Ценность Исповедальни. Ч. 1. Откровения чайлдфри

Братислав Либертус Свидетель
Рецензия на «Спортивный интерес» (Ольга Анцупова)
http://www.proza.ru/comments.html?2011/02/25/1733

У тебя, Олечка, в творчестве что ни случай - то всякий раз нечто "нетрадиционное", но в то же время имеющее место быть в обществе, но о чём не принято говорить... И что, безусловно, принято осуждать.

Больше всего мне нравится то, что сама ты излагаешь рассказ беспристрастно, не вставая ни на одну из сторон, - больше похожа в этом на слепую Фемиду, якобы не имеющую глаз распознать добро и зло самостоятельно... И бабоньки, - из твоих читательниц, - пользуясь твоей "слепотой", всегда стремятся "разуть" тебе глазоньки, и наставить: мол, вот это - ай-яй-яй плохо, а вот это - люли-пуси хорошо.

А лично я вот подобные рассказы рассматриваю как логические задачки для ума. Мне интересно найти и зло и добро в обоих случаях (в обоих героинях), чтобы убедиться, что "слепое" преподношение сюжета - действительно, наилучшая позиция.

Итак, чтобы не уподобляться банальным классикам, я начну с того, что буду осуждать Женечку, вытаскивая её грязное бельё, и начну оправдывать Марину, находя в ней добродетели... Это ведь гораздо интереснее, чем смотреть по верхам и судить за внешность.

Начнём с Женечки. Что она из себя представляет? По верхам - обаятельная сексапилка, пользующаяся врождённой миловидностью лица с достоинством всеми любимой и изнеженной принцессы... Если копнуть глубже, то такие барышни, любящие томно притворяться слабыми и беззащитными, на самом деле легкомысленные и чёрствые эгоцентристки, которые с брезгливостью зажимают нос, проходя мимо вонючего бомжа, просящего милостыню, - и издали, перебарывая в себе омерзение, бросают ему в стаканчик что-нибудь бумажное, но чаще всего мелкое по своему достоинству. Потом, сломя голову, кидаются прочь, чтобы вдохнуть свежего воздуха, оправить на себе элегантный костюмчик, поправить рюшечки блузки, и, приняв благообразное выражение лица, мысленно с гордостью начинают себя хвалить за добрый поступок. Вообще, вид чужого несчастья их, конечно, трогает, и они даже даже готовы оплатить оказание помощи несчастному, - оплатить, но не участвовать... Потому что вид чужого несчастья в ней вызывают одновременно и жалость, и брезгливость. Вот и в данном случае Женечка "оплатила" помощь пострадавшей Марине, предоставив ей в качестве раба своего собственного мужа. И ей не пришло даже в голову помочь своему мужу в хлопотах над Мариной. Потому что - ну, не барское это дело: кому-то помогать своими непосредственными действиями... Ну, к примеру, там, дверку открыть перед ними, или сбегать куда-нибудь в аптеку, или позвонить в "скорую", пока у мужа руки заняты... Нет же, ей подобное в голову не пришло. Потому что она принцесса.

Теперь про Марину. О, да, с виду это угрюмая неулыбчивая баба-буч, к которой мужики не рискуют подкатывать с легкомысленными щипками за жопу или за сиську, - потому что такая огреет с ноги, и мало не покажется. Кажется - да, холодная, циничная, и даже неприятная. Но... Как показывают лично мои наблюдения - именно такая цепким взглядом оценит любую критическую неприятную ситуацию, и к тому же самому бомжу отнесётся совсем иначе: она, если никуда особо не спешит, может запросто присесть с ним рядышком, предложить ему сигарету, и поговорить за жизнь. Для неё он - человек, который явно нуждается не только в милостыне, но и в добром слове. И, не задавая ему лишних вопросов, а всего лишь оценив вонючий грязный вид, угадает, что ему нужно, и даст ему это (ночлег, чистые штаны, горячий ужин...). Такие как она - делают добро без эмоций, может быть даже холодно и властно, - не требуя благодарности, а просто делая добро. А в ответ на расчувствованные сопли типа "Спасибо, благодетельница моя, дай тебе Бог..." - может состроить кривую мину лица, и сказать: "Ой, короче! Не томи мне мозг, закрой рот и ешь молча".

