Глава vii часть первая пролог

Юрий Кузнецов 3
ГЛАВА VII
«Портрет, характер, работа, алкоголь, женщины»

 «Каждый серьезно занимающийся изучением
жизненного пути и методов работы  этого
советского разведчика знает, что у него не 
оставалось времени на бесконечные застолья
и амурные похождения, которые охотно при-
писывают героическому борцу за мир буржу-
азные щелкопёры

 Ю. Мадер, историк, писатель

      

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


      Пролог
   
     В предыдущих главах в  основном рассказывалось о разведывательной работе Зорге, но при этом только в отдельных случаях приводились описания личного характера. Но, естественно, интересно познакомиться более близко с этим неординарным человеком,  его описанием друзьями, врагами, коллегами, мужчинами и женщинами, что он любил и что не терпел, а самое главное разобраться в том, что написано о нём, отделить «зерна от плевел».
     Приведенный эпиграф Юлиуса Мадера в сжатой форме дает четкий отпор клеветни-кам и фальсификаторам, фактически разоблачает всяческие измышления о жизни Рихарда Зорге. Его враги, прекрасно понимали, что трудно, несмотря на все стара-ния, исказить блестящие достижения, достигнутые им в разведывательной работе. Но у них было огромное желание  любой ценой опорочить его. Для этого было выбрано в разных вариантах описание якобы разгульной жизни Зорге не только в Шанхае, но и особенно в Токио в виде беспробудного пьянства и многочисленных без разбора связей  с женщинами, что, по их мнению, могли представить его в неприглядном виде и вызвать у читателей отвращение. 
     В этой главе дается содержание эпиграфа в развернутом виде. Приведенные примеры гово-рят сами за себя и помогут каждому читателю составить о Зорге собственное мнение.
    Но прежде чем продолжить повествование о жизни и деятельности Рихарда Зорге хочу привлечь внимание читателя к очень важному обстоятельству, которое позволяет занять объективную позицию в оценке произведений тех или иных авторов.
     Когда обнаружилось, что на протяжении восьми лет Рихард Зорге, являясь советским разведчиком,  «водил всех за нос», эффект был огромный и затронул прямо или косвенно судьбы и чувства очень многих людей. Причем некоторые из них, кото-рые искренне были расположены к Рихарду и действительно любили его, из-за предна-меренного обмана были оскорблены, не понимая специфики его работы, в лучших чув-ствах. Естественно, эта горечь осталась на многие годы и в последствии, когда возникла  тема «Зорге», трудно было требовать объективности от этих людей. К тому же, с момента событий  прошли десятилетия, многое забылось или стало видеться по другому. Появились книги и фильмы, в которых авторы излагают события по-своему. Естественно, что в рассказах и воспоминаниях о нем даже со стороны людей, которые считали его другом, были близки к нему, могут находить место необъективные или скажем мягче – субъективные оценки его поступков, а о врагах и говорить нечего.  На эту особенность и хотелось обратить внимание.
      Примечание: Свыше десяти лет, правда, с большими постоянными перерывами, занимаюсь изучением всего возможного материала о Рихарде Зорге. Могу с огромной убежденностью сказать, что годы, проведенные «рядом с ним» не только не пропали даром для меня, так  как они дали моральный, душевный заряд, но и позволили познакомить многих людей с действительной жизнью и деятельностью неординарного человека, отбросив зависть, клевету, фальсификацию, извращения. Итоги работы также дали возможность с чистой совестью назвать его великим разведчиком и талан-тливым руководителем разведывательного коллектива.
     Когда мы называем его великим, то не грешим против истины. В советской/российской разведке можно назвать сотни выдающихся разведчиков, укрепивших могу-щество нашей страны и прославивших ее. Естественно, талантливые люди были и есть и в разведках других стран.
     Но величие Рихарда Зорге выделяют  два момента. Некоторые авторы подчерки-вают факт того, что ему удалось внедриться в «Страну восходящего солнца» и что это являлось немаловажным этапом разведывательной операции. Возражений нет! В этой связи советую прочитать очень интересную книгу Дубоносова Л.А. «Нелегал за океаном».
      Но суть в том, что, активно работая в интересах обеспечения безопасности Советского Союза, он постоянно, фактически без малейшего передыха, находился в плотном вражеском окружении и  дело иногда доходило даже до того, что некоторые интимные подробности его домашней жизни подсматривались японскими службами. Несмотря на состояние здоровья, он работал на износ и одновременно эффективно руководил резидентурой.
