Глава vii раздел 7. 1 подготовка к проникновению

Юрий Кузнецов 3
      7.1 Подготовка к проникновению

     Из первых глав уже известно,  какая часть важнейшей и рискованной работы была проделана Зорге до его прибытия в Японию и ее результаты. Кратко следует напомнить главные составляющие тщательной подготовки в Центре. Как известно из главы VI,  для Зорге решили  оставить собственную фамилию и профессию международ-ного журналиста. В дальнейшем все зависело от того насколько умело и убедительно Зорге, изучив оперативную обстановку в Германии и составив план, сумеет создать там «крышевое прикрытие», которое объясняло бы цель поездки в Японию и продолжи-тельную работу там.
     Чтобы читателю было ясно, о чем идет речь,  прежде всего надо четко разде-лить понятие «Крыша» в  разведке и в криминальном мире.   В обоих случаях в узком смысле это слово, взятое  в кавычки, означает "прикрытие". Но в действительности применительно к разведывательной деятельности и к криминалу имеет принципиально  разную суть. В первом случае вся деятельность разведчиков за рубежом (с легальных и нелегальных позиций) различными способами направлена в интересах защиты своего государства, своего народа, во втором – она направлена на поиск или создание во влиятельных кругах внутри страны  «крышевых возможностей» для криминального лич-ного обогащения за счет обкрадывания своего народа.  Что такое  криминальная «крыша» и как она используется,  читатель и зритель прекрасно знают из газет, ра-дио, насмотревшись различных сериалов в особенности по каналу НТВ.
     В разведке «крыша» используется в следующих случаях: выступая под прикрытием различных государственных учреждений в своей страны  с целью вербовки представи-телей интересующих  иностранных государств или за рубежом под «крышей» «легаль-ной»  резидентуры в составе посольства и разведчиков в различных представитель-ствах своего государства.
     Организация разведки какой-либо страны с нелегальных позиций представляет из себя огромную по объему работу и затрату сил, таланта, умения, знаний, изобрета-тельности и многих, многих других специфических качеств. Вряд ли я ошибусь, если приравняю эту часть разведывательной работы к особой части науки, и выражу восхи-щение и высочайшее уважение к ее участникам.
     Следует подчеркнуть, что в сравнении с нынешними сложнейшими проблемами даже во времена Зорге оформить и заслать разведчика–нелегала было нелегко. Особенно в отношении такой страны как Япония.
     Целеустремленный, настойчивый поиск Зорге  «крышевых прикрытий» увенчался, не побоимся этого слова, огромным успехом и представляет определенный интерес. Поиск своего места он начал с посещения редакций небольших газет, которые еще не привлекли внимание гитлеровцев. В результате он стал сотрудником «Мюнхенер иллю-стрирте прессе», корреспондентом «Берлинер берзёнцайтунг», «Тэглихе Рундшау», «Дойчер фольксвирт», сотрудником голландской биржевой газеты «Алхемеен хандель-сблад» в Амстердаме, членом редколлегии «Хот фатерлянд» (Гаага)».
     В раделе «7. Процесс легализации в Германии» главы VI описывается случай везения при посещении газеты «Тэглихе Рундшау» в Берлине в отношении подполков-ника Отта.
     Большое значение для Зорге представило бы получение аккредитации от солидной газеты «Франкфуртер цайтунг». Но он, взвесив опасность быть разоблаченным, только неофициально посетил редакцию, поговорил с некоторыми сотрудниками, осмотрел рабочие помещения, чтобы освежить прежние знания и запомнить обстановку для буду-щего использования.
     Надо полагать, что решение Зорге посетить Карла Хаусхофера и предложить ему свои услуги было безумно рискованным, все равно, что положить голову в пасть льва, но «как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское». Хотя это выра-жение уже всем известно и опошлено, но суть во многих случаях остается правиль-ной.
     В разделе «7» главы VI дается подробное описание Карла Хаусхофера, генерала, опытного разведчика, талантливого ученого, приближенного к ближайшему окружению Гитлера и его соратников.
     Решение Зорге посетить К. Хаусхофера показывает не только холодный расчет этого смертльно опасного шага, но и четкую выверенность задуманного и  великолеп-ное исполнение.   
     Безусловно, Зорге проштудировал все до мельчайшей подробности имевшиеся данные о Хаусхофере. При этом он нашел слабое звено в биографии Хаусхофера, кото-рый был влюблен в Японию до конца своей жизни.
     Результат встречи невозможно преувеличить. Зорге, будучи доктором наук, что поднимало его престиж, проявил все свои лучшие качества аналитика, квалифициро-ванного и обаятельного собеседника, вызвал у Хаусхофера доверие в такой степени, что Зорге не только  фактически получил устный «карт-бланш»  на представительство журнала «“Zeitschrift f;r Geopolitik” («Журнал геополитики») в Японии, но  и хвалебное  рекомендательное письмо своему другу Дебути Кацудзо, японскому послу в Вашингтоне.
     Одновременно, не тратя времени, он занимался закреплением своей «легенды», в качестве международного журналиста. Как известно, еще в пути на пароходе в Японию он обдумывал возможные темы статей для газет, которыми он был аккредитован. При-быв в Токио 6 сентября 1933 г., он направил две статьи в  биржевой вестник «Берлинер берзёнцайтунг», которые  были напечатаны 18 октября и 27 ноября  1933 г.
     На основе великолепной рекомендации Хаусхофера-друга Японии  Зорге, отправляясь в путь непосредственно в «Страну восходящего солнца», фактически уже был «персоной грата» с письмом в МИД Японии. К тому же эта поистине необычная история с иностранным журналистом произвела впечатление в германском  посольстве. Слух об этом распространился в дипкорпусе и среди иностранных представителей. Зорге настолько умело подал встречу, беседу с К. Хаусхофером, предствительство его журнала, получение рекомендательных писем, что создавалась убедительная видимость наличия возможности у Зорге для выхода на самый верх гитлеровского руководства и благосклонное отношение со стороны японцев.
    То есть в итоге Зорге с самого начала создал себе надежную «крышу» как по линии германского посольства, так и в МИД Японии.