Марина - человек аналитического ума и правильного действия, а не человек навеивания душистого туману, подобно Женечке. Если сравнивать их с басенными персонажами, то Женечка - типичная обаятельная Стрекоза, а Марина - тот самый хмурый но трудолюбивый и надёжный Муравей.

А их "спортивный" спор - это всего лишь наглядный пример того, что не бытовое обаяние решает сексуальную привлекательность женщины. Если благоверный муж не увидел ничего зазорного в том, чтобы принять пивка из рук чужой женщины, - жены алкоголика, между прочим, - то, видимо, вся его благоверность - это такая же наносная туманность, как и "милота" его супруги Женечки...

Посему, ухмыльнувшись над всей этой некрасивой ситуацией, безапеляционно принимаю сторону Марины.

Братислав Либертус Свидетель   29.01.2017 09:34   

+

"И бабоньки, - из твоих читательниц, - пользуясь твоей "слепотой", всегда стремятся "разуть" тебе глазоньки, и наставить..."

Хохотала до слёз! Вот ведь (думаю) по возрасту ты мне в сыновья годишься, но как же точно ты меня успел "просчитать" за короткое время нашего с тобой знакомства! И, действительно: каких только "разъяснений" я не услышала по поводу того или иного моего сюжета! И ты прав: женский взгляд на вещи, отшлифованный на негласном "историческом" :))) противостоянии "замужних" и "одиночек", однозначно определит Женечку в ряды мучениц и преданных, а вот Марину - в ряды ненавистных всем разлучниц. Что касается мужа Жени - то тут мнения разойдутся: кто-то решительно поставит его к столбу позора, а кто-то (как правило, из тех, кто прощал своим мужьям многое, в том числе и измены), во всем обвинят Марину, а его посчитают невинной жертвой...

Ты очень хорошо набросал портрет обеих - достаточно расхожий вариант: "чистоплюйка", старающаяся быть хорошей во всем - от роли матери и жены до роли доброй самаритянки, и "мужичка", в которой смешалась отталкивающая грубость, способность "просто так" СОЗНАТЕЛЬНО сделать больно тому, кто её раздражает (всяким "чистоплюйкам" вроде Женечки, зажравшимся "буржуям" и пр.) и одновременно готовой нырнуть в самую грязь за тем, кто в эту грязь провалился и тонет.

Марина - циник со стажем. Жизнь её потрепала настолько основательно, что давно вытряхнула из неё все иллюзии. В том числе и в отношении "высоких чувств". Она не верит ни одному мужчине и слово "верность" у ней вызывает только смех: Марина уверена на 100%, что ЛЮБОГО мужика можно уложить к себе в постель...

А вот теперь самое интересное... Ты меня прекрасно знаешь: я не придумываю сюжеты. Иногда я излагаю их довольно подробно, но иногда - только внешнюю сторону, СОЗНАТЕЛЬНО не затрагивая некоторые подробности. Другими словами говоря, читатель видит только вершину айсберга, а основная часть остается от него скрыта. И кода меня просят уточнить какие-то детали, то порой всё оказывается не так, как видится.

В этом-то и суть РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ: мы часто подходим к людям и к ситуациям с ОБЩИМИ мерками, а на деле выходит, что нередко все наши шаблоны "не катят".

Итак, я расскажу тебе о Жене и Марине. Точнее, то, что осталось от этого айсберга "под водой". Оно, по большому счету, на сам сюжет о "спортивном интересе" никакого влияния не имеет, но, думаю, может добавить некоторые краски.

Итак, Марина и Женя. С этими женщинами мне пришлось работать в одном отделе лет 30 назад. Причем с Мариной я пересеклась гораздо раньше - я пришла молодой сотрудницей, а она уже работала в институте уборщицей. Была она старше меня на 14 лет и в её жизни случилась жуткая история. Если кратко: любила она до беспамятства своего мужа, а он ей изменил. И когда она об этом узнала, в тот же день весь свой гнев и обиду обратила почему-то не на неверного супруга, а на ... их общего 3-хлетнего сына. Короче, "в отместку предателю" забила она малыша насмерть. По принципу - "Ах, ты гад-предатель! Сын был для тебя светом в окошке, так вот, получай!"

Она часто рассказывала об этом всем, желающим её слушать. Правда, слегка меняя трагедию с ребенком: по её версии малыш просто упал, когда её не было дома. Хотя это было враньё: на вопли и отчаянный визг малыша на лестничной площадке выскочили соседи и буквально вырвали ребенка из рук обезумевшей матери. Они же вызвали "Скорую" и милицию. Ребенок скончался ещё до приезда в больницу.