     Выдающийся результат его подвига описан подробно в главе XV «Московская битва».
     Но борясь против германского фашизма и японского милитаризма, он в тоже время старался защитить японский народ от бедствия войны. Недаром японская газета «Ниппон токусё сим-бун» отмечала: «Нечего и говорить, что Зорге сам по себе является выразителем эпохи – он великий борец во Второй мировой войне… Может быть, это будет некоторым преувеличением, но стоит сказать, что его жизнь воплотила в себе мировую историю, начиная с конца Первой мировой войны и кончая Второй мировой войной».
     Примечательно, что Его Высокое Императорское Величество, правительство Японии и народ признали вклад Зорге и, хотя он был казнен, фактически разрешили, что является беспрецедентным случаем, сперва его гражданской жене Исии Ханако, а  затем и советскому правительству увековечить память Зорге  (а фактически и его погибших соратников) на кладбище Тама в Токио.   
   При изучении жизни и деятельности Зорге обращает внимание  необычно большое число опи-саний, отзывов о нем, оценок, хотя он не был ни всемирно известным политическим деятелем, ни выдающимся ученым, ни  признанным кумиром в области искусства. Более того, его имя принадлежит, в общем-то, к сравнительно узкой области общечеловеческой деятельности. Но, тем не менее, когда заходит речь о предвоенном и начальном периоде 2-й Мировой войны, к описанию Рихарда Зорге подключается большое количество людей различных национальностей и профессий, которые имели к нему какое-либо отношение доброжелательное или враждебное (политики, журналисты, корреспонденты,  разведчики, коммерсанты,  ученые, дипло-маты, военные, лица многих других профессий, соратники, друзья, враги, завистники, мужчины и женщины). При этом используются книги, журналы, кино- и телефильмы, радио, стихи, пьесы, памятники и скульптуры и весь обширный потенциал Интернета.
     Совокупность изложенного в результате изучения  дает возможность составить довольно полное представление о нем, хотя часть материалов недоступны до сих пор: некоторые из них сгорели в Токио, когда возникли пожары в результате бомбарди-ровок американской авиации, какое-то количество было собрано американскй раз-ведкой оккупационных войск в Японии и, частично, в Китае, переправлено в США и закрыто для ознакомления широкой публики. Что касается нашей страны, то особое место занимает та часть документов, которые раскрывают совершенно секретную деятельность Отдела международных связей ИККИ и среди которых могут в какой-то малой мере всплыть поручения, которые от случая к случаю   давались Зорге, хотя к этому отделу он не принадлежал.
     Несмотря на отсутствие  отдельных данных, можно с уверенностью сказать, что они не могут исказить то главное, что нам известно.
         В главе II подробно описаны многие стороны жизни и деятельности Рихарда, начиная с детства и юности, но как говорится «за кадром» остались  важные детали, которые сыграли весьма важную роль во всей его жизни.
     Начать надо, прежде всего, с того, что при рождении генетически он получил прекрасное наследие от здоровых родителей (матери – русской, отца – немца) что позволило ему в дальнейшем выдержать неоднократные ранения, болезни и огромные физические, моральные и этические нагрузки. От отца ему достались не только привлекательная внешность, благородный вид, но и тяга к познанию, настойчивость в достижении поставленной цели. На примере отца и матери он понял, что такое труд, когда видел насколько им нелегко вырастить многочисленных родных и сводных бра-тьев и сестер. От родителй он унаследовал доброту и непримиримое от-ношение к несправедливости, требовательность к себе и другим, уникальное трудолюбие, упор-ство в достижении поставленной цели, мужество.  Конечно, в дальнейшем участие в войне, в революционной борьбе, работа в ИККИ и в разведке внесли определенные изменения в его ха-рактер. Проще говоря, жизнь его многому научила и, конечно, с возрастом  в определенной  степени изменила его характер. Но заложенные в детстстве и юности главные положительные черты сохранились на всю жизнь.
    То, что он не был ангелом, мягким и пушистым–это не вызывает никаких сомнений и у него, конечно, как у каждого человека были недостатки. Но он был Человеком!
     Работая в ИККИ Зорге запомнился коллегам принципиальностью, жесткостью суж-дений и большой работоспособностью. К слову из-за этой принципиальности у него не сложились отношения с Айно Куусинен, женой одного из ведущих руководителей ИККИ.
