Жизнь поэта. книга 2я. стр 221-250. продолж. следу

Иван Капцов
написать письмо.
-Кому?
-Людмиле-Перлите, невесте?
-У тебя в таком возрасте есть невеста?
-А что тут такого? Мне под 80. А ей за 70. Почти ро-
весники. В Турции был случай, 102 летний дедушка и 93
летняя бабушка сообразили ребёнка. Если не веришь, по-
смотри в интернете.
Он вытащил планшет и залез в интернет. Долго ко-
пался, а затем сказал:
-Ты прав, а то я снова подумал что ты…
-Что я – сумасшедший и меня надо бы отправить в
Кутаиси, в психушку.
-Извини! У меня с собой пара бутылок вина. Я хотел
выпить с тобой сразу, как слезем со скалы, но ты стал
болтать такое и я передумал. А сейчас вновь убедился,
что ты нормальный.
-Нормальный, нормальный. Если я вчера не стукнул
тебя рогом по голове, из которого мы пили, и который
инкрустирован серебром, то сегодня от одной бутылки со
мной ничего не будет, драться я не полезу. К тому же ты
здоровей меня. Кстати, красавица Людмила-Натела ви-
дела меня вчера пьяным?
-Откуда? Никто не видел, я не успел ещё подняться с
тобой наверх из погреба, как ты начал изрыгать из себя
такую струю, как шланг при тушении пожара. Я всё
убрал и затем очищенную твою одежду отдал Нателе,
чтобы она её постирала.
-Послушай, Арсен, а дневника там не было? Такой,
большой тетради...
-Где?
-В моей рыгачке?
-Ты, что проглотил тетрадь?
-Нет, мне по-пьянке показалось.
-Кроме вина и сыра сулугуни ничего не было. Подо-
жди, там ещё была большая петушиная нога с косточкой.
221
Но я сразу отдал её собаке.
-А Людмила-Натела догадалась, что я блевал?
-Скорее всего - да, потому что запах лавы после
извержения вулкана неприятный и долго сохраняется. -
И он захохотал. Вано, а, почему ты её зовёшь Людмила-
Натела? Она просто Натела. Красивое грузинское имя –
светлячок.
-Чемо цици натела – запел я по-грузински.
-Ты знаешь грузинский язык?
-Только не говори никому! И спасибо тебе! Ты меня
выручил в трудную минуту, убрал моё дерьмо.
-Один мужчина не должен давать видеть слабость
другого мужчины. Особенно женщинам. Это закон гор.
-За тебя Арсен!
-За тебя Вано!
-Арсен, а у тебя семья есть?
-Была.  Погибла  в  Цхинвали в 2008 году. Меня  тог-
да не было дома. Я долгое время считал, что первыми
напали русские. Поэтому поехал в Киев, на майдан, а
после в Донбасс, чтобы отомстить русским, там всю
правду и узнал. А когда прозрел, сразу сбежал.
-Арсен, сказал  я ему, ты сейчас опять посчитаешь
меня за сумасшедшего, но я не сумасшедший. Я многого
не понимаю сейчас, что со мной происходит. Только
вчера я был в 70х годах и там у нас, нет никакой
мобильной связи, а здесь она есть. И ты сказал, что твоя
семья погибла в Цхинвали в 2008 году. Мне кажется это
у тебя что-то с головой не в порядке. Или у нас – обоих.
-Хорошо, я тебе открою секрет, если ты не выдашь меня.
-Дэдас пицавал! (клянусь мамой груз).
-Если ты поклялся мамой, то я тебе верю! Нет грузи-
на, который не поверил бы такой клятве.
  За неделю, до твоего прихода, я вышел покурить. Ку-
рить я бросил, но иногда нахлынувшие воспоминания за-
ставляют меня это делать. В монастыре курить нельзя.
222
  Метрах в десяти от меня стоял Варахий и молился.
Хотя ночь была тёмная, но я узнал его по фигуре. Вдруг
что-то белое появилось на фоне звёздного неба и прибли-
жалось к монастырю. Я быстро загасил сигарету и стал
молиться. Это оказался белый Ангел. Он опустился ря-
дом с Варахием.
-Что, моя жизнь кончилась, святейший? Ты пришёл
за мной?
-Пока нет. Ты проживёшь ещё много лет. Я прилетел,
чтобы тебя известить. Через несколько дней сюда придёт
старец. Он покажется тебе странным. Так оно и есть. По-
тому, что он пока  живёт в другом времени. Ему фактиче-
ски сорок лет. Он поэт, а через  десятки лет станет писа-
телем и напишет несколько книг. Одна, из которых будет
называться «Жизнь после жизни». События, которые бу-
дут происходить с вами, будут отражены в третьей части
этой книги. Окажи ему всяческое содействие. Он пробу-
дет у тебя всего трое суток. Ты мимоходом намекни ему
об этом. Думаю, он поймёт и это станет ему стимулом,
толчком для написания книги. За содеянное - Всевышний
наградит тебя.
-Святейший, ты вкусишь пищу посланную нам Богом?
-Нет, будет тяжело лететь. А Вина монастырского выпью.
  Варахий налил ему большую чашу вина, выпив кото-
рую, он улетел.
-Но вполне вероятно, что речь шла не обо мне?
-О тебе, потому, что Ангел сказал, что пришелец ра-
ботает на объекте, где будет спрятан маленький чёрт с
огромной силой. А ты несколько раз упоминал атомную
электростанцию. А я знаю, что такое взрыв на атомной
станции. 26 апреля 1986 года была авария на Чернобы-
льской АЭС.  И ещё он упоминал твоё имя – Вано.
-Похоже, что речь действительно шла обо мне.
-Арсен, а дети у тебя  были?
223
-Двое. Сын и дочь.
-Тебе нужно жениться вновь, чтобы отойти, отогре-
ться душой по-настоящему.
-Я дал обет безбрачия. На три года. Год уже прошёл.
-А почему в мужском монастыре живёт Натела?
-Она не живёт в монастыре. У неё маленький домик
рядом с монастырём. Она племянница Варахия. Сама
родом из Батуми. Там слишком сырой климат. У неё
было что-то с лёгкими и ей посоветовали временно
пожить в горах. Кстати вон она повела пастись своих
козочек.         
-А я ещё вчера подумал, откуда у вас козий сыр?
-Это её работа.
-А почему бы тебе с ней не наладить отношения?
-У нас с ней прекрасные отношения.
