Ч. 27 Нашли покой на дне океана. 5 июля

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/30/2254

Английский транспорт «Empire Byron» получил повреждение от взрыва торпеды, сброшенной 4-го июля торпедоносцем Heinkel He 111.

Его экипаж под руководством капитана Джона Уортана делал всё возможное, чтобы спасти транспорт и доставить свой груз в Архангельск.

На судне находились танки, самолёты, автомашины и различные военные материалы. Благодаря усилиям британских моряков «Empire Byron» малым ходом продолжал упорно следовать за конвоем.

Но в 08.23 5-го июля одинокий транспорт торпедировала подводная лодка U-703. Транспорт затонул. Погибли шесть членов экипажа и один пассажир. Второго пассажира немецкие подводники взяли в плен. Трудно сказать, кем были те таинственные пассажиры, которые путешествовали столь опасным маршрутом.

Остальных 62 человека подобрал тральщик ближнего охранения «Dianella». 16 июля он доставил моряков в Архангельск.

Американский транспорт «Fairfield City» авиация потопила вместе с экипажем бомбами. У тех, кого торпедировали, было больше возможности спастись, они иногда успевали спустить шлюпки.

Американский транспорт «Honomu» торпедировала и потопила в Баренцевом море подводная лодка U-456. Через тринадцать суток английские военные корабли спасли двадцать два человека из экипажа, находившихся в спасательных шлюпках.

22-го июля немецкая подводная лодка  U-209 обнаружила третью спасательную шлюпку с моряками потопленного транспорта. В ней находились едва живые десять англичан. Девять человек уже умерли, их сбросили в море. Из сорока одного человека экипажа погибли тринадцать, некоторые умерли после спасения из-за переохлаждения.

Подводной лодкой U-456 командовал капитан-лейтенант Макс-Мартин Тайхерт, награждённый Рыцарским Крестом. Он потопил шесть судов и два повредил, в том числе и английский крейсер «Эдинбург» с грузом золота, который позже пришлось затопить.

Должен заметить, что почти все подводники, которые топили транспорты, тоже нашли свою могилу в холодных полярных водах.

12 мая 1943 года подводную лодкуU-456 потопил английский эсминец. Из экипажа не выжил никто.

Подводная лодка U-209 бесследно сгинула вместе со своим экипажем из 46 человек в районе Исландии в мае 1943 года. Ей в этом «помогли» канадская «Летающая крепость» и британская летающая лодка «Каталина».

Американский танкер «Pan Kraft» был атакован бомбардировщиками «Ju-88». В него не было прямых попаданий, бомбы разорвались рядом с судном, но от сотрясения разорвались нефтяные магистрали и паропроводы. Судно окутал пар, а помещения залило топливо.

Ничего не оставалось, как покинуть танкер. Британский корвет «Lotus» из своих орудий малого калибра безуспешно пытался потопить танкер. Тот затонул сам в 6 часов утра 7-го июля после взрыва внутри корабля.

Голландский транспорт «Paulus Potter» находился к северо-востоку от острова Медвежий, когда его атаковали пикирующие бомбардировщики  Ju 88. Транспорт получил большие повреждения. 76 человек экипажа покинули судно, остававшееся на плаву, полагая, что судно уже не спасти. По-разному вели себя капитаны.

На борту транспорта находились 2250 тонн различных военных грузов, боеприпасы, 34 танка, 15 самолётов и 103 грузовика. Пять суток гребли на шлюпках к Новой Земле все 76 человек, их встретило и спасло советское рыболовное судно.

Когда этого «Летучего Голландца» обнаружил командир подводной лодки U-255 капитан-лейтенант Рейнхарт Рехе, он сначала не поверил такой удаче. Потом послал на покинутый транспорт двух механиков из экипажа. У него появилась мысль привести транспорт в Норвегию.

Но машинное отделение было заполнено водой. Немцы обшарили всё судно, взяли для себя и экипажа одеяла, сигареты, продовольствие и, конечно, все секретные документы, которые обнаружили на мостике и в капитанской каюте. Прихватили и флаг. Затем Рехе потопил транспорт одной торпедой.

На британском транспорте «River Afton» держал свой флаг начальник конвоя коммодор Джон Даудинг. Транспорт вёз 2 314 тонн  военных грузов, 36 танков, 12 автомашин и семь самолётов. Подводная лодка U-703 заметила судно в 21.02 5-го июля к северо-востоку от Кольского полуострова.

Командир подлодки капитан-лейтенант Хайец Бифельд атаковал транспорт. Первая торпеда, попавшая в корпус «River Afton», причинила тому серьёзные повреждения. Бафельд выстрелил ещё двумя торпедами в 21.05 and 21.22.

 Взрыв разломил транспорт на две части, и судно исчезло под водой, унося с собой 15 членов экипажа, одного пассажира и двух английских морских штабных офицеров.

Корвет  «Lotus», находившийся неподалёку, спас 38 человек, включая мастера (капитана транспорта) и коммодора конвоя. На борту корвета уже находились 29 человек, спасённых с транспорта «Pan Kraft».

 Трудно себе представить, как происходило спасение людей из ледяной воды, одетых в тяжёлую зимнюю одежду. Времени и возможности спустить шлюпки, на транспорте не было.

Подводная лодка не стала атаковать маленький корвет, видимо, приберегая торпеды для более достойной цели.

Последним в тот роковой день немецкие самолёты потопили  британское спасательное судно «Zaafaran».   Его экипаж спас 220 человек. Народ на корабле был опытным, поэтому потеряли только одного члена экипажа, успели спустить шлюпки и покинуть тонущее судно.

Даже когда смотришь фотографии или короткий документальный фильм, понимаешь, каким рискованным было каждое плавание в составе конвоя, или, что ещё хуже, в одиночном плавании.

 Физические и психологические нагрузки с трудом выдерживали опытные моряки, а, ведь, на советских судах экипажи нередко состояли, по преимуществу, из женщин.

Продолжение этой грустной истории http://www.proza.ru/2017/02/02/802