Но Марина в тюрьму не попала: её признали невменяемой, отправили в больницу, лечили. Много лет спустя она устроилась к нам на работу уборщицей (до измены мужа, как мне рассказывали, она была подающей большие надежды ученой, возглавляла лабораторию в одном из НИИ в другом городе). Наше начальство её жалело (говорят, кто-то в руководстве был её родственником) и всякий раз "заминало" многочисленные жалобы сотрудников на Марину о её "развратном поведении".

А она просто мстила всем мужикам и всем женщинам. Мужиков она ненавидела, считая их поголовно "тварями" (так она их и называла в разговоре, порой даже в лицо), а во всех женщинах Марина видела личных врагов, которые просто обязаны были пройти через то, через что прошла когда-то сама Марина, пережив измену мужа.

Каким-то удивительным образом (некоторые даже говорили о том, что Марина пользуется приворотными средствами) ей, удавалось привлекать внимание мужчин разного уровня - от грузчиков до руководства нашего института. Она даже снова вышла замуж - правда, муж её выпивал, но она к этому относилась как-то равнодушно.

Более того - она умудрялась, когда ей было нужно, очаровывать и женщин, притупляя их бдительность. Достаточно сказать, что она единственная из технического персонала через своих поклонников всегда получала приглашения даже на "закрытые" банкеты и корпоративы.

Монолог Марины в моём рассказе - это буквально конспективная запись нашего с ней разговора, который случайно состоялся однажды у меня с Мариной накануне моей свадьбы. Марина, надо сказать, почему-то очень хорошо ко мне относилась и даже улыбалась мне при встрече, что было для неё несвойственно.

Видимо, поэтому, узнав о предстоящем моем замужестве, она приложила максимум усилий, чтобы отговорить меня от этого шага. Она убеждала меня в том, что все мужчины, без исключения, д...мо, которое не стоит не то что куска хлеба, но даже доброго слова. Что все они просто пристраиваются в браках, получая в лице жён бесплатную кухарку, прачку, уборщицу и бабу в постель. Что как только женщина заболеет или состарится, каждый мужик начинает искать поздоровее и помоложе... И так далее, и тому подобное... Она даже пригрозила мне "доказать", что и мой избранник такой же, как и все. Но ей это не удалось (не потому, что мой муж проявил похвальную стойкость :))), а потому, что после свадьбы я уехала вслед за ним к его месту службы на другой край страны).

Одним словом, Марина была ярой мужененавистницей и поголовное "соблазнение" ею мужиков стало какой-то извращенной целью её жизни. Причем само это "соблазнение" было вовсе не главным для Марины: главным для этой женщины был момент (собственно, ради него это всё и делалось), когда она распахивала дверь и на весь подъезд объявляла: "Пошел вон!"

Теперь о Женечке. Мы с ней по возрасту были ровесницами, но на работу она вышла гораздо позже меня: до этого она ухаживала за парализованной после несчастного случая (ДТП) свекровью и впавшего в состояние прострации от состояния жены свекра. Сложнее ей пришлось со свекром: она наотрез отказывалась сдать его в клинику для душевнобольных, когда ей предлагали врачи. Она считала, что человек, сломленный горем, и человек, психически неполноценный - это не одно и то же.

Она старалась "привести в чувство" свекра, но это ей не удалось: где-то через полгода после аварии он повесился прямо на глазах своей пятилетней внучки. Девочку выводили из потрясения почти год специалисты всех уровней - от детских психологов до логопедов (она стала заикаться) до невропатологов (у неё отнялась левая ручка). Одним словом, на Женю столько всего навалилось, что про свой диплом ей пришлось забыть на долгие 4 года. Потом, после смерти свекрови и реабилитации дочери, Жене пришлось переучиваться, чтобы устроиться на такую работу, которая позволила бы ей совмещать домашние дела и работу. Вот так мы с ней и познакомились.