-В смысле любви…
-Я же сказал, что дал обет безбрачия на три года.
-Может она тебя подождёт три года?
-К ней раз в квартал приезжает мужчина и по трое
суток живёт у неё.
-Муж или любовник?
-Скорее второе. Она говорит, что это друг. Учились в
одной школе.
-Друг может быть любовником.  А  любовник  не  мо-
224
жет быть другом.
-Разве это не одно и то же?
-По-моему не одно. Парень влюбляется в девушку и
постепенно становится её другом, а затем любовником, и
они друзья. Он рассказывает ей все, и она делится с ним
всем, как с подругой. А чисто любовник, всегда имеет
шашни на стороне и соответственно никогда не будет с
ней ничем делиться. Только если – триппером.
  Он захохотал. – Резонно. Но исключения, я думаю,
бывают.
-Конечно, бывают. Жизнь это многополярный мир.
Это огромная главная дорога, со многими ответвлени-
ями от которых идут второстепенные, а от них  уже тро-
пинки и тропиночки. И у каждого человека своя дорога.
-Или тропинка.
-Давай допьём и пора идти. А ты попробуй заглянуть
вечером к Нателе. Здесь же, кроме меня одни старики. И
все монахи. Ты, правда, тоже старик, но моложе их. И не
монах. Девке скучно, постоянно проводить время одной.
-Но…
-Я не имею ввиду, любовные утехи. Просто пого-
вори с ней о жизни. Только в одиннадцать ты должен
быть в келье. Дед иногда набирается наглости проверять
подопечных. Тогда тебя сразу выгонят из монастыря. И
ещё. Если у тебя есть деньги, пожертвуй, хотя бы пять,
десять лари на нужды монастыря. Тогда отец Варахий
раздобрится. Нам даже ишак Григол еженедельно жерт-
вует по пять лари.
-Он – Григорий, Георгий или Григол?
-Его зовут  по  всякому,  но  чаще  всего  карликом 
или прыгуном. Он ходит к ко…
-Не рассказывай. Он сам мне всё рассказал.
  Внезапно над нами с большой скоростью и очень низ-
ко пронёсся орёл, у которого в когтях был маленький ба-
рашек, который не послушался маму и отошёл от стада,
чтобы поиграться с кузнечиками.
225
-Наверно отец  птенца Николая?
  Арсен снова странно посмотрел на меня.
-Мы в детстве орлят называли маленькими николая-
ми, так как у нас по соседству жил Николай, а фамилия
его была - Орлов и у него было много маленьких детей.
  Почему-то когда окружающим говоришь правду,
они не верят, а ложь глотают как карась наживку.
-А мы называем орлов Акилами. (лат.), хотя по-
грузински орёл – (;;;;;;) арциви. 
  Арсен немного помолчал, а затем сказал:
-Я хочу произнести тост. Высоко, высоко в седых
кавказских горах, старый Георгий пас стадо овец. Высо-
ко в голубом небе парил орел. Он увидел овец, сложил
крылья и камнем упал на самого большого барана, схва-
тил его и полетел. Старый Георгий взял ружье, прицели-
лся, выстрелил и попал в орла. Орел упал на дно самого
глубокого ущелья, а баран...полетел дальше. Так выпь-
ем же за то, что бы орлы никогда не падали, а бараны
никогда не летали!
  Красивый тост. Мы выпили и пошли в монастырь.
-Ты нормально себя чувствуешь?
-Вполне. Ты что,  боишься, что  тебе  и  сегодня  при-
дётся тащить меня на своих плечах?
-Отсюда до монастыря я тебя бы не дотащил!
-Сколько же мы вчера с тобой выпили?
226
-Точно не подсчитаешь, но приблизительно можно.
Мы, как вошли, сразу выпили из маленького настольно-
го кувшина по рогу. Пол-литровому. А затем пробовали
из шести, нет семи бочек и восьми кувшинов. Один, семь
и восемь равно; шестнадцать. Разделить пополам получи-
тся по восемь литров. Для грузина горца это нормально.
Приходилось пить и больше. А ты же не горец! Поэтому –
слабак! Поживёшь с нами года два-три, научишься. Бу-
дешь пить, как грузин. Но тамадой никогда не станешь!
-Теперь я посмотрел на него так, как будто он боль-
ной и нуждается в психушке.
-Почему два-три? А затем, что - выгонят?
-Не выгонят. Я имел в виду, что за это время ты на-
учишься нормально пить вино и произносить тосты.
-Что ты скажешь Варахию, прошёл я испытания или нет?
-Да, прошёл, но у тебя не было такого сильного ст-
раха, какие бывают у других.
-Я боюсь высоты, но стараюсь себя сдерживать. Мы,
ребятишками в детстве, залезали на высокие деревья. Ес-
ли не смотреть вниз, то лезешь вверх и тебе не страшно.
А когда ты уже наверху, хоть и страшно, но мысли уже о
другом, чтобы нормально спуститься. Тот, из ребят, кто
при подъёме наверх смотрел вниз, высоко не поднимался
и сразу терял уважение у других.
-Я понял это, когда ты встал на самый край скалы,
хотя я остановился, метрах в полутора от края. Ты не
хотел, чтобы я потерял уважение к тебе.
-Мне было плевать на твоё уважение, мысленно ска-
зал я себе, - я испытывал себя. Насколько тонка моя ки-
шка и не порвётся ли от страха? – Да, ты угадал. Я не хо-
тел показаться трусом перед тобой. Особенно после вче-
рашнего перепоя.
-Забудь о вчерашнем. Вчерашний день уже прошёл.
-Но следы его остались. Не в виде пятен на одежде,
которые смыли водой, а в виде записи на…
227
-На душе.
-Ты не дал мне договорить. В душе пятен не остаётся.
У нас остаются следы в виде памяти, которая пишется на
наш мозговой компьютер. А потом там, наверху, в Под-
небесье, её стирают на специальном аппарате, который
называется рентгено-компьютером, или вручную самим
Карлом, после чего ставят в очередь для получения визы
на последующую жизнь.
-Ты мне соврал. Говорил, что не любишь писать, а
сам, точно пишешь книги. У тебя даже получается кра-
сиво. Ты поговори с нашими монахами. Они расскажут
тебе много историй, и у тебя уже будет готовая книга.
-Попробую. Только у меня мало времени.
-У тебя впереди целая жизнь.
-Двенадцать.
-Что двенадцать?
