Сегодня - потребительство. Что завтра?

Михаил Шамин 2
  На вопрос  для чего мы живём у Горького в пьесе «На дне» имеется такой ответ - для лучшего человека. Это значит, что потомки должны быть лучше нас, и жизнь их быть лучше нашей. Действительно, ведь мы продолжаемся в потомках, и какое будет потомство и его жизнь, таким и будет наше завтра в их лице.
  Если мы уверены, что дети будут лучше нас и их жизнь будет лучше, мы счастливы. Ведь счастье это не радость или веселье, а покой, заключающийся в отсутствии страха за завтрашний день, за будущее, счастье это наше уверенное завтра даже при неважном сегодня.
   Страха за завтра нет, когда есть нормальная семья, здоровье, достаток. Это минимум для счастья. А максимум, если ты полностью реализуешь  себя для будущего своего потомства, но и для блага страны и жизни на земле.
    Это, конечно, если у тебя есть такая цель, такой потенциал, и если тебя с детства воспитали стремиться к этому. Тогда ты понимаешь, что нельзя быть уверенным в завтра, невозможно ощущать себя полноценно счастливым  в несчастной стране и мире, находящимся на грани катастрофы.
    Нас так воспитывали.  А на что настраивают  нынешнее поколение?               
     Привожу отрывок из книги А. Никонова  «Управление выбором», а далее рассуждения продолжу.

«Спрашиваю своего институтского приятеля:                - Вот ты копишь-складываешь деньги на книжку, не зная, что с ними делать. А почему бы тебе не поменять машину?  Ездишь как дурак  на старой пятилетней "девятке". Купи хорошую тачку, почувствуй себя человеком!                - А мне не надо. Меня устраивает моя машина. Ездит и ездит.               
 - Ну, ты прямо как животное!.. Хорошо, тогда поставь цель накопить на коттедж, раз квартирный вопрос у тебя решен.                - Мне с женой и дочерью хватает трехкомнатной квартиры.  А с коттеджем  расходы и время на его содержание не малые.    Да и вообще, зачем мне коттедж?                - Чтобы выйти поутру на чистый снег и глотнуть свежего воздуха без выхлопа. Чтобы вечером сходить в своем же доме в сауну, а потом посидеть с рюмкой глинтвейна у камина.            
- Да ну… Я могу вон в общественную баню сходить. Даже веселее.               
 - А зачем ты тогда работаешь и зарабатываешь?                - Вот я и думаю… Разве новая машина сделает меня счастливее? Разве люди стали счастливее от того, что пересели с лошади на машину? Разве люди живут для накопительства?               
 - Старик, воспитывай в себе культурного потребителя, имеющего вкус к новым вещам. Потому что философско-мировоззренческие вопросы тебе все равно не решить, а вещь новую ты можешь купить и честно получать от нее удовольствие первое время.               
 - Вот именно - только первое время! А потом нужен будет новый раздражитель. К чему эта гонка? Потребительство - это тупиковый путь развития. Безвозвратное уничтожение планетарных ресурсов.                - Пусть тебя эти ресурсы не волнуют! Чем быстрее кончатся одни ресурсы, тем быстрее человечество перейдет на другие, более высокотехнологичные. Именно рост потребностей движет прогресс, науку! Если бы не было потребностей, так и лежали бы под пальмой с открытым ртом, в ожидании банана. Не было бы ни паровозов, ни компьютеров, ни математики, ни высокой литературы.                -  Но уровень счастья ведь не зависит от прогресса. Разве стали люди счастливее, пересев  с лошади  на машину?                – Старик! Деньги зарабатывают не для счастья! А для повышения качества жизни. То есть для удобства и комфорта. А для счастья покупают наркотики.  А ты попробуй, купи раз в жизни нормальную машину – и почувствуешь разницу! Поймешь, что такое кайф от езды, в чем удобство кондиционера и коробки-автомата.
    – Да ну. Зачем привыкать? К хорошему ведь быстро привыкаешь. Привыкнешь, потом уже будешь чувствовать в этом необходимость. И уже не захочешь пересаживаться на отечественную развалюху. А мало ли как жизнь сложится.