Никто не знал о прошлом Жени. Она всегда была улыбчивой и приветливой, обаятельной до невозможности. Никто даже не подозревал, какие у неё проблемы (как потом оказалось, её муж был неизлечимо болен болезнью Бехтерева, да ещё чем-то осложненной). Так как денег в семье было немного, то Женечка всю одежду шила и вязала сама ночами, да ещё этим подрабатывала (о судьбе Жени мы узнали только тогда, когда она уволилась после всей истории с Мариной и наша кадровичка в сердцах бросила - мол, такую женщину не уберегли, куда ей теперь податься?). Кстати, мужа своего она не бросила. Сначала она ушла от него, не сумев простить, а потом узнала от общих знакомых, что его болезнь прогрессирует и он уже почти прикован к постели. Женя поехала и забрала его к себе из больницы.

Что ещё добавить к этой истории? Много лет спустя, уже выйдя на пенсию, я случайно встретила в Москве своего бывшего коллегу из того города, где я когда-то начинала работать в НИИ и где я познакомилась с Мариной и Женей.

От него я узнала, что Марина трагически погибла в 49 лет, защищая своего мужа в какой-то пьяной драке, а Женечка, поставив на ноги детей (мужа она схоронила, когда они ещё учились в техникуме), ушла в монастырь.

Ольга Анцупова   30.01.2017 08:00   

+

Я, конечно, в потрясении, от прибавленного "закулисья"... Даже не знаю, что сказать.

Женечку, конечно, жалко. Но Марину мне теперь жальче ещё больше. До слёз жалко...

Ну, про Женечку там всё понятно. Это даже не буду комментировать. А вот Марина...

Я вот сейчас пытаюсь собрать мысли в кучу. Кстати, я ведь тоже не страдаю любовью к детям. Поэтому чувства Марины я понимаю... Понимаю их, какими они были в тот момент, когда она била своего сына. И понимаю, какими они были до того. Понимаю, потому что разделяю... Может быть, не настолько глубоко, но разделяю. И даже, если бы я стал невольным свидетелем той сцены - то кинулся бы на помощь не ребёнку. А самой Марине... Спасти ребёнка благодетели всегда найдутся и без меня. Но вот Марине в тот момент - больше всех нужна была поддержка и объятия... И я бы постарался её просто обнять. Обнять, задушить в объятиях, чтобы она, переключившись гневом на меня, била меня, а потом, устав, начала плакать... И я бы обнимал её, и гладил по головке, как маленького ребёнка, и шептал бы успокаивающие слова. Любил бы её как ребёнка. И ей бы стало легче. Пусть не намного, но... Ей бы стало легче.

У меня сейчас слёзы текут, как мне жалко Марину. Теперь я люблю её ещё больше. Потому что понимаю ещё больше.

Не могу сейчас подобрать слова, чтобы объяснить. У меня сейчас даже руки дрожат. Для меня её смерть - это потрясение, даже горе... Обидное чувство горя. Настолько мне её жалко. Что сейчас просто хочется рыдать. Я потом соберу мысли в кучу. Потом. Сейчас не могу, нахлынуло. Надо выплакаться сначала.

Прочти у меня вот это: http://проза.рф/2017/01/19/1095 - "Про стимулы жить". Это, конечно, не отвечает напрямую на вопрос о Марине, но... перекликается. И уверен, что она бы поняла, и дополнила. И я бы тоже мог дополнить, но - потом, как-нибудь... А может, и нет, потому что не в этом цель исповеди. А цель - просто показать различие между внешним обаятельным оптимизмом, и внутренним кладбищем... Поэтому Марину я очень хорошо понимаю. Только слов не могу найти достаточно. Вот, пытаюсь найти слова... Пытаюсь анализировать, вспоминать, что у меня уже написано... на эту тему.

Голова болит немножко. Кажется, давление поднялось на нервной почве. Лягу, постараюсь поспать. Такое у меня редко бывает. Руки дрожат до сих пор мелким тремором. Пытаюсь связать мысли...

Очень сильное потрясение. Смерть Марины, её жизнь... Её травмы... Мне так жалко, что её не стало. Хотя она, конечно, тяжёлый человек, в быту, но... Это ведь значит, что она больше всех нуждалась в любви... Я пытаюсь заглянуть в её детство. Пытаюсь мысленно листать страницы её воспоминаний из детства. Если бы я мог полистать её дневник... Я бы многое полезное почерпнул из него. Ей бы это уже не помогло, наверное, но... А может быть, и помогло бы, кто знает. Если бы кто-нибудь просто обнял её за плечи, и сказал: "Я тебя понимаю. Я с тобой"...

Опять наворачиваются слёзы.