-Двенадцать жизней. Нам предназначено прожить
двенадцать жизней. Но мало у кого это получается. Сей-
час уже Души пошли хилыми. Ты знаешь, сколько их
мне пришлось утилизировать? А те, кто работает на фаб-
рике Вардана, поголовно идут в печь, после отработан-
ного времени или после истощения.
-Я ничего не понял.
-Это я набрасываю отрывки из будущей книги. Мои
задумки. Ангел не зря же говорил об этом. Мой мозг уже
начал работать над книгой.
-А почему, ты назовёшь книгу «Жизнь после Жизни»?
-Наверно, я уже умру к тому времени, а моя Душа,
будет жить вместо меня и творить.
-Чудеса?
-Не чудеса, а просто писать книги.
-Я имел ввиду: -чудеса, да и только. Не разговаривай
так с отцом Варахием, а то он, хоть и знает, всё равно 
примет тебя за сумасшедшего и отправит в психушку.
-Автобус из Кутаиси придёт через неделю, а ракедуш
228
прилетит через 38 часов, думал я и улыбался.
-Один мой хороший знакомый, умный человек, гово-
рил, что все писатели – «долбанутые»! Ты, конечно, меня
извини, но я тоже, глядя на тебя, иногда думаю, что ты
такой же.
-Правильно думаешь. Например, когда французский
писатель Жюль Верн написал свой роман - «20 000 лье
под водой» в1868 году подводные лодки уже были. Но
все они были примитивными, не совершенными и у них
не было хорошего двигателя.
  Первая подводная лодка, приводимая в действие эле-
ктричеством, появилась только через двадцать лет после
того, как Жюль Верн написал свой знаменитый  роман.      
«Наутилус», созданный воображением романиста, как
бы претворяет в жизнь идею подводной навигации и
претворяет ее наилучшим образом. Показывая достиже-
ния науки и техники в их будущем развитии, он, Жюль
Верн, ставит на подводный корабль электрический дви-
гатель. Об этом тогда могли только мечтать, но этого не
могли осуществить изобретатели подводных лодок: не
было достаточно мощного электрического двигателя.
Это говорит о том, что писатель, благодаря своей фанта-
зии толкнул прогресс вперёд.
  Если ты тоже, Арсен, захочешь толкнуть прогресс
вперёд, напиши книгу, где у тебя орёл носит на боку
кинжал, как горец, и вместо того, чтобы таскать тушку
барана целиком, он будет разделывать её на месте, за-
бирая только мясо, а кости оставлять шакалам. Через
какое-то время, учёные выведут такого орла и ты, как
писатель прославишься.
-Нет, всё-таки у тебя с головой не всё в порядке и мне
придётся, об этом рассказать Варахию. Но я это сделаю
в твоих интересах. Потому, что если ты болен, чем рань-
ше попадёшь в лечебное учреждение, тем для тебя будет
лучше.
-Я согласен. Только дай  мне  слово,  что  скажешь  об
229
этом, через двое суток. Точнее через 36 часов.
-Я могу сказать и через пять суток и вообще не гово-
рить. Смотри сам.
-Через двое суток. Через 48 часов. Клянись!
-Клянусь, что скажу…
-Это пустая клятва. Клянись мамой, как Ованес.
-Какой Ованес?
-Мой друг, с того света.
-Он, что уже умер?
-Да, умер. Потому, что поклялся и не сдержал клятву.
-Клянусь мамой, что вообще ничего не скажу
Варахию, о тебе мой друг Вано.
-Вот теперь я тебе верю. Но советую всё-таки через
двое суток поговорить с ним и кое-что рассказать. Толь-
ко если увидишь, что он тебе не верит, сразу замолчи, а
то он тебя примет за сумасшедшего.
  Возле одного места Арсен остановился и мы стали
любоваться протекающей глубоко внизу, в ущелье гор-
ной речкой.      
  Метров через триста есть спуск, ведущий к горному
водопаду. Если ещё не устал, можем сходить.
-А время у тебя есть?
-Обычно я в это время работаю в огороде, но раз я с
тобой, старик не станет укорять. К тому же могу я себе
сделать выходной один раз в году?!
230
-У вас, что совсем не бывает выходных? Тогда може-
шь. Я разрешаю. – Мы засмеялись и пошли к водопаду.
Дорога петляла из стороны в сторону. Водопад то пока-
зывался вдали, то исчезал. В горах всегда расстояние об-
манчиво. Кажется до нужного объекта рукой подать, но
фактически далеко.
-Устал?
-Немного есть.
-За следующим поворотом – водопад.
  Он появился, как из платка голубь в руках фокусни-
ка. Вверху небольшой поток, а внизу в несколько раз
шире.
  Мы разделись и встали под холодно-обжигающие струны
напора воды. Усталость сразу стала проходить.
Только природа является самым лучшим лекарем. Хоро-
шо, что я выпросил себе этот отпуск на короткий срок.
Теперь я уже с бо;льшими силами приступлю к работе в
Поднебесье, если Ванька меня туда забросит, а он, гад, я
уверен, обязательно это сделает, чтобы избавиться от ме-
ня, своей Души, которая мешает ему работать. Или  пи-
ть горькую?!
  Освежившись, пошли обратно и вскоре подошли к
монастырю.               
  Он, Сам Варахий, встречал нас у ворот монастыря, 
как президент одной страны, встречает президента дру-
гой страны у трапа самолёта, без цветов, но в галстуке.
231
  Варахий был и без цветов и без галстука. Его старая
монашеская одежда, хоть и была чистой, но уже кое-где
лоснилась, как бы крича, что ей требуется замена. Я вс-
помнил о том, что Арсен говорил о пожертвовании денег
на нужды монастыря, достал 16  лари, лежавшие у меня в
кармане, и протянул их Варахию.
-Что это?
-Разве Вы, святой отец, не знаете грузинские деньги,
лари?
-Я не святой отец, а только лишь всего игумен. И в
деньгах я тоже разбираюсь. Зачем ты мне их даёшь?
-Мне ночью, в келье, приснился сон. Прилетел белый
Ангел и сказал, что отца Варахия нужно канонизирова-
ть, то есть причислить к лику святых.  Но у него слиш-
ком старая монашеская одежда, ряса. Отдай ему 16 лари,
а остальные он должен добавить сам и купить себе одеж-
ду, которая приведёт его в рай.
