брата по отцу Амнона, изнасиловавшего его сестру Тамар (Фамарь). Его беспощадность к побежденным упоминается и в приведенном выше рассказе, где Давид и его приближенные опасаются что захвативший власть Авессалом убьет их всех (то есть в терминах матричного анализа переместит их в контекстное поле D (мира, как контролируемого и используемого, но не организованного скопления ресурсов и отходов).

8. Стремление любой ценой добиться победы над своими противниками, которое столь характерно для Авессалома, в матрице отображается перформативной/победительной диагональю GD, которую версономика делит с фрагментономикой GDE, парадигмой разрушения (в том числе насильственного), распада и деградации, но также с другими парадигмами идентичности, такими как гедономика (где упадок/распад является результатом склонности к удовольствиям, ср. например начало евангельской притчи о блудном сыне).

9. Обращает на себя внимание также неустойчивость самой версономной парадигмы идентичности, ее крайняя реверсивность, способность к внезапным поворотам и переходам от одной противоположности к другой (отсюда ее название). Так складывается и судьба самого Авессалома: из избалованного вниманием отца и придворных юноши он в результате убийства Амнона превращается в изгнанника. Затем, вернув (с помощью полководца Давида Иоава, который потом станет организатором убийства самого Авессалома)себе расположение отца он вновь поднимается на вершину почестей и влияния, чтобы использовать ее как трамплин для насильственного захвата царской власти, не дожидаясь пока доживающий последние годы старик отец умрет и конечно (как любимому сыну) оставит ему эту власть и наконец кончает жизнь беспомощным загнанным беглецом с поля битвы, который, как животное попадает в капкан, запутавшись в кусте длинными волосами и в этом положении встречает смерть.

10. Такая неустойчивость версономики возможно связана не только с ее бицентризмом, усиливающим иллюзорность, непредсказуемость, манипулятивность, двоение и противоречивость (как заметил Иисус "царство, разделившееся в себе не устоит"), но также с тем, что оба треугольника, входящие в состав этой парадигмы идентичности являются продуктом расщепления более крупных и устойчивых парадигм. Версономика в этом смысле представляет собой парадигму четвертой степени.

11. Поскольку я впервые ввожу это понятие степени парадигмы в терминологию матричного анализа здесь необходимы пояснения. Первой степенью парадигмы считается сам средний (экзистенциальный) матричный квадрат ABCD. Вторая степень будет представлена восьмью половинками этого квадрата из которых мы пока на практике использовали шесть: 1) одономика СВА; 2) энергономика DBA; 3) формономика DCB; 4) альтерономика CDA и две четырехугольных половинки, разделенных центральной горизонтальной коммуникативной осью GE матричного квадрата: верхняя половинка периномика GEAB и нижняя половинка дианомика GEDC. Также к второй степени будут относиться парадигмы, составленные из двух четвертинок, если эти четвертинки реально примыкают друг к другу и таким образом имеют общую сторону. Например эпиномика/эгономика CFD и противопоставленная ей гипономика АНВ, неономика AGD и этономика СЕВ и т. д.

12. Третьей степень будет представлена четвертинками, как например проксимономика СВН и морфономика ВНF, коллектономика DGC и гедономика DGB, трансферономика BED и репарономика ВЕА и т. д.

13. Четвертая степень будет представлена восьмушками, как например состоящая из двух таких, не имеющих общей стороны (а только одну точку пересечения)восьмушек версономика.

14. Согласно моей гипотезе по мере повышения степени (то есть увеличения расщепления)и особенно начиная с четвертой степени парадигмы идентичности становятся все менее устойчивыми и более реверсивными ("перевертываемыми"), инверсия (обращение внутрь) и необходимое для равновесия центрирование все более затрудняется, возможности двоения, редукции, бицентризма/мультицентризма и подмены реальности данностями, а данностей мнимостями все более возрастают.

15. Такие расщепленные парадигмы увеличивают возможность манипуляции и создают благоприятные условия для демагогов, властолюбцев и политических маркетеров вроде Авессалома. Однако на практике расщепленные парадигмы неустойчивы и внутренне противоречивы так что использующие их манипуляторы в конечном счете сами оказываются жертвами этих внутренних противоречий и связанной с ними неустойчивости и реверсивности (перевертываемости) этих парадигм.

16. Конечно дыма без огня не бывает и Авессалом в своей пропаганде должен был так или иначе привлечь своих слушателей критикой реальных проблем древнееврейского общества и государства этой эпохи. Случай с Вирсавией (Батшевой) и убийство Урии по тайному распоряжению Давида (этот эпизод я детально проанализировал во второй части книги)обнаруживают становление эгономного государства где происходит злоупотребление властью и попрание справедливости ради достижения личных целей.

17. Не случайно, что автор второй книги Царств, цитируя предсказание, сделанное Давиду в связи с убийством Урии пророком Нафаном (Натаном), увязывает переворот Авессалома и захват им царского гарема с поступком Давида в отношении Вирсавии.

18. Однако момент подлинной критики социальных и политических злоупотреблений в контексте парадигмы справедливого управления, связанного с одономикой, для Авессалома был необходим только как средство для захвата власти. Таким образом одономика СВА на деле сводилась им, редуцировалась к эндономике CBF (где F контекстное поле субъекта власти в середине верхней горизонтали АВ), а нормативная диагональ СА (связывающая личность С с принципами А) подменялась диссоциативной карьерной диагональю CF. В следующей главе мы продолжим матричный анализ этого эпизода и посмотрим, как вел себя в этой ситуации сам царь Давид.