Цена знаний. 5. Спасение

Соколов Сергей
5. Спасение.

Путник стоял на последней ступеньке лестницы. Под ним не было ничего кроме зияющей беззубым ртом черноты!

«Вниз прыгать?»

Всё в Путнике похолодело. Он ещё раз глянул в черную пасть колодца.

«Нет, брат, шалишь! Вниз рухнуть ты всегда успеешь. Без паники! Спокойно! Оглядись. Ведь должен же быть выход! Не может быть, чтоб всё задумано так просто было… Спустился. Прыгнул. Кто-нибудь лови!»

Путник уговаривал себя. Он искал выход. Ему нужен был тот выход, который сохранит ему жизнь. По его разумению такой выход непременно должен быть. Так считал Путник, но выхода не видел. Пока не видел. Всё ж его искал.
Путник протянул лампу к стене, как можно ближе. Медленно поворачиваясь на лестнице, он стал осматривать стены колодца.

Внезапно ему почудилось, что в одном месте он видит небольшую площадку.
«Наверно, померещилось! …а вдруг нет?»

Путник всеми силами сдерживал готовую вырваться наружу радость. Ему не хотелось, чтобы эта радость оказалась преждевременной.
Путник поднял лампу над головой и осветил стену под другим углом. Снова оглядел заинтересовавший его участок.

«Нет, не померещилось! Вот она – площадка!»
Затеплилась надежда.

На стене, действительно, был выступ. Спускаясь вниз, Путник не обратил на него внимания. В тот момент он не смотрел по сторонам. В тот момент он считал свои движения. Только они занимали его: раз… два… три… На площадке вполне мог уместиться человек. Там мог поместиться даже человек значительно крупнее, чем Путник.

Сдерживая радость, рвавшуюся наружу, Путник поднялся на несколько ступеней. То, что он увидел, ещё больше укрепило его надежду. Над площадкой был виден ход!
На этот раз чернота хода не пугала его. Она была иной, чем чернота внизу… Эта чернота манила. Она искушала: войди в меня. Чернота хода ничего не обещала, но дарила надежду. И то была надежда… на жизнь.

«Ведь это ход! Быть может… Может, ход наверх!»

Надежда Путника приободрила. Стал зорче глаз. Стал примечать нюансы. Рядом с ходом Путник различил ещё один выступ. Торопясь разглядеть площадку, он не обратил на него внимания.

«За этот выступ можно ухватиться, если шагнуть с лестницы на площадку. Одной рукой… А лампу деть куда? Нет, не сумею…»
Опять сомнения накрыли Путника.

Путник глянул вниз. Сейчас он должен сделать шаг, но шаг тот должен быть наверняка. Путник понимал, что не может ошибиться: больно велика цена ошибки… Цена ошибки – жизнь. Его жизнь!

«Вниз упасть всегда успею! Нужно сделать шаг на площадку. Мой шанс только в этом! Вот, если не получится, тогда и проверю, что там, внизу. Всё так стремительно произойдёт, что даже испугаться не успею!»

Ещё раз Путник оглядел площадку. Выступ осмотрел. По лестнице на самый край сместился.
«Изида, помоги! К тебе мой зов!»
И Путник сделал шаг…

Площадка оказалась дальше, чем он думал, крутясь на лестнице. Он сумел только зацепить её ногой. И то сделал это с большим трудом.

«Не зря же говорили мне, движенье к цели делает короче путь, а страх – длинней...»

Но… движения пока не было. На площадке оказалась только одна нога, да и та лишь упиралась в её кромку. Путник был растянут над пустотой.

Чтобы оказаться на площадке, ему нужно было отпустить руку, которой он держался за лестницу, и ухватиться этой рукой за выступ на стене.

Страх и надежда тянули Путника в разные стороны. Страх предлагал вернуться на лестницу. Надежда тянула его к ходу в стене. Он же был один. Он не мог двигаться в оба направления одновременно. И вдобавок ко всему он сомневался, как лучше поступить.