  Значит, после меня святой Ангел посетил и этого заб-
лудщего пришельца. Значит, он мне не доверяет и, види-
мо, всё же хочет вскоре прилететь за мной, но не хочет
забирать меня в старой замасленной одежде, поэтому
этот безумец, даёт мне деньги. У меня много своих, сп-
рятанных в келье и в сарае у Нателы, которых хватило
бы на одежду всех монахов, и постройку ещё одного та-
кого монастыря или виллу на Кипре или домик там, в
Греции, на святой горе Афон. Но я возьму эти деньги,
чтобы, ни у кого не возникло подозрения – Варахий мыс-
ленно исповедовал своего, более грешного двойника, чем
сам, Варахия-2 и отпустил ему все грехи.
-Ты, послушник, Вано не болен? Давай я измерю тебе
температуру! – И он прикоснулся своей холодной, моги-
льной, старческой рукой, к моему теплому лбу. – Вроде
лоб не горячий. С виду ты не болен.
-Как мама?
-Что, как мама?
-Мама мне тоже прикладывала руку ко лбу,  термоме-
232
тров тогда не было, и спрашивала, не болен ли я. Но я
здоров. Готов хоть сейчас на корриду.
-Причём здесь коррида?
-На корриду выпускают только здоровых быков. Зна-
чит, я здоров, как бык.
-Перед тем, как тебе креститься, ты, сын мой, должен
исповедоваться.
-Когда?
-Прямо сейчас. Можно здесь. На свежем воздухе.
-При Арсене?
-Арсен сейчас  уйдёт. Арсен,  позвони в  Кутаиси, в 
ателье и закажи мне новую рясу. Размер 54.
  Арсен повернулся и пошёл. Я глянул ему в след. Его
одежда в одном месте была порвана.
-Отец Варахий, я забыл Вам сказать ещё о том, что
второй ангел сказал первому, чтобы канонизировать игу-
мена Варахия, нужно его проверить, он только себе зака-
жет одежду или всем?
-Арсен, вернись! Закажи новые одежды всем мона-
хам. Предварительно собери мерки.
-А может лучше пригласить закройщика с ателье?
Пусть приедет на автобусе или на своей личной машине.
Нателе тоже заказывать?
-Я же сказал всем. А для Нателы у меня давно при-
готовлены деньги, личные, ещё и для её новой светской
одежды. Но я сам поговорю с ней.
-Ну, исповедуйся, сын мой…
-Как, я не знаю?
-Ты, что ни разу не исповедовался?
-Исповедовался. Много раз. Но только перед моим
Ванькой.
-Ванька – это священник? Твой духовный пастырь?
-В какой-то мере, да!
-Как он тебя исповедовал?
-Загонял в угол, то есть в пятки, а затем спрашивал и
ждал от меня полного отчёта за сутки. Или за  трое,  если
233
он трое суток гудел с друзьями.
-Гудел в дудку? Я ничего не понимаю. Ты мне сей-
час расскажи подробно о том, что тебя сейчас больше
всего беспокоит и нужна ли тебе, чья нибудь помощь?
-Больше всего меня сейчас беспокоят две вещи, ра-
кета, которая постоянно на старте, особенно по утрам,
так, как здесь нет Перлиты и прилёт ракедуша, до при-
земления которого остался 31 час, с небольшим.
-Я ничего не понял.
  Я же себе говорил, что в настоящую правду никто не
верит. Опять придётся лгать.
-В том сне были ещё видения о ракете, по инопланет-
ному ракедуше, и о том, что я должен подумать улетать
мне с ними или остаться с Вами. Но мне советовали не
спешить, а подумать и спросить совета у Вас, потому,
что вы скоро станете, причислены к лику святых. Но мне
было сказано, если я останусь, то Вас сразу заберут на
Небо, а если они заберут меня, то Вы ещё с десяток лет
будете служить Богу здесь на Земле, в качестве игумена.
Посоветуйте мне отец-Варахий, как мне поступить?
  Пот сразу появился на его лице, хотя я никогда не ви-
дел его в таком состоянии.
-Да, сын мой, тебе нужно подумать, крепко подумать.
А как бы ты сам хотел?
-Я бы предпочёл остаться на этой грешной, но такой
прекрасной Земле и видеть полёт орла, которого, как они
сказали, там нет. Но я пылинка, особенно здесь, в этом
монастыре, а Вы глыба, скала. Вас здесь любят, к Вам
приходят, у Вас спрашивают совета и ищут защиты. Как
представлю, что Вы улетите, а я останусь, слёзы навора-
чиваются на глаза.
-Ты предлагаешь, что лучше тебе улететь, а мне ос-
таться?
-Я бы поступил так, будь моя воля. Но это пока не со-
всем зависит от меня и от Вас. Они сказали мне, чтобы я
сегодня обязательно посмотрел новости по  телевизору  с
234
19 до 24. Тогда решение придёт само собой. Тогда, ско-
рее всего, придётся улетать мне, а Вам оставаться. У вас
есть телевизор?
-В монастыре нет. Но телевизор есть у Нателы. Мо-
жешь посмотреть у неё.
-Настоящий мужчина, горец, не пойдёт компромети-
ровать  одинокую кавказскую женщину, которая живёт
одна и его не пригласила.
-Я ей скажу, и она тебя пригласит. А с чем это связа-
но? Как они объяснили?
-С ракетой, которая стоит на старте. Она, Натела,
должна увидеть мою ракету. Если она увидит ракету и
посидит на ней, тогда должен буду улететь я. А если ей
ракету не покажут,  и она на неё не сядет, тогда - Вы.
.......................................................
-Спасиба, шеф! –зашептала моя ракета в штанах, ко-
тороя уже давно была на старте и снова хотела, выпус-
тить, через сопло, пар, скопившийся, в накопителе – мо-
чевом пузыре. Я тебя на этот раз не подведу и как толь-
ко, солью керосин, сразу снова встану, чтобы ты смог по-
садить Нателу на меня, если она этого захочет.
-Я тебе не верю! Ты опять подведёшь меня, подлец!
Поклянись мамой!
-Но мамы у меня нет. Только папа. Ты.
-Всё равно клянись!
-Клянусь папой! Не подведу!
-Если подведёшь, то никогда больше не увидишь унитаз.
.....................................................
-Я бы тоже пошёл с тобой, но это большой грех для
монаха, смотреть телевизор. А вон и она, как раз идёт
сюда.
  Натела подошла и поприветствовала нас, а мы её.
-Натела, твой телевизор работает?
-Да, последнее время, слава Богу, не ломается. Но он
устаревшей модели, ещё советский.
