3. Операция Ы

Михаил Самуилович Качан
Когда я однажды зашёл к Седыху в кабинет на первом этаже Института Гидродинамики, он сидел и писал письмо, а потом стал рисовать конфорки от электрической плиты.

К тому времени газо-дровяные плиты в наших домах заменили на электрические. Мы к ним довольно быстро привыкли и постоянно пользовались. Особенно часто работала самая маленькая конфорка, удобная для чайника и маленькой сковородки. Она быстро нагревалась до красного каления, в отличие от других, более мощных, но разогревающихся длительное время.

Все было бы хорошо, но из-за частого употребления маленькие конфорки стали перегорать. Перегорели они и у нас. Теперь дошла очередь и до Седыха. Он ткнулся на склады УКСа, но там запасных конфорок не было, – не догадались в своё время заказать их в специализированной конторе по импорту, которая, видимо, выполняла заказ СОАН.
Я уж не знаю, как называлась эта контора, – возможно, Машприборинторг.
Прямо у завода в Чехии тогда заказывать никто не имел права. Импортом занимались специальные государственные конторы.

Седых ткнулся и в эту контору, но у них таких конфорок тоже не было. Но это был бы не Седых, если бы такой пустяк остановил его. На паспорте электрической плиты был адрес завода, и Седых решил написать письмо прямо на завод.

Поскольку уверенности, что завод пришлёт ему конфорку, у него не было, а купить её на заводе было невозможно из-за отсутствия валюты, Седых придумал хитрый ход. Он был весьма изобретательным человеком. Вот и здесь он придумал техническое усовершенствование конфорок.

Здесь надо пару слов сказать об их устройстве. В трехконфорочной плите маленькая конфорка была спиральная, но не открытая проволочная, как в обычных электрических плитках, здесь проволочная спираль была закрыта спиральной металлической пластиной. У конфорок среднего и большого размеров – размера кастрюли и сковородки – спирали были внутри сплошных металлических круглых пластин.

Седых придумал в середину этих пластинчатых конфорок тоже ставить маленькую спиральную конфорку, которая могла включаться независимо от внешней части большой и средней конфорок. В этом случае потребитель получал три маленьких конфорки, вместо одной, и имел возможность использовать любую из них, что сразу снижало нагрузку на каждую маленькую конфорку по сравнению с существующей плитой в три раза. Соответственно, они и служили дольше.

Седых послал на завод своё предложение и сообщил, что, если бы они делали такие плиты, он бы ещё мог пользоваться своей конфоркой, а так она уже перегорела, и он не знает, где теперь достать запасную.

Прошло месяца три, и Седыху пришло письмо из какой-то официальной организации.
«Уважаемый гражданин Зедих (так они прочли Sedyh). Просим сообщить, на каком основании в Ваш адрес пришла посылка из-за границы».

Седыху пришлось объясняться. Впрочем, сделал он это успешно, и в скором времени он уже вскрывал посылку, в которой была маленькая конфорка. В прилагаемом письме его благодарили за ценные советы, которые будут непременно учтены при дальнейшем совершенствовании продукции завода.

Так или иначе, а у него теперь была новая конфорка. А я учился у него предприимчивости и хотел быть таким же изобретательным, как он.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/30/738