Лев Толстой и инкарнация Гермеса

Владислав Мирзоян
сборник "Баю-бай-басенки" - https://ridero.ru/books/bayu-bai-basenki/

Лев Толстой очень любил Эзопа.
И решил его басню «Гермес и дровосек» крестьянским детям рассказать - как дровосек уронил топор в море,
а Гермес ему за честность - три достал.
А как детишкам объяснить, кто такой Гермес?
Задумался Лев Николевич.
И вот что из этого вышло…
*

                ЛЕВ ТОЛСТОЙ
               ВОДЯНОЙ и МУЖИКИ
                басня

«Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать.
Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит: «Твой это топор?»
Мужик говорит: «Нет, не мой».
Водяной вынес другой, серебряный топор.
Мужик опять говорит: «Не мой топор».
Тогда водяной вынес настоящий топор.
Мужик говорит: «Вот это мой топор».
Водяной подарил мужику все три топора за его правду.
Дома мужик показал товарищам топоры и рассказал, что с ним было.
Вот один мужик задумал то же сделать: пошел к реке, нарочно бросил свой топор в воду, сел на берег и заплакал.
Водяной вынес золотой топор и спросил: «Твой это топор?»
Мужик обрадовался и закричал: «Мой, мой!»
Водяной не дал ему золотого топора и его собственного назад не отдал – за его неправду».
*

      ЛЕВ ТОЛСТОЙ и ИНКАРНАЦИЯ ГЕРМЕСА
                побасенка

Поехали мужики на рыбалку.
Классически поехали, втроём.
Приехали, расположились на бережку, удочки закинули и прочее рыболовное.
А водочку, мужики в водичку у берега положили, охлаждаться...
Сумерки спускались, с воды туман пополз и стало зябко.
Решили мужики костерок разжечь.
Взяли топор и давай рубить коряги на дрова.
И так размахались топором, что тот - бульк - и в воду упал.
Расстроились мужики.
И тут вынырнул Водяной…
Ох, и страшён же! Весь в длинной тине, как мамонт, осклизлые плавники торчат во все стороны, морда - не то бегемота, не то жабья, глазищи навыкате, как бильярдные шары, и перепонки между крючковатыми пальцами с когтями.
Испугались мужики…
И сказал он страшным загробным голосом:
- Я Водяной! Я подводный царь! Греки звали меня Гермес. Кто мне топором по башке попал? - и потрогал затылок.
Тут мужики совсем перепугались - это уже наезд конкретный, не мифологический.
А мужики были неверующими, Бога забывшими - сил ни чистых, ни нечистых никогда не видали, да и не собирались верить в их существование. Но тут - даже перекрестились.
- Да не - мы просто уронили, - оправдываясь, залепетали мужики, - Звиняй, мужик. Мы ж не знали, что ты там плаваешь. 
- А-а! Эзопа начитались - и уронили,  - догадавшись, усмехнулся Водяной, - Думаете, я вам - три топора достану?
Про три топора мужики поняли сразу - про народный портвейн «три семёрки», а вот про Эзопа - не очень.
- Какой такой эзопа? - не поняли мужики.
- Так вы ещё и Эзопа не знаете? - даже не поверил Водяной.
- Не знаем, барин, -  заикаясь, признался за всех первый мужик.
- Ты не знаешь, кто такой  Эзоп! - рассердился Водяной.
- Болото… наверное, тут… держит, - со страху показывая рукой куда-то в туманную даль, стал гадать второй мужик.
- Смотрящий? … по утопленникам, -  деликатно уточнил третий.
- По утопленникам - у нас русалки из омута, - строго поправил его Водяной. И нахмурился, -  Чтоб завтра же мне  - Эзопа прочли!
- Слушаемся, Ваше Высокоблагородие! - поклялись мужики.
- Бля будем!  В натуре, -  для убедительности добавил один из них.
- А Толстого знаете?  - грозно спросил Водяной.
- Знаем! - обрадовались мужики и наперебой стали доказывать, - Петьку-то? Конечно, знаем. Депутат. Раньше программу «Время» вёл. Хороший мужик. Давеча дельную вещь про революцию сказал - кто её сделал.
-  Мало - топор утопили, так вы ещё и один малый народ недолюбливаете, - нахмурился Водяной, - А я-то вам железяку вашу достать хотел. Теперь не то, что топора вам не будет, я ещё и бутылки ваши перебью.
Ох, зря он это сказал.
*
продолжение - https://ridero.ru/books/bayu-bai-basenki/