235
-Я немного припас  денег,  для  тебя,  потом  зайдёшь,
отдам. Там тебе хватит на цивильные вещи и на новый
телевизор.
-Я лучше куплю себе вначале монашескую одежду, а
то она поизносилась
-Этим уже занимается монастырь. Ты бы не могла се-
годня вечером с семи вечера, до двенадцати, позволить
нашему новому послушнику Вано, посмотреть новости о
какой-то российской ракете, ему это очень важно. Эти
русские опять угрожают ракетами всему миру. Хотят за-
бросать ими Америку, которая добровольно, по дружес-
ки поставляет всему миру президентов и членов прави-
тельства, а русские это не ценят. Сволочи они!
-Конечно, смогу. Но чтобы принять гостя достойно,
пойду, приготовлю угощение.
-Самым главным угощением для меня будет нахо-
диться в обществе такой прекрасной дамы и немного
вкусить козьего сыра с лавашем, так  любимыми  мною с
детства.
-Натела, передай конюху Гураму, пусть он поймает
одного из трёх наших монастырских петухов, а то они
дерутся за наших монастырских курочек. И пусть Арсен
нальёт кувшин «Саперави», из марани.
-Хорошо, дядя, спасибо. Так я жду вас к семи часам.
Мой домик, отсюда метрах в трёхстах. – И она пошла
на монастырский двор.
-Потом расскажешь, что это за ракета, о которой зна-
ют даже там, наверху, - и он поднял брови вверх, показы-
вая на небо, потому  что  показывать  пальцем  в  Небо –
большой грех, особенно для монаха, которого хотят воз-
вести в ранг святых. –И ещё! Сильно не раскачивай раке-
ту, когда будешь сидеть на ней. Всё может случиться. И
садись на неё нежно, чтобы, ненароком, не сломать.
-Хорошо, дядя! Я пошла готовиться.
-Я могу быть свободен, святой отец?
-Да, сын мой! – На этот раз он уже  не  прореагировал
236
на слово «святой», как будто он уже на самом  деле  свя-
той. Как легко сделать человека болваном, внушая посто-
янно ему, что он болван, но ещё легче возвеличить чело-
века, дав ему незаслуженные заслуги.
  Целуя ему руку, что я раньше не делал, и, глядя на
него снизу вверх, с почтением, как на божество, спросил:
-Могу я погулять пару часов в окрестностях монастыря?
-Конечно, но далеко от монастыря не отходи!
-Хорошо. Только зайду в келью возьму одеяло, чтобы
полежать на поляне.
-Иди, сын мой, с Богом.
  Я чуть  не столкнулся с Арсеном, который выходил
из марани, с кувшином вина.
-Слушай, что ты наговорил Варахию, что он сам от-
правил тебя к Нателе, да ещё заставил дать вино и заре-
зать петуха? Мясо мы едим только по большим религи-
озным праздникам.
-Вы, вся братия вместе. А у нас с Нателой сегодня
тоже большой праздник. День рождения новой Планеты,
которую я назову Натела, если она захочет сегодня взле-
теть на ракете.
-Ты опять сочиняешь, писатель?!
-Есть ли в радиусе километра, от монастыря, ровная
площадка?
-Для чего?
-Небольшая, площадью десять квадратных метров,
для посадки ракедуша.
-Таких площадок полно. Самая ровная, метров триста
отсюда. Но она на краю оврага. Там любит отдыхать ма-
лыш Григол. Прыгун. Все так и называют её – площад-
ка Прыгуна.
-Увидишь его, передай, что я пошёл туда.
-Скажи ему сам, вон он стоит с конюхом Гурамом.
-Передай ты, а я пошёл.
  Я отошёл всего метров 60, как меня догнал ишак.
237
-Вано, я ищу тебя с самого утра. Где ты был?
-Ходил с Арсеном на скалу покаяния.
-Прошёл испытания?
-Прошёл.
-Я бы не прошёл. Боюсь высоты. Всё время думаю,
что если бы мне удалось запрыгнуть на кобылу, я бы
умер на ней от страха на такой высоте. – И он подмиг-
нул мне.
  Мы захохотали.
-Я тебе для чего-то был нужен?
-Друг всегда нужен другу. Я неделю назад спёр у
этого прохиндея, воришки Гурама, кувшин вина, ко-
торый он спрятал в сене. Одному пить, без тостов, я не
могу, поэтому накрыл с утра стол на своей поляне, если у
тебя есть время, то пойдем, посидим. Я знаю много
грузинских тостов и армянских анекдотов.
-Я как раз туда шёл.
-Ты уже знал, что у меня накрыта поляна?
-Конечно, я же оттуда и я показал бровями наверх,
потому, что показывать пальцами на Небо, большой
грех, особенно для начинающего послушника.
  Стол был скромный: бутылка вина, рюмка, козий
сыр, сулугуни, хлеб и виноград.
-А почему одна рюмка?
-Мне из рюмки пить неудобно с моей ишачьей мор-
дой, поэтому я поставил себе  ведро  и  сразу  вылил  ту-
да  две бутылки вина. Мне хватит. Тебе, тоже одной  хва-
238
тит, так, как ты идёшь к кобыле, извини, к Нателе, на ко-
торую мыслишь запрыгнуть.
-У вас новости разносятся быстрее, чем в Париже.
-Я там не был, не знаю. Но если знает один, то
считай, что полмира, потому, что хранителю секрета так
хочется с кем нибудь поделиться, а если знают двое, то
это уже не секрет. Так вот, тебе одной бутылки хватит.
Потому, что ты должен придти туда не пьяным, но и не
трезвым. У тебя должен присутствовать небольшой
хмельной туман, чтобы он как стимул толкал тебя
вперёд, узнать, что же там, впереди за голубая даль,
которая прячется за туманом. Прежде чем нам выпить я
хочу произнести наш грузинский тост. Итак:
  К Гураму, конюху, пришел сосед с просьбой.- Гурам,
одолжи мне осла-Григола, в город съездить.- Не
могу,- отвечает тот,- мой брат как раз уехал на нём по
своим делам.- Жаль,- сказал сосед и вышел. Только он
отошел от дома, как услышал из усадьбы Гурама,
ослиное ржание, то есть меня.- Что же ты меня
обманываешь, Гурам? - говорит вернувшийся сосед.-
Оказывается, твой осел-Григол дома! - Ты кому больше
веришь: мне или ослу-Григолу? - отвечает тот. Давай
выпьем за сложности жизни! В жизни всякое бывает –
арбитром в споре, как видим, может стать и осел-Григол!
