Фруктовая тётя

Наталья Бузуева 2
 Вот и весна с веселыми капелями и теплым солнышком, вот и первые весенние Аришкины каникулы.
- Ура, ура, ура! Едем к бабушке в деревню! - с порога заявила Арина, завидев маму.
- Ну, сама посуди, мам, ну что я тут буду делать? А там у меня друзья, там по речке льдины будут плыть. Это так здорово!
- Ладно, ладно, уговорила! - согласилась мама. - Едем к твоей прабабушке – к бабушке Дусе.
- Вот про нее я и говорю! - согласилась Арина.
Прабабушка Арины, баба Дуся, была 75-летней старушкой, довольно-таки крепкой на вид. Она держала корову, которая давала по целому ведру молока. Аринка любила парное молоко, а еще она любила, когда в гости приходила, как она её называла, «фруктовая тётя». Звали тётю Груша, по фамилии Виноградова, вот и получилась «фруктовая тётя».
Аринка любила слушать их с бабушкой разговоры, в этой деревне было какое-то свой говор, такого нигде больше не было. Старые люди там в место «Ч» говорили «Ц». Например, не чай, а цай, не чашка, а цашка. Арине это казалось смешным, она тихонько подслушивала и посмеивалась. Потом решила, что надо это как- то исправлять, и стала учить старушек говорить правильно.
- Бабушки, - говорила она. - Пора учиться правильно говорить! Вот скажите «чай».
- Чай, - повторяли вдруг притихшие бабушки.
- Правильно! Надо говорить «чистый», а не «цыстый».
- Да все мы знаем, доценька, - тут же возразила тетя Груша. Меня и доцка ругает: «Стыдно», - говорит мама за тебя, в город поедешь, так в автобусе все поворачиваются с твоим «ц». Ну а что я поделаю? Так наши матери и бабушки разговаривали, ладно хоть на детях обрывается это «цоканье».
- Но учиться надо! - решили все.
Вбежала кошка.
- Кииса,- хотела взять кошку на руки Арина.
- Не трогай кошку, а то уЧаряпнит!- выпалила тетя Груша.
Арина так и покатилась со смеху:
- Не «учаряпнит», а «оцарапает»!
- Ну вот, опять не так! - сказала тетя Груша.
- Дусь, завтра за цыплятами на рынок поедем?- спросила тетя Груша, размышляя про себя, правильно ли она сказала слово «цыплята».
- А как же, весна на дворе, пора уже закупать, чтоб к осени хорошие курочки выросли, - согласилась баба Дуся.
- И я с вами, ладно, бабуль? - воскликнула Аришка.
- Ладно, ладно. Будешь нас одергивать с нашим говором.
Приехали на рынок. Цыплят было много, желтые комочки пищали и пищали, создавая гвалт и шум. Тетя Груша подошла к продавцу и выпалила с боевой выправкой:
- Доцк, поцём чиплятки?
Продавщица чуть не лопнула от смеха. Арина тоже засмеялась.
- Цово вы смеётесь? Я же правильно сказала: «чиплятки», как ты и учила.
- Правильно говорить не «чиплята», а «цыплята», не «поцом», а «почем», - давясь от смеха, говорила Арина.
- Ну вот, опять не так! Да ну вас с вашим «ч». Как говорила, так и буду говорить, что мне – замуж выходить чтоле? Старая уже переуциваться.
Купили цыплят, посадили в корзинку и покрыли марлей:
- Чтобы не задохнулись и не разбежались, - пояснила бабушка.
Дома Аринка рассматривала цыплят и гадала, кто же петушок, а кто курочка.
- Сейчас я вас накормлю, милые мои «чиплятки», - сказала Арина и вновь рассмеялась, вспомнив «фруктовую тетю».