Наконец, Путник решился! Сомненья прочь!
«И-и-и… раз!»
Рывок… Рука скользит… Нога… О, благо: нога, скользнув по площадке, упёрлась в стену.
И тут же вспышка в голове…

Путник пришёл в себя. Он снова висел на лестнице. Он не просто держался за лестницу, как раньше. Он обнял её. Он прижимал лестницу к себе так, словно сейчас на всём белом свете не было роднее существа. Лестница не вырывалась. Она словно понимала состояние Путника, и подыгрывала ему.

Путник был ошарашен. Он не понимал, что произошло. Он даже не успел испугаться. Как он снова оказался на лестнице? Он не мог себе этого объяснить.
Путник перевёл взгляд на предательски замигавший огонёк лампы.

«Родной, хоть ты не подведи! Ты только не погасни! Куда ж я без тебя!» – молил Путник.

Как всё быстро изменилось! Ещё недавно лестница была для него символом опасности и неизвестности. И вот… Теперь она олицетворяла собой самую надёжную опору. Она была единственным посредником, связывавшим его с жизнью.

«Спокойствие! Шанс есть. Он никуда не делся. Нужно только действовать. Действовать быстро… Быстро, но без суеты».

Путник ещё раз осмотрел площадку и выступ рядом с ней.
«Сделать шаг и перенести тело на площадку, держась за лестницу, не удастся. Нужно прыгать!»

Мысль, что ему придётся оторвать руки от лестницы, отозвалась холодом в груди. Но выбора не было. Точнее выбор был. Но второй вариант не устраивал Путника. Он понимал, что, не отпустив руки, он так и будет болтаться на лестнице. Он понимал, что не окажется на площадке, если на мгновение не повиснет над бездной колодца.

«Висеть, имея опорой бездну неизвестности? Прекрасная перспектива!»
Эта мысль снова открыла путь потоку страха. Только на этот раз Путник быстро подавил его.
«Я сделаю это!»

Путник собрал в кулак всю свою волю. Всю, что только была в его распоряжении.
Он ещё раз помолился Изиде и Осирису. Молитва успокоила его.
Путник закрыл глаза и представил, как делает шаг и … стоит на площадке.
Открыв глаза, он весь сжался. Сжался, как пружина. Решившись, разжал эту пружину и выбросил себя вперёд.
Он прыгнул! Над бездной сделал шаг!

Путник медленно приходил в себя. Очень медленно… Он не знал, сколько времени стоял на площадке. Мгновения полёта отложились в его сознании годами жизни.
Нарастающая боль вывела его из оцепенения. Боль требовала внимания к себе. Она шла из левой руки. Путник посмотрел туда, откуда пришла боль.

Рукой он сжимал выступ на скале. Сжимал так, что даже во мраке было видно, как пальцы побелели. Мышцы свело судорогой. Они словно окаменели. Боль шла из руки.
Боясь оглянуться, Путник попытался оценить своё положение. Левая рука вцепилась в выступ. Правая – упиралась в кромку лаза в стене. Лампа стояла… почти в метре от его груди внутри хода.

«Как она там оказалась?»

Путник не мог ответить на этот вопрос. Да, и многое другое он не мог себе объяснить… Разве сейчас это было так важно?! Главное, что он жив!

«Я сделал это!»

Боль в руке усиливалась.
«Стой, не стой, а двигаться придётся…»

Путник лёг грудью на край лаза. С трудом разжал пальцы. Только теперь он посмотрел в открывшийся перед ним проход. Посмотрел машинально, без интереса.
То, что Путник увидел, встряхнуло его. Впереди, за лампой, в слабом её свете, были видны очертания ступеней. Ступени вели вверх. Это Путник сумел заметить хорошо.

Мгновенно руки – даже не руки, а волна радости – вынесли Путника в ход.
Он поднял лампу. Свод хода был высоким. Можно было встать в полный рост. Что Путник и сделал. Приятно было вновь ощутить под ногами не узкие перекладины лестницы, а твёрдую почву.

Путник оглянулся. За его спиной чернотой зияла дыра колодца. Он понял, что опасность, которую она совсем недавно сулила, миновала.