     Зорге обладал самодисциплиной и фантастической работоспособностью. Когда знакомишься с его деятельностью на всех жизненных этапах просто изумляешься тому, что он успевал сделать.
     Так, работая в ИККИ, он с 1925 по 1927 год только в одном  из издававшихся в Москве теоретических журналов опубликовал семнадцать серьезных статей, не считая двух книг, изданных примерно в тоже время. В два месяца – статья! И каждая содержит громадный фактический материал, свидетельствуя об обширной эрудиции ав-тора, умениии анализировать сложнейшие проблемы современности.
     Он прочитал огромное количество книг, заполнял бесчисленные   тетради  выписками из статистических справочников, экономических обзоров, штудировал работы Энгельса о  войне и материалы о Версальском мире. В бюрократической среде отделов ИККИ, особенно в  информационном, агитационном он, выбиваясь из общего фона своей кипучей результативной деятельностью, не мог не вызывать «черную зависть».
      Ум и воля, которыми были отмечены черты тридцателетнего Зорге делали  этого человека значительным.  В нем были явные задатки талантливого ученого с даром предвидения. В статье за 1926 г. « Своеобразный характер возрождающегося герман-ского империализма», в частности, он писал: «Германия…. в большей мере, чем какая-либо другая страна, склонна проводить политику разжигания и раздувания новых империалистических конфликтов. Таким образом,  германская политика в силу ее интриганского характера косвенно подстрекает к будущим войнам…».
    Он обладал даром  социального и политического предвидения. «Еще в 1929 г. за четыре года до прихода Гитлера к власти, в статье «Национал-фашизм в Германии» он пишет: «Если национал-фашизм в течение первого периода своего существования пред-ставлял собой террористическую группу, состоящую из деклассированных мелкобуржу-азных элементов, студенчества, демобилизованного офицерства и люмпен- пролетари-ев, то во второй период … базис его составила мелкая буржуазия…. Не может существовать никаких сомнений, что звучащие столь радикально демагогические агитационные фразы национал-социалистических опричников тяжелой индустрии должны только прикрывать их подлую цель: насильственное и крова-вое подавление революционного рабочего движения и установление открытой диктатуры капитала». 
     В его судьбе было многое. В определенной степени Зорге был «везунчиком»: трижды воевал на фронтах Первой мировой войны и много раз мог погибнуть или остаться калекой на всю жизнь в результате ранений;  в революционной борьбе в Германии избежал участи многих павших соратников; на учёной стезе неоднократно проявлял себя и вполне  заслужено имел степень доктора государственно-правовых наук; успешно «сдал экзамен на резидента», не засветив себя  в сложной обстановке в Китае, хотя отдельные задания Центра ему грозили явным провалом; победа фаши-стов в Германии во главе с Гитлером, сопровождавшаяся в первые годы борьбой различных группировок за власть, и определенная неразбериха в стране позволили Берзину и Зорге успешно осуществить легендирование и выезд на работу в Японию, избежав проверки по архивам полиции. В сложнейших условиях он успешно проработал в Японии в течение восьми лет. И что самое главное везение нисколько не умаляет талант, неимоверный, я бы сказал титанический,  труд и результаты его работы.
     Наряду с этим, его не миновали постоянное чувство одиночества, заложенное в характер с рождения, семейная неустроенность, а серьезные разногласия, трения с начальством и сотрудниками при работе в аппарате ИККИ, которые решительно проти-вились его открытой критике канцелярщины, независимости во взглядах, самостоя-тельности в работе привели  к тому, что он был «выдавлен» с работы, которую любил. Ему  пришлось принять решение и проявить инициативу для перехода на службу в Разведывательное управление Красной Армии. Уже работая в разведке, он испытал многое: зависть к его образованности и таланту, успехам в работе, настороженное отношение к национальности и «буржуйскому» поведению, непонимание ценности его источников, доносительство, недоверие и несправедливость со стороны отдельных не-посредственных начальников Разведывательного управления.
     Но, несмотря на все трудности и несправедливости, он до последней минуты своей жизни сохранял любовь к Родине, святую веру  в идею построения коммунизма, в безукоризненную правоту выбранного Советским Союзом пути.