-Значит, пьём за осла-Григола. За тебя, Григол!
-За меня, Вано! Только я не осёл! Я – ишак, но не
осёл! Разве осёл способен так хитро предложить тост за
самого себя? Где ты видел, чтобы хоть один грузин
поднял, первый тост, за себя? Теперь ты попробуй
сказать тост за себя.
-Я совсем не умею произносить тосты. Поэтому разрешаю
сказать тост за меня. У тебя это получится лучше.
-Хорошо. Слушай:
-К мудрецу пришли двое спорщиков с просьбой расу-
239
дить их. Мудрец внимательно выслушал сначала истца, и
когда тот кончил говорить, заявил ему: - «Да, ты прав!»
Тогда начал оправдываться ответчик. Мудрец  и  его 
очень  внимательно выслушал. А потом сказал: «Да, ты
совершенно прав!» Тут вмешалась жена мудреца. «Как
это может быть, чтобы оба спорщика были правы?»
Мудрец глубокомысленно промолчал, а затем подумал и
сказал ей: «Знаешь, ты тоже права!» Этот тост за тех, кто
всегда прав. Разве найдётся хоть один горец грузин, даже
ишак, который о себе скажет, что он не умеет произно-
сить тосты?
-Ты прав, Грирол!
-Вано, ты сказал, -Ты прав, Грирол! Значит, ты прав.
Значит, этот тост мы выпьем за тебя, Вано! Потому, что
ты – мудрец.
Хмель уже ударила мне в голову и я сказал:
-Этот ишак-Григол лучший ишак в мире.
  После второй рюмки, туман вина, вполз горным ту-
маном мне в извилины, и я, оглядев ишака, а затем, себя
с ног до головы, сняв с  ишака шляпу и натянув мыслен-
но на себя, сказал самому себе:               
240
-Вано, даже этот осёл, то есть ишак-Григол, у ко-
торого 58 сантиметров роста, вместе со шляпой, а без
шляпы – 56, умеет произносить тосты. А у тебя 164, без
шляпы, а если ты наденешь шляпу Григола, будет 166, и
ты не умеешь произносить тосты! Этому нужно поло-
жить конец. Ты должен сейчас сказать тост, иначе упа-
дёшь в глазах ишака-Григола, до 50 сантиметров.
-Григол, наливай! Теперь я хочу сказать тост.
-Поднимается Вано в гору. Идёт к монастырю. И
вдруг видит на поляне такую картину. Маленький ишак,
рост которого 58 см, со шляпой, прыгает на кобылу, рост
которой 180 см. и не может запрыгнуть. Тогда ишак сни-
мает шляпу и бросает её под ноги кобыле и вдруг он ста-
новится ростом 186 см. Тогда он без труда «берёт» кобы-
лу. Так выпьем за то, чтобы все ишаки маленького роста
стали большими жеребцами. За тебя Григол!
-Спасибо, Вано! Такого красивого тоста я ещё ни от
кого не слышал. Ты настоящий друг. Я этот тост немного
переделаю и буду сам произносить за себя, ты не возра-
жаешь, если я совершу плагиат?
-Не возражаю.
  Мы выпили. В бутылке ещё оставалось на одну рюм-
ку, а ведро опустело. Не мог ишак-Григол не выпить за
такой тост не до конца.
...................................................
-Шеф, выпусти меня на свободу! Ты же обещал, что
перед встречей к Нателой – выпустишь?
-Терпи! Мы ещё не у Нателы.
-Я скоро лопну!
-Лопнешь не ты, а мочевой пузырь. Но он скромный,
молчит.
-Он не умеет разговаривать. Это я ору от его имени.
Пожалей меня.
-Хорошо, пойдём.
Пока, Григол разбирался с вином, я отнёс этого нете-
рпеливого  придурка  и выпустил на  свободу. Он  только
241
хотел облегчиться, но пробежала ящерица, остановилась
и стала смотреть на нас.
-Я не могу. Мне стыдно. Она смотрит на меня.
-Видишь, она уже в тебя влюбилась. Сы!
-Не могу, давай отойдём.
  Мы отошли, но там летали стрекозы, а на третьем
месте резвились бабочки.
-Ладно, шеф, давай оставим до другого раза, а то
Григол может обидеться.
  Я стал засовывать его обратно, в ширинку, но он ус-
пел выпустить четыре капли: две на землю, а две в тру-
сы. Эти жалкие слезинки он ронял от бессилия и муки.
......................................................
-Всё, Григол, твой лимит иссяк?
-Мой лимит на выпивку да, иссяк, но выпивка не ис-
сякла. Ты думаешь ишак-Григол – осёл? Это ты осёл!!!
-Я?
-Нет, не ты, Вано. Ты хороший ишак-человек! Это
ты осёл, сказал я Гураму, мысленно, когда он погрузил
на меня восемь бурдюков с вином, украденных им из
марани монастыря, чтобы продать внизу, на базаре. Ког-
да мы проходили недалеко от этой, моей площадки, где я
знаю каждый камушек, и где каждая ящерица мой друг, я
остановился. Нет, я не только остановился, но ещё сказал
Гураму, что у меня под копыто попал камушек и что я
дальше не смогу идти, то он взбесился и, вначале обозвал
меня «диким ослом», а затем поставил фингал под глаз,
но я всё равно стоял на своём, то есть, на одном месте.
-Щени дэда ватире (Твоя мать заплачет, груз), сказал
мне Гурам, сел перед моей поднятой ногой и стал ковы-
ряться в копыте.
-Но разве можно найти золото там, где его нет? А мой
камушек в копыте был золотым. Он стоил целого бурдю-
ка прекрасного монастырского вина «саперави». Я пока-
чнулся и два последних, задних бурдюка с вином упали
и покатились вниз, в  кусты. Через  пару  минут  я  опустил
242
ногу и сказал Гураму, что всё в порядке. А когда мы
пришли на базар и он пошёл искать место, а затем вер-
нулся, я сказал ему, что бурдюки спёрли цыгане, кото-
рые околачивались там.
-Я тебя накажу, когда вернёмся в монастырь!
-Знаю. Скажешь Варахию, что у меня на базаре ук-
рали вино, которое ты украл у него и пытался продать.
Тогда он поставил мне второй фингал. Но я не в обиде.
Два фингала за два бурдюка с вином – нормальная пла-
та. Я это рассказал тебе, для того, чтобы ты, друг, знал,
что у Григола никогда не иссякает божественный на-
питок «Саперави» и не иссякнет до тех пор, пока наши
гурамы не перестанут воровать его из монастырей.