От радости у Путника закружилась голова. Его качнуло. Он уже готов был упасть в эту дыру, но самообладание снова вернулось к нему.

«Стоять!» – скомандовал он себе. – «Ишь, что придумал! Захотелось вниз, посмотреть, что там на дне?!»
Окрик, адресованный себе, встряхнул Путника, вернул его к действительности.

Впереди перед Путником был узкий коридор. Его ширины хватало только на то, чтобы идти, не цепляя стены.

Путник пошёл… Коридор вёл вверх и одновременно уводил куда-то влево. Всё время вверх и влево.

Довольно скоро Путник сообразил, что коридор – это большая спираль, вырубленная в скале и закручивающаяся вокруг колодца. Колодец вниз его привёл. Спираль же с каждым шагом поднимала.

Вдруг огонёк лампы замигал. Сделав робкое усилие разгореться ярче, он… погас.
Путника окутала темнота. Полная темнота. Путник инстинктивно закрыл глаза.

Темнота вызвала в теле нервную дрожь. Путника заколотило.
«А если б… если б это случилось там… в колодце … несколькими минутами раньше…»

Испуг, вызванный тем, что не произошло, неприятной волной пробежал по телу. Он намертво припечатал ноги к полу.

«Боюсь того, что не случилось… и не случится больше никогда! Спокойно. Взять себя в руки и вперёд! Только вперёд!»

Путник открыл глаза. Его окружала кромешная тьма. Даже собственной руки не было видно. Это открытие позволило в очередной раз подтрунить над собой – зачем закрывал глаза? Внутреннее напряжение спало.

Путник пошёл дальше. Он шёл на ощупь.

Сколько времени он двигался по коридору от колодца, Путник не знал. Он окончательно потерял чувство времени. Сейчас лишь цель вела его вперёд. Только этой цели были подчинены его помыслы и движения. Цель – выжить!

В какой-то момент Путнику показалось, что на стенах коридора появились блики света. Он ускорил шаг… и наткнулся на решётку, перегородившую коридор. Свет в коридор попадал через неё.

Путник вцепился в решётку обеими руками. Казалось, нет в мире силы, которая могла бы оторвать его от этой решётки. Пальцы словно вросли в неё. Он даже за лестницу не держался с такой яростью, как сейчас держался за решётку.

«Всё!.. Кончено!.. Прошёл… Я жив!» – мысли вспыхивали и гасли в его голове. Одна из вспышек была настолько яркой, что унесла сознание.
Ноги Путника подкосились… Волна вязкого серого тумана поглотила его…

Когда Путник пришёл в себя, он понял, что висит на решётке, ухватившись за неё мертвой хваткой. Даже в бессознательном состоянии его пальцы не отпустили её. Как долго он висит здесь? Путник не знал. Мгновение? Минуту? Час? Не важно! Важно, что он прошёл испытание! Важно, что он жив!

Помутнение прошло. Путник снова стал самим собой. Он поднялся на ноги, отпустил решётку и даже как-то приободрился. Он был горд собой. Ещё бы! Он прошёл путь, который был уготован ему Изидой!

За решёткой просматривался кусок галереи, в которую выходил ход. Свод галереи держали на своих плечах большие статуи. На стенах фрески… Причудливые фрески!

Взгляд отведя от статуй, фресок, галереи, Путник вдруг увидел перед собой человека. Путник не видел его раньше. Человек был одет в облаченье мага. Он стоял и улыбался.

Поняв, что Путник видит его, маг произнёс:
– Поздравляю тебя. Ты достойно прошёл первый этап. Теперь иди за мной.
Он снял замок, замыкавший решётку, разделявшую их.

Путник не вдумывался в слова мага. Для него они были не важны. Важно, что рядом с ним снова живая душа. Важно, что этот человек приветствует его, говорит с ним.
Путник не стал ждать, чтобы предложение повторили. Он торопливо шагнул из коридора в галерею. На сей раз шагнул из тьмы во свет.


Продолжение следует...