13-го чертобря. Чудовищно! - 1

Павел Облаков Григоренко
Недавно, Бог сподвиг, попал к родственникам на Украину. Ой терпел, ой не хотел об этом говорить, но, вижу, - надо. Надо, потому что замалчивание правды равно чистой лжи, а ложь это есть один из смертных грехов. Был в 3-х замечательных, знаменитых с исторической и других точек зрения городах - в Харькове, в Одессе, в Измаиле. Буду стенографически краток. Вначале о языковой политике в "нэзалэжной".

1. Жители вышеназванных городов на бытовом уровне сплошь говорят на русском языке, изредка при общении в речь прорывается словцо-суржик, например: "гроши", "брехать", "дивчина", "хлопец", ровно то, что было на Украине и 10, и 20 и 100 (по рассказам моей родни) лет назад.

2. Paradox.  Украинское ТиВи в режиме шквального огня вещает на "мове", в школах, в ВУЗах обязали преподавать на ней же, за неподчинение - вон на улицу. Но школьники и студенты, выйдя из стен учебных заведения за редчайшим исключением, переходят на привычный русский язык. Представьте, если бы, к примеру, в Британии некие силы принуждали бы общество разговаривать на исландском языке. Я ничего не имею против удивительной страны Исландии и её не менее удивительного языка, но иначе, как оккупацией, ситуациию было бы трудно назвать. 

3. В поезде "Харьков-Одесса", направляясь в Южную Пальмиру и намеренно прикупив плацкарту, чтобы быть в гуще людей, попал в следующую ситуацию. Напротив меня в купе устроилась полногрудая провинциальная (по харьковским меркам) хохлушка откуда-то из центральной Украины, мамаша, судя по её телефонным переговорам, великовозрастной дитяти-студентки, поступившей в харьковский вуз, но почти годная в дочки мне. Гордо общалась по телефону "на мови". Заговорил с ней по-украински (чудово володию литературною украйинською мовою), выяснилось, что половины украинских слов она просто не понимает (Що? Що?- всё время меня переспрашивала, наклоняясь ко мне. Например, "зонт" у неё был "зонт", а не "парасолька", пуговица - "пуговыца", а не "гудзык",  тряпка - "тряпка" и проч. классическое, я намеренно заворачивал), говорит именно на суржике, как говорит почти вся местечковая Южная Русь, от Воронежа до Ставрополя.

Так, что там дальше...