  Он отбросил из под ног большой пучок травы, дос-
тал из ямки один из бурдюков с вином и налил из него в
мою бутылку и в своё ведро.
-Этот тост, Вано, я хочу посвятить кобылам.
-Ты хотел сказать женщинам…
-Нет ни какой разницы. Все кобылы – женщины. Или
все женщины – кобылы. Правда, в России их ещё назы-
вают – тёлками. Но это неправильно. Коровы и тёлки –
грязные существа. Они не пользуются туалетной бумагой
и поэтому их зад всегда в дерьме. Где ты увидишь кобы-
лу, чтобы её задница была грязной? Нигде! Итак, тост о
кобылах:
-Идёт грузин-горец и видит такую картину. Малень-
кий ишак-лилипут, в шляпе, как я, хочет запрыгнуть на
высокую баскетболистку кобылу, но у него ничего не по-
лучается. Тогда он снимает шляпу и бросает ей под ноги.
И кобыла сразу становится ростом с ишака-лилипута, как я.
И тогда он ишак-лилипут, как я, легко запрыгивает на
кобылу и они танцуют ишачий танец любви – танго.
  Так выпьем за то, чтобы все кобылы  подстраивались
под нас - жеребцов, даже таких маленьких, как я.
  Мы выпили. Козий сыр, сулугуни, такой вкусный, я
уже доедал, а Григол закусывал травой, которую он нар-
243
вал заранее и разложил по бокам от себя.
-Зачем ты идёшь к этой кобыле Нателе? Чтобы зап-
рыгнуть на неё?
-Почему все жеребцы: ишаки и лошади, даже пони,
думают, что люди-мужики сразу запрыгивают на людей-
женщин? Это же не так! Им ведь, больше, интереснее об-
щаться. Разговаривать, петь песни, танцевать…
-Читать стихи…
-И читать стихи – тоже.
-Тот очкарик, который приезжает к ней, Нателе,  раз в
месяц из Батуми – тоже читал ей стихи. Я видел, как они
сидели на поляне, и он читал ей стихи.
-Может он объяснялся ей в любви, а ты решил, что он
читает ей стихи?
-Его стихи были плохими, хуже, чем мои.
-Ты, Григол, пишешь стихи?
-Не пишу, а сочиняю. Записываю иногда, редко. Ко-
пытом царапаю на мокрой глине или на песке, но дожди
их вечно смывают. Если бы не они, то Лермонтову, ко-
торый жил у нас, на Кавказе, было бы далеко до меня.
Вот мой один из последних стихов:
Конюх подлый, наш Гурам,
Вор, драчун, подлец и хам,
Он Григола вечно бьёт,
Лучше бы наоборот,
Но Григол, ведь -- лилипут,
Хоть и ходит он без пут,
Только ростом связан он,
Как большой индийский слон.
Эх, чуть-чуть бы подрасти,
Смог бы я – бревно нести,
Стало если б много сил,
Я Гурама бы – убил!
  Я похлопал в ладоши.
-Ты молодец! Даже Ванька, поэт, так красиво бы не
написал.
244
-Я не знаю, кто этот Ванька, но на свете, только два
великих поэта. Первый – Шота Руставели, а второй – Я.
Вот, вот, вот они летят, строки мне в голову. Читаю:
Дожди стихи мои все - смыли,
Орлы ж успели прочитать,
Они весь мир уж известили,
Что о Григоле нужно знать.
Григол – ишак, поэт великий,
        Он высоко в горах живёт,
Но он не тот, не Ян двуликий,
Он мзду и взятки не берёт.
Детишек он бесплатно возит,
Они от радости визжат,
А если ногу он занозит,
Любой Асклепий будет рад
Ему вытаскивать занозу,
Ведь лучший в мире он поэт,
Кобыле преподносит розу
И та даёт ему в ответ
Сто тысяч разных обещаний,
Но он уж дал себе обет,
Ни свадьб, ни деток, ни венчаний,
Только – стихи! Ведь он Поэт.
-За такие стихи нельзя не выпить!
-Это не заготовка. Я их сочинил прямо сейчас. Экс-
промтом. Разве Шекспир, Байрон, Блок или Пушкин
могли писать так сразу, сходу? Конечно, нет! И только
он, один Шота Руставели, писал с натуры. Тогда, когда
боролся в смертельной схватке с тигром, писал сразу, 
своё бессмертное произведение «Витязь в тигровой
шкуре». Поэтому вначале выпьем за Шоту, а затем за
меня, второго великого поэта Грузии и всех Кавказских
гор бессмертного ишака-Григола. Лучше – Григола-
Ишака. А впрочем, всё равно. Ишак, он и есть ишак. Я
хотел сказать: поэт – он и есть поэт.
  Мы выпили.
245
Так ты не ответил мне на вопрос. Почему ты  идёшь
к Нателе?
-Слушай, ишак, что ты меня всё время допрашива-
ешь? Ты что ей муж? Или родственник?
-Нет, не муж. Но – родственник. Потому, что  у нас
родственные души. Она любит ящериц, и всё время ло-
вит их. И я люблю ящериц. Они всё время ловят меня и
стремятся залезть мне в уши, когда я сплю. Кстати вот
тетрадь со стихами, которую я украл у её хахаля, в пос-
ледний его приезд. – Он вытащил из своего бездонного
тайника тетрадь и отдал мне.
-Так, ты значит, такой же вор, как и я. Тоже воруешь
дневники.
-Да, я украл, но меня всё врёмя мучила совесть, поэ-
тому я решил вернуть его ей. На, посмотри.
-Но здесь стихов нет. Здесь описываются растения и
животные, которые растут в этих местах. Он ботаник.
Учёный. Доцент батумского технологического универ-
ситета, построенного совместно на деньги американских
и грузинских налогоплательщиков. И где будут обучать
только на английском языке, для оболванивания гру-
зинских ишаков.
-Меня это не касается. Я там обучаться не буду.
-Ты не будешь, но будут твои дети и внуки.
-У меня детей нет, и не будет.
-Есть и будут у твоих друзей и соседей. У вашего ко-
нюха Гурама дети есть?
-Есть. Слушай, он как раз учится где-то в Батуми, по-
тому что был отличником в школе.
-Значит, ему дали грант на бесплатное обучение в ба-
тумском технологическом университете.