Ссылку дал чуть-чуть не ту, дал с "зеркала" Прозы.ру. Вот прямая: http://www.proza.ru/2017/01/19/1095

Братислав Либертус Свидетель   30.01.2017 09:34   

+

Долго раздумывала над твоими словами-откликом... Понимаю тебя очень хорошо, тем более что ты ухватил главное про "внутреннее кладбище". Но...

Тут есть один момент, который нас различает: я - женщина, а, соответственно, для любой психически полноценной женщины ударить ребенка - самое мерзкое, отвратное, духовно блевотное, что можно сотворить.

Даже в самых крайних ситуациях и при самых сильных потрясениях для каждой нормальной женщины ребенок (причем, хоть свой, хоть чужой) - это величайшая ценность, которую оберегают и защищают любой ценой, даже своей жизнью. Что бы ни случалось в жизни женщины, как бы её ни обижали и ни гнули - ребенок в этом не виноват - это раз. И он не просил его рожать, тем более рожать для "психологической разрядки" взрослых, для издевательств или в качестве "мальчика для битья"...

Я как-то написала тебе, что не могла читать твою "Исповедальню". И не из-за твоих испытаний и проблем - у кого их нет? Просто у кого-то их - малая щепотка, а у кого-то нескончаемый, с самого рождения, поток.

Я не могла читать твою "Исповедальню" после рассказа об ОРЗэшном детстве. После ненависти, которая застлала мне глаза и сковала сердце - ненависти (извини) к женщине, которая по какой-то иронии судьбы носила название "мама".

Я всегда стараюсь оправдать любого человека, встать на его место, поглядеть на мир его глазами и т.д., и т.п. Короче - "понять и простить".

Но не в случае живодерок-матерей. Тварей, который не то что поднимают свою поганую руку на детей, а даже просто орут как ненормальные на малышей, надо уничтожать. Это уже не люди: если женщина замахнулась на малыша - она урод, монстр, тварь, опасная для окружающих.

Ребенок - это чудо. Без ребенка для любой женщины жизнь теряет ГЛАВНЫЕ краски. Что стоили бы мои научные звания и регалии, изобретения и публикации, спортивные достижения и мои нынешние многочисленные увлечения и планы с мечтами без огромного и самого важного куска моей жизни - моей дочери? Да, сегодня она уже взрослая и живет самостоятельной жизнью. Но даже на расстоянии мы с ней связаны и духовно, и душевно. А муж мой уверяет, что чувствует даже настроение нашей дочки и иногда начинает ей звонить - мол, что у тебя случилось? Говори правду, я всё знаю! :)))

И в этом нет ничего удивительного: помню, как однажды, открыв глаза в реанимации (разбилась в горах) - увидела ... своих папу с мамой. А ведь они жили на другом конце страны, сообщить им об этом никто не мог, так как я специально не говорила врачам о наличии близких родственников (чтобы не испугать родителей), а муж тоже ничего не знал - он был в дальнем плавании.

Но мама сказала - два дня назад я почувствовала, что с тобой что-то случилось. Звонить тебе не стали, решили с папой навестить, приехали на турбазу и узнали, что связка сорвалась...

К чему я это всё? Про реакцию на картину: Марина лупит малыша за измену его отца. Моя реакция была бы совсем иная, чем у тебя - я просто бы придушила такое чудовище в юбке.

Ольга Анцупова   31.01.2017 07:06   

+

А для меня ребёнок - ничто. Потому что я сам был ничто, когда был ребёнком...
О.И. ненавидела меня только за то, что я ребёнок. И, собственно, и мне этим привила ненависть к детям только за то, что они дети... Я не могу любить детей. Я не в состоянии.
Я много думал об этом, анализировал... И я понимаю, что для того, чтобы я смог полюбить детей - мне сперва нужно самому испытать любовь к себе как к ребёнку... Испытать, почувствовать на себе, что это такое. Понять, за что любят детей. Потому что я не понимаю, за что их любить. Но зато очень хорошо понимаю, за что их можно ненавидеть.
Хотя понимаю, что это, наверное, неправильно. Я не знаю, Оль. Я просто не знаю. Хотя - да, любой и все дружно скажут, как и ты: что детей нужно любить, что это святое. Но я - не понимаю...
Вот поэтому я однажды посвятил этой теме несколько своих публикаций. В первую очередь - написал стихотворение "Молитва о непорочном зачатии" http://www.proza.ru/2016/12/31/1642 - и определил его в особую папку, которую назвал "Стихи не для чтения". Если понимать подтекст, знать, о чём то или иное стихотворение в этой папке - то понять можно. Но для непосвящённого они - конечно же, тьма непонятная. Поэтому и назвал папку: "Стихи не для чтения".
И ещё недавно написал исповедь-интервью "42 ярких ответа" http://www.proza.ru/2017/01/02/199 - где ответил на 42 вопроса, которые, вообще-то, предназначены для ребёнка... И на вопрос "Кем хочешь быть, когда вырастешь?" - я ответил: "Ребёнком".