      И это средний класс! На квартиру заработал, на текущую жизнь хватает, и запал пропал. Вместо того чтобы наращивать потребление и стремиться к чему-то в жизни, упал на диван и работает только за еду и квартплату.  Ну что за люди!»

       То, что приятель не заражён потребительством, я считаю, что это хорошо, но если у него действительно нет и других желаний чего-либо достичь (в спорте, науке, искусстве каком), уже не здорово.
      Как видим, у приятеля минимум счастья обеспечен, а на максимум его не настраивали. Да и вообще, иметь высокие цели, переживать о благе страны, тем более всего человечества в настоящее время не принято, могут даже осмеять.
    А принято следующее: не высовывайся, потребляй, наслаждайся комфортом, развлекайся и в этом вся твоя роль в развитии прогресса. И можешь этим гордиться, мол, не обыватель ты, а прогрессор. То есть, переориентировали нас равняться на западные ценности. А там счастье, как удовлетворённость своей  жизнью, сведено к комфортной  жизни здесь и сейчас, а что творится за пределами личного интереса, что будут потом, большинства из них не трогает. Реализовать себя при этом не возбраняется, но нацелено это лишь на то, чтобы разбогатеть и ещё больше потреблять. 
     Комфорт это составляющая качества жизни, но не главная. Улучшение качества жизни  это создание условий для большей отдачи в труде и творчестве, сохранения здоровья, получения знаний и умений. Стремление же лишь к комфорту (удобно, приятно, беззаботно) без устремлений к чему-либо более существенному (общеполезному и необходимому) превращается в самоцель (видимость цели), что особенно наглядно у бездельников и прожигателей жизни.   
    В погоне за комфортом и качеством существования совсем забыто ныне думать о качестве потомства, ради которого живём, и, вообще, о качестве населения, которому сладкое и беззаботное существование идёт только во вред (расхолаживает, расслабляет и т. п.).  Короче, в комфорте надо знать меру, не доходить до абсурда, то есть до роскоши. Кстати, с лихорадочной автомобилизацией уже отвыкли ходить пешком со всеми вытекающими (простатит, геморрой, сердечная  недостаточность, радикулит). Смартфоны же вообще превращают молодых в идиотов оторванных от реальности.               
      А есть ли у нас выбор, если нам пропагандируют, навязывают потребительский образ жизни?
      Есть, если нет зуда перещеголять окружающих, не боишься быть не таким, как все. Но таких смелых мало, на что и расчёт.
   Нам навязывают так же и кого выбирать на выборах, и это больше всё ставленники хозяев жизни. Для хозяев нужно пашущее и потребляющее быдло без всяких высоких идей в головах и, вдобавок, проводники их интересов в обществе (депутаты, чиновники, рекламщики, пиарщики). 
     Короче, потребление наше сознательно и искусно управляется. Управление потреблением в высокоразвитом обществе и должно быть, только нынешнее  управление направляет потребление не совсем куда следует. А следует бесконечное материально-развлекательное потребительство ограничивать  и переориентироваться  на духовное (наука, искусство, литература), которое, кстати, ограничивать не нужно.  Но тут, нефтяные, автомобильные, алкогольные и т. д. мафиози кому угодно головы свернут, за посягательство на их благополучие, ибо мат. потребительство в народе пойдёт на убыль.  А осчастливливает ли их деятельность людей, им наплевать.
     Вот вам тут и весь мировой прогресс, управляемый международными корпорациями, которым на первом месте нажива и власть. В их кругу царит  закон джунглей, поэтому, пока частную собственность на средства существования не обуздают,  завтра человечества так и будет в плену животных страстей крупных частных собственников.
   И эти животные страсти систематически выходят боком для человечества, т. е. кризисами, войнами холодными, переходящими в горячие.
   А к чему необузданное потребительство приведёт завтра при нарастающих возможностях взаимоистребления?

   Цель жизни всего живого - жизнь, то есть жить сегодня, завтра и всегда.  Но поскольку живое смертно, оно, для того чтобы у него было «всегда», оставляет потомство, и это есть его главная жизненная цель, а не комфорт, роскошь, удовольствия.
   Поэтому думайте больше о потомках: как, чем и зачем им жить, что из них вырастет.