-Точно. Он приезжал на каникулы и с местными ребя-
тами, что живут ниже монастыря, под горой, говорил на
каком-то непонятном языке. Его даже прозвали Окей. Но
он долго здесь не был. Его так избили местные, что наш
Гурам заставил меня собирать подорожник, траву,  кото-
246
рая лечит, а что – не знаю. Это всё Миша виноват. Он те-
перь одессит, ходит по дерибасовской и ухлёстывает за
местными красотками.
-Григол, откуда ты всё это знаешь? Ты, наверно, тай-
ный агент грузинских спецслужб.
-Ты думаешь, если я живу в горах, значит тёмный, не-
просвещённый ишак? У меня есть маленький радиопри-
ёмник  и я всё время слушаю новости. О шляпе сомбреро
я тоже узнал из таких новостей и попросил Нателу при-
везти из Батуми, когда она туда ездила.
-Но это у тебя не сомбреро! Сомбреро – другая. Я
представил, как бы ты выглядел в ней…
-И как?
-Великолепно. Все мексиканские кобылы-девочки
были бы твоими. Потому, что они маленького роста.
-Как я?
-Чуть выше. Но ты бы смог на них запрыгивать. Ух,
Григол, какой же ты красавец в сомбреро!
-Но я же, себя не вижу в твоих извилинах?! Вот если
бы ты нарисовал…
-Но я плохой художник. Ещё хуже, чем поэт. Нари-
сую, а ты потом обидишься и прогонишь из-за стола.
-Даже королевская семья не обиделась на великого
испанского художника Гойю, за то, что он изобразил их
почти уродливыми. Все художники и писатели, а также
поэты пишут так, как им подсказывает их мирово-
ззрение. Нарисуй, друг, не обижусь. Клянусь мамой.
-Хорошо. Нарисую, как смогу. Только ты мне не ме-
шай. Иди, собери букет полевых цветов. Я подарю его
Нателе.
  Он ушёл, а я начал быстро рисовать, но не при по-
мощи красок, на мольберте, потому, что у меня ни того
ни другого не было, а при помощи фотошопа в интер-
нете, которым немного владел. У меня до этого были
сделаны снимки ишака Григола и я начал работать. Я
сделал всего лишь два эпизода, как  появился  он  с  буке-
247
том полевых цветов, которые он собирал, видимо возле
тропинок, так как они были очень тусклые и мятые. С
таким букетом я не пошёл бы даже в самый паршивый
публичный дом к путане. Хотя к путанам, с цветами и
так никто не ходит.
-Григол, и это ты называешь букетом? Ты бы понёс
своей любимой кобыле такой букет?
-У меня нет любимой кобылы.
-Допустим, что есть, понёс бы?
-Нет, я бы ей лучше принёс охапку свежей пахучей
травы.
-Тогда выброси это дерьмо и принеси мне букет из
эдельвейсов.
-Ты что сума сошёл? Это же адский труд, собрать
букет из эдельвейсов.
-Тогда рисуй картину сам. Это тоже адский труд.
-Я не умею.
-Григол, ты ни на что не способен, как Яценюк, ко-
торый возглавляет правительство Украины. Единствен-
но, что он может, так только воровать, как и ты.
-Почему ты меня сравнил с ним? Я многое умею.
-Ты картину рисовать не можешь, на кобылу запрыг-
нуть не можешь, эдельвейсы собирать не можешь, только
пить, болтать и воровать вино у Гурама.
-Я могу сочинять стихи. И эдельвейсы могу собирать.
Даже знаю целую поляну, где они растут, но мне туда
идти неохота. А ты нарисовал, хоть одну картину?
-Нарисовал. Две.
-Покажи! Я посмотрю и пойду за эдельвейсами.
-Ты меня обманешь.
-Григол ещё никого в жизни не обманул, кроме жмо-
та Гурама.
-Вместо того, чтобы препираться, лучше бы наполнил
рюмки.
-У меня ведро. Там ещё есть.
-А моя пустая.
248
-Сейчас налью, а ты пока доделывай, а затем покажешь.
-Налил.
-Хорошо. Смотри! Вот так ты выглядел бы в настоя-
щей мексиканской шляпе сомбреро.
-Да, я здесь настоящий красавец! Мачо! А на второй
картине я, наверно с мексиканской кобылой-дамой?
-Нет, такая же картина, но там ты с мексиканской мо-
рдой. Ты не обидишься?
-Показывай!
-Смотри!
-Слушай, а что все мексиканцы рыжие и с красной
мордой?
-У этого отец был рыжий  гринго,  американец,  а  мо-
249
рда красная у него от текилы, мексиканского напитка, ко-
торый делают из кактуса, агавы.
-Кактус же, говорят колючий? Я его не видел.
-Поэтому он, мексиканец, и орёт, что иголки вылеза-
ют из задницы с похмелья.
-Не, таким мексиканцем я не хочу быть. И шляпа,
почти такая, как у меня, только колпак наверху.
-Пока ты соберёшь букет из эдельвейсов, я нарисую
тебя в другой шляпе и в пончо.
-А, что такое пончо?
-Накидка, которую носят народы латинской Америки.
-Договорились. Только давай выпьем. А то я уже
совсем протрезвел.
-Без тоста, а то времени остаётся мало.
-Кавказцы без тоста не пьют. Запомни на всю жизнь!
Я предлагаю выпить за то, чтобы мексиканские мужчины
стали пить настоящее вино, сделанное из винограда, тог-
да даже если они будут страдать от сильного похмелья, у
них не будут вылезать иголки из задницы.
  Мы выпили, и он ушёл, а я продолжил рисовать.
-Вано, крикнул мне, обернувшись Григол, - у какту-
са иголки растут гроздьями, как виноград? Нарисуй как-
тус, я никогда его не видел.
-Хорошо.
  И я начал усилено заниматься работой, подкрепляя её
прекрасным монастырским вином «саперави», так ловко
спёртым мелким воришкой Григолом, у более крупного
воришки Гурама.
  Работа продвигалась быстро. А Ишака-Григола всё
не было. Может быть, он решил залезть на вершину горы
Эльбрус, но там, наверняка эдельвейсов не было, пото-
му, что холодно. Лежит снег.
  Наконец он приковылял, шаркая старческими ногами.
-Почему так долго?
-Наливай, выпьем, а то я устал. Ты знаешь, почему я
иногда, не люблю людей, даже ненавижу!
250
Продолжение следует.
Заходите на мой сайт
Стихи. ру.