Мужская дружба

Константин Жибуртович
Посвящается всем, кто любит хоккей, и не только...


***

Двое мужчин под 50 посиживали в кафе в Торонто. Удивительная вещь: город был настолько переполнен хоккейными знаменитостями всех поколений, что некоторое время их никто не замечал. Скромные куртки и бейсболки на расстоянии выдавали, скорее, фанатов - устало присевших перекусить от многочасовой охоты за автографами.

- Завтра нас упакуют в дорогущие костюмы - улыбнулся бородач - и выставят на сцену под камеры и софиты. Ты уже подготовил программную речь?

- Оу! - смотрю, что ты, наконец, привел в порядок свою голливудскую улыбку - не остался в долгу и съязвил второй пенсионер. Вставил зубы! Не обижайся, Алекс - сам понимаю, что посреди сезона это бессмысленное занятие, вроде благотворительности для дантистов - прыснул он. Да еще с твоей привычкой вечно лезть во все горячие точки на льду. Какая речь? Спасибо папе, маме, НХЛ, всем главным тренерам - я всех вас люблю!

- Еще скажи - я никогда не надеялся, что меня примут в Зал Славы! - прыснул бородач - это такая честь для меня!

- На самом деле, я держу в душе людей, которых поблагодарю с трепетом в сердце - уже серьезно откликнулся гладко выбритый мужчина с лицом, не утратившим (невзирая на годы) чуточку детский отпечаток. - Родители. Папа, который всегда в меня верил. Детский тренер. Семья. Марио, конечно. И, только потом уже - те, с кем я пять раз брал Кубок Стэнли, дважды - олимпийское золото, Кубок Мира...

К мужчинам подошел расторопный официант.

- Добрый день, что будем зака... Вау!!! Так это вы, оба, тут?! (секунд через 5 он пришел в себя, пока бородач захохотал, а вот гладковыбритый слегка напрягся). - Простите! - промямлил официант - не каждый день встретишь вас, да еще - вместе. Я был на олимпийском финале в Ванкувере в 2010-м... овертайм Канада - США! и финал Кубка Стэнли в год 100-летия НХЛ помню прекрасно...

- Вот что, дружище, - прервал свой хохот бородач - давай вспомним об этом в другой раз. Завтра нас обоих тысячу раз об этом спросят. Мы хотим тихонько посидеть - поболтать минут 20 - и чтоб ни единая душа нас не узнала. Ок? - подмигнул он и сунул чаевые. - Это тебе за молчание!

Официант кивнул. - Можно мне (после трапезы) хотя бы вас сфотографировать? - тихо спросил он.

- Можно. И с тобой тоже сфоткаемся, не переживай. Покажешь потом жене и любимой собаке. А сейчас - дай нам 20 минут. Сид, ты что будешь заказывать?



***


- Господи, сколько лет прошло - канадец расслабленно вытянул ноги - почти 30! А знаешь, в 2006-м я тебя искренне ненавидел. Не думал, что мы когда-нибудь посидим - вот так...

- Это не откровение - вновь прыснул веселый русский бородач.

- Да уж - улыбнулся канадец. - Ну, сам посуди: меня с пеленок провозгласили "Новым Гретцки". Миллион детско-юношеских призов и сумасшедшая статистика. Когда я пришел в НХЛ, мне хотели досрочно вручить "Колдер Трофи".* И тут прилетел ты. Да еще Бондра сказал: кто такой этот Сид? Не слышал о нем. Будущий гений хоккея играет в Вашингтоне!

- Ты тоже меня раздражал - слегка посерьезнел русский. - Во первых, казался плюшевым. Нырял на льду и жаловался - особенно, первый сезон. Вот я и брякнул в интервью - мол, пусть этот юниор привыкает к настоящему, мужскому хоккею в лиге!

- Догадываюсь, что случилось потом - улыбнулся канадец без тени всякой обиды. - Тебе, наверняка, объяснили, что есть "правила корпоративной солидарности НХЛ". Вместе делаем одно общее дело для хоккея...

- Ну, да. Тэд Леонсис, хозяин Вашингтона, поворчал слегка. Но, согласись, - в тот первый сезон у тебя не было шансов!

- Да - кивнул канадец. - Тебя еще и на Олимпиаду в Турин взяли, где ты забросил победную шайбу нам в четвертьфинале. А я сидел у телевизора, глотал юношеские слезы и считал тебя своим кровником.