Братислав Либертус Свидетель   31.01.2017 07:36   

+

Братис, ты сказал абсолютно точно (чуть перефразирую): "Чтобы любить детей и желать родить своего ребенка, надо вырасти в материнской любви, надо быть самому любимым ребенком"...

Иначе получается так: детей заводят (слово-то какое - "заводят"! как птичек или котят) просто потому, что "так принято", "так все делают", "а как же семья без детей"? По инерции завели, по инерции вырастили (кормили-поили-одевали), иногда даже гладили по головке или хвалили за что-то (опять-таки, потому что "так надо, так правильно"). Одним словом, такие родители (и их, к сожалению немало) честно исполняют "родительский долг" ("материнский долг", "отцовский долг"). А ребенку нужна ЛЮБОВЬ, а не безупречно выполняемые "материнские должностные обязанности"...

И вот ребенок растет в такой атмосфере. И потом сам в свою очередь создает семью (потому что так надо), рожает детей (потому что в семье должны быть дети), растит их более-менее заботливо (исполняет "родительский долг")... А любви-то нет! Есть отчужденно-ответственная забота о ПОТОМСТВЕ. Фактически - исполнение долга "продолжения рода"...

Поэтому на реплику - "должны любить детей" - я всегда отвечаю: "никто никого не должен любить"!!! Там, где появляется слово "должны", там нет места любви и душевного трепета. А поэтому лучше быть честным перед самим собой: не хочешь растить детей - не рожай их! Не плоди несчастных малышей...

Лучше прожить одному - без детей или без семьи, чем рожать детей по причине того, что "должен" (кому должен?), или создавать семью потому, что "так принято" (кем принято?).

С теплом и любовью, я

Мне кажется, ты бы мог написать хорошую статью-размышление на тему семейных ценностей на личном примере. Люди привыкли в этом вопросе ориентироваться на шаблоны, говорить красивые слова, постоянно напоминать о "долге". Но мало кто задумывается о "качественной стороне" семейных отношений. Мало кто заглядывает своим детям в душу. Живут по принципу: я выполнил свой долг - я дал ребенку всё, принес в жертву (а кто тебя просил об этой жертве?!) свою молодость и здоровье, растил-поил его, на ноги поставил, образование дал.

А ты можешь всю эту благостную картинку вывернуть наизнанку своими рассуждениями, подкрепленными не общественными стереотипами и правилами, не заезженными клише и красивыми лозунгами, а ЛИЧНЫМ опытом.

У тебя есть в "Исповедальне" отдельные случаи-фрагменты. Они-то и могут стать обоснованием тому, что лучше оставаться одиноким, чем передать невольно своё "кладбище души" собственным детям...

Ольга Анцупова   31.01.2017 08:05   

+

Статья ничего не даст, потому что она будет всего лишь сводом обобщающих и ни о чём не говорящих терминов, - банальных и звучащих дёшево, и потому не доходящих до сердец людей. Но, чтобы донести до их сознания всё простым и понятным языком - я и пишу свою Исповедальню... Вот поэтому я и говорил тебе, что Исповедальня - по моим меркам - самое ценное, что есть вообще в моём творчестве. Потому что аналогов ей нет попросту, ни у кого. Люди не привыкли писать о себе, - тем более, писать неприглядное. Или хотя бы писать о мечтах... Нет. Обычно пишут либо о своих текущих страданиях (чаще всего надуманных, и чаще всего на любовном фронте), либо о примерах в судьбах других людей (как делаешь ты). А вытаскивать наружу своё собственное бельё - я не видел, чтобы кто-то решился... Может, такие люди и есть. Но я их не встречал. И не слышал о таких. Поэтому в моём сознании я - первый.

Братислав Либертус Свидетель   31.01.2017 08:24

* * *

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/01/31/705