Что наша жизнь. Глава 4. Встреча с Марком Бернесом

Виктор Костылев
 
   В один из весенних дней, предприятие  выделило мне  тридцати процентную санаторную путевку, на двоих в санаторий «Украина». Провести двадцать четыре дня на  побережье Черного моря в красивейшем городе – герое Одесса, было здорово.

   Сборы были не долгими. Ночь пути и вот перед нами гостеприимный город. Нас разместили в двухместном номере. В те годы мы не имели понятия о кондиционере, да и телевизор в палате отсутствовал. Отдыхающие довольствовались радиоприемниками. Удобства располагались на этажах по флангам. Мы были не переборчивыми. Нас все устраивало.

   Утром, позавтракав, мы шли знакомиться с морем. Город к тому времени уже блестел весенней чистотой, но побережье еще было сковано ледяным панцирем. Мокрый песок побережья с жадностью поглащал отпечатки следов нашей обуви. Мелкие морские волны, словно стремясь побыстрее уничтожить следы мрачного зимовья, настойчиво лизали узкую ленту грязных ледяных торосов.

   Море было мрачное как и серое холодное небо. В огромном пространстве между морем и небом, наполненном холодной сыростью, с криком носились беспокойные чайки. Где-то далеко, далеко, в туманном горизонте, изредка двигались морские суда, казавшиеся маленькими и ленивыми.

   По побережью, зябко кутаясь в теплые  одежды, неторопливо прогуливались одиночные пары. Они грустно смотрели на: темную, холодную поверхность моря; на грязные остатки льда, крутизну берегов и на бесконечный полет чаек. Вокруг стояла пронзительно звенящая тишина. В этом угрюмо-молчаливом царстве покоя таилась неуловимая сила обновления.

   В такое время года рациональнее, свободное время проводить в городе, любуясь красотой проспектов, величием зданий и памятниками истории. У нас еще живы воспоминания от посещения этого прекрасного города с моим классом.

   На театральной площади масса горожан и туристов подъезжающих автобусами. Здесь удивительная атмосфера. Чистое, словно умытое серое небо перестало хмуриться, а  где-то внизу, лениво ворочалось и вздыхало, хмурое море.
 
   Громадная реклама, возле оперного театра, приглашала горожан и гостей города на творческий вечер встречи с народным артистом Российской Федерации Марком Бернесом. Возле кассы толпился народ.

   Кто в те годы не знал эту творческую личность? Кто не слушал исполнителя великих песен? Мы в театре. Великолепный зал словно замер в ожидании посетителей. Он залит ярким светом огромной красивой люстры висевшей где-то вверху над зрительным залом.

   Люди по театру шли не спеша, внимательно рассматривая все его прелести, пытаясь надолго сохранить в своей памяти увиденное. Медленно, с шумом напоминающим гул отдаленного моря, они растекались по партеру и балконам.

   Наконец, зал до отказа заполнен. Аншлаг. Он пестрел весенним разноцветием кофточек и нарядных платьев. Наши места в ложе бельэтажа. Это рядом со сценой. Мы с большим интересом рассматривали красоту зала, наблюдая за поведением зрителей. Со сцены доносились звуки подготовки.

   Гаснет свет. Гремит музыка. Под шквал аплодисментов на сцену выходит наш кумир. Статный, в темном элегантном костюме, его мужественное лицо в доброй неотразимой улыбке. Невольно вспоминается фильм «Два бойца».

   Он начал свое выступление спокойным, приятным голосом. Но, с первой произнесенной им фразой, зал замер. Сильная творческая личность быстро подчинила зрительный зал своему вниманию. В его импровизации было столько выразительности и удивительной энергии, слушатели были в неописуемом восторге и восхищении. Его актерское мастерство наполнялось каким-то тонким обаянием. У зрителя создается впечатление, что с этим человеком он давно, близко знаком.

   А он, между тем вел рассказ о том, как впервые попал в кино. Как начинал артистическую карьеру в качестве рабочего сцены, изредка участвуя в массовых сценах или коротких фрагментах. Удача пришла неожиданно. Шли съемки фильма «Человек с ружьем». Все роли были разобраны. Артисты готовились к съемкам.

   В своем фильме, режиссер Сергей Юткевич, хотел показать роль интеллигенции в революции. С этой целью он планировал минутную роль. Съемки фильмов в те годы велись на сценах театров. Так вот, по замыслу режиссера, молодой человек в гражданской одежде, должен всего лишь пробежаться по сцене. В этом заключалась вся роль интеллигента.

   Под рукой режиссера оказался Бернес. Ему и была предложена эта роль. Но что такое пробежаться по сцене? Чепуха. Зритель даже не обратит на это внимание. Нужно что-то придумать... Марк Бернес опоясался патронными лентами. За его плечами винтовка, сбоку парабеллум и сабля, на поясе бомба. Вот в таком виде он бежит по сцене. - Стоп! - слышит команду режиссера.- Это что за склад боеприпасов двигается? - Ты бы еще пулемет прихватил. - Не годится! Сними винтовку и саблю! Это оружие не для интеллигента. - Так! Теперь пробегись! - слышит команду.
Бернес бежит. - Стоп! – кричит режиссер, - сними бомбы и патронташи. Так и  остался наш разочарованный герой с одним парабеллумом. - Теперь беги!
- Подождите,- обращается Бернес к режиссеру, - а могу ли я исполнить песню?
- Как? – удивляется Юткевич, - ты еще и петь можешь? - Могу!
Так в этом фильме появилась роль и песня в исполнении Марка Бернеса.
                Тучи над городом стали,
                В облаке пахнет грозой,
                За далекой, за Нарвской заставой,
                Парень идет молодой...
   Фильм получил оглушительную популярность. В юные годы мы часто напевали эту полюбившуюся песню. Да и  не только мы, вся страна пела. После выхода фильма на экраны страны Марк Бернес завоевал популярность... Он рассказывал о съемках фильма "Два бойца" и о дружбе с Андреевым. Ведя свой рассказ он стоял перед нами на сцене. Его актерское выступление было наполнен каким-то внутренним шармом и тонким обаянием. Именно, поэтому он полюбился зрителю.

   Ну, а дальше была песня. Он пел о трудностях и выпавших испытаниях на долю его поколения. Он пел гимн Победы человеку труда над злом. Он пел о прекрасном и грустном. Его проникновенные песни были настоящими шлягерами. Слова его песен лились из его души, обращенные к зрительскому залу, к нам.
 
   В его репертуаре масса прекрасных содержательных песен. Среди них в особой огранке были такие песни как, «Шаланды полные кефали», «С чего начинается Родина», «Я люблю тебя жизнь», или впервые исполненная потрясающая песня, на слова Расула Гамзатова «Журавли». Мы с трепетом и восхищением слушали его.

   Многие исполнители пытались и исполняли его репертуар, но так задушевно, как пел  Бернес, мог исполнить только Марк Бернес. Именно, поэтому он полюбился зрителю. И тот, кто вдохнул его поэзию песни, надолго сохранил ее в своей памяти.
Прекрасной, приподнятой и праздничной была встреча с артистом. Это был неповторимый вечер, запомнившийся на всю жизнь.

   Зрители уже покинули зал, а мы под впечатлением услышанного сидели на своих местах. Не хотелось покидать театр. Мы прислушивались к тому, как наш кумир отчитывал своих музыкантов за какую-то незначительную оплошность. А нам хотелось еще и еще  разок услышать его голос.

   На дворе, темное небо усыпано проклевывающимися таинственно мерцающими звездами, создающими какую-то таинственность, навевающими  бесконечные грезы.