- Сид! Так кто ж виноват, что ваш генменеджер - старый Гретцки - не взял на Игры Гретцки нового - усмехнулся русский. А повез поколение, достигнувшее пика еще в 2002-м...

- Это сейчас я все понимаю. А тогда - обиды застилали глаза. Ну и в 2009-м тоже был осадочек. Да, мы взяли Кубок, но MVP признали твоего друга Джино.* Заслуженно. Так меня три года подряд опускали с Небес на лед - усмехнулся канадец. Но потом - я сполна отыгрался за все. В Ванкувере, перед игрой с вами, вся Канада стояла на коленях и молилась. Нет никакого слада с этими русскими!

- Да - прыснул бородач - мы 4 года подряд били вас на всех уровнях...

- Тогда, на Олимпиаде, первые 25 минут нашего четвертьфинала случился лучший хоккей в моей жизни. Ни до, ни после я не играл в такой команде. Это был космос. Думаю, уступи мы вам еще и тогда - я бы надолго потерял уверенность в себе. И не дотянул бы до 42-х лет в НХЛ...

Русский задумчиво глотнул эспрессо. - Сегодня какой-то вечер припоминаний, а не воспоминаний! - усмехнулся он. - Ты перенасытился международными победами уже к неполным 30-ти, а я вскакивал на подножку уходящего поезда. На Кубке Мира-2020 случилось то же, что и в Ванкувере десятью годами ранее. Только теперь все твердили про вас, великих, непобедимых и безгрешных. Ты уже не играл за Канаду, сосредоточившись на своем вечном Питтсбурге. Наше олимпийское золото-2018 никто всерьез не воспринял: НХЛ в тех играх не участвовала! Накануне полуфинала с вами пресса хором пела, что Алекс уже "не тот" и попал в русскую Dream Team только благодаря дружбе с генеральным менеджером Федоровым.

- А ты сделал дубль во втором периоде, после чего мог спокойно сидеть на лавке - грустновато усмехнулся канадец. - Тут-то я и пожалел, что не приехал...

- Ну, точно - улыбнулся русский. - Ты такой же сумасшедший, как и я. В 44 года, играя в четвертом звене по 7-10 минут за матч, в пятый раз взял Кубок Стэнли. Вот этого даже я понять не мог! Если не выходишь на лед менее, чем 20-25 минут за игру - тяжело войти в ритм.

- Понимаешь... (Сид глотнул кофе, словно борясь с легкой хрипотцой) - я не мог представить себя вне хоккея. Точнее, вне льда - пускай, и 5 минут за матч. И сейчас, 5 лет спустя после последней игры в лиге - не свыкся. До сих пор тянет на тренировку. А вместо этого - завтрак, семейные дела, потом, под вечер - едешь в студию. Вот он, наш ведущий хоккейный эксперт и живая легенда!

- Да... (русский тоже погрустнел). - Я и сейчас играю в Москве - хотя бы, разок в неделю, с ветеранами. Твой друг Джино, кстати, в полном порядке - улыбнулся он - как и прежде, видит лед затылком. Ты бы собрался, прилетел как-нибудь!


***


Они сфоткались с безмерно счастливым официантом и, незаметно растворившись в толпе, более никем не узнанные в звездной суматохе, вышли через черный ход в сумерки Торонто.

- Завтра мастер-класс для юниоров и товарищеский матч легенд НХЛ - произнес канадец. - Мы опять в разных командах...

- Еще бы - съязвил русский - как и всегда. Сид, учти: наклонишь голову у бортика - я не посмотрю на наши сентиментальные посиделки. Впечатаю в стекло, как в полуфинале Конференции в 2017-м.

- Не сомневаюсь - усмехнулся канадец - мне ли тебя не знать, Алекс. Не удивлюсь, даже если после All Star Game членов Зала Славы НХЛ ты опять пойдешь к дантисту!

Они рассмеялись. И оба подумали о том, что не нужен никакой Зал Славы с пафосными почестями и безумным обожанием. Вернуть бы заново тот 2006-й и снова выскочить на лед в дебютном матче...

- Ты заходи, Алекс, - как будешь в Питтсбурге...

- Ок! А это тебе, Сид, - он протянул визитку. - Мой московский номер сотового, который знают только друзья...


***

Примечания:
 
Колдер Трофи - приз лучшему новичку НХЛ
Джино - прозвище в Северной Америке Евгения Малкина