«Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит»
М.В. Ломоносов
Немного из Википедии
Леонтий Филиппович Магницкий (Теляшин?) родился 9 июня 1669 г. в Тверской губернии в семье крестьянина. С малых лет он прославился тем, что самостоятельно научился читать и писать, а особенно «разбирать самое мудрёное и трудное». Настойчивым и упорным трудом приобрел глубокие познания в точных науках. Знатные богомольцы перевезли мальчика в Москву, чтобы там он смог получить образование.
Пётр Первый был поражён талантом Леонтия, его незаурядными способностями и обширными познаниями и жаловал ему фамилию Магницкий, объясняя своё решение тем, что «как магнит привлекает к себе железо, так и он своими природными и само образованными способностями обратил внимание на себя».
Позднее Леонтию было предложено написать учебник по математике для школы навигации, которая по указу царя была открыта в Москве.
Долгое время Магницкий преподавал математику в Школе математических и навигацких наук в Москве. Он - автор первого в России учебного пособия по математике.
Кроме основ арифметики, учебник содержал элементы алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии и навигации, которые нужны были для учащихся школы навигации. Учебник насыщен задачами и примерами, большинство из которых увлекательны по содержанию. Книга была в употреблении почти до середины XVIII века, являясь, по словам М. Ломоносова, «вратами своей учености».
Несколько задач из учебника Магницкого (в переводе на современный язык)
1.Двенадцать человек несут 12 хлебов: каждый мужчина несет по 2 хлеба, женщина — по половине хлеба, а ребенок по четверти хлеба.
Сколько было мужчин, женщин и детей?
2. Лошадь съедает воз сена за месяц, коза — за два месяца, овца — за три месяца.
За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?
3. Путешественник идет из одного города в другой 10 дней, а второй путешественник тот же путь проходит за 15 дней. Через сколько дней встретятся путешественники, если выйдут одновременно навстречу друг другу из этих городов?
4. Некто купил 3/4 аршина сукна и заплатил за них 3 алтына.
Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? (алтын – 3 копейки)
5. Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей.
Сколько стоит кафтан?
Одним из дидактических принципов обучения является принцип практической направленности, связи обучения с жизнью.
Как видим, все задачи Магницкого полностью соответствуют требованиям педагогики.
А это задачи из учебников математики прошлых лет. Чтобы не утруждать читателя, предлагаю только первые строчки:
1957 г.
- Первая экскурсия на завод продолжалась 55 минут….
- В пионерский лагерь приехали из одной школы 50 пионеров…
- Володя засушил летом 12 листочков клёна..
1969 г.
- У закройщика было 2 куска материи по 50 метров….
-На хлебозавод надо было привезти 150 мешков муки…
- На аэродроме стояли 27 самолётов…
1987 г
- В спортивном кружке занималось 16 школьников…
- В автопарке стояло 12 новых машин…
- Для ремонта крыши купили 14 кг гвоздей..
А современным школьникам предлагаются и такие:
1) Мама уронила поднос, на котором стояли 2 чашки с цветочками, 2 в горошек и 2 с ягодками. Сколько теперь стало чашек?
2) На Машином платье были вышиты три вишни и два яблока. Съели одну вишню и два яблока. Сколько фруктов осталось?
3) У кошки Мурки родились щенята: один чёрненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?
4) Из бидона отлили 7 стаканов молока. Сколько стаканов молока осталось в бидоне?
5) С одной грядки сняли 5 огурцов. Столько же огурцов сняли с другой грядки. Сколько помидоров сняли с двух грядок?
6) Заяц сначала бежал два часа со скоростью 24км/час, затем он три часа ехал на велосипеде, а после этого пять часов ехал на поезде со скоростью 48км/час. Всего заяц проехал и пробежал 357 км. С какой скоростью он ехал на велосипеде?
7) Отец на 6 лет старше сына. Через 12 лет возраст отца и возраст сына будут прямо пропорциональны числам 13 и 5. Найдите возраст отца и сына.
8) Колумбийский фермер собрал 4т кофейных зёрен. Из них 940 кг он продал на шоколадную фабрику, а остальные огурцы поместил в 68 мешков. Сколько кофейных зёрен в каждом мешке?
– Один третьеклассник может отлупить трёх первоклассников, но уже 4 первоклассника отлупят третьеклассника сами. Кто будет побеждать сначала, и кто победит в конце концов, если лупить друг друга начнут 12 третьеклассников и 48 первоклассников, а потом на вопли о помощи прибегут ещё 5 первоклассников и 3 третьеклассника?
– Таракан Митрофан совершал прогулку по кухне. Первые 10 см он шёл со скоростью 1см в сек. в направлении на север, затем повернул на запад и прошёл 50 см за 10 секунд. 5 секунд постоял, а затем в направлении на северо-восток со скоростью 2 см в секунду проделал путь 20 см. Здесь его настигла нога человека.
Вопрос задачи отсутствует.
Типовое задание 1-го этапа по математике для 8 класса
– В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно, и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по 2 укуса, а у главного врача – 100 укусов. Сколько сумасшедших в больнице?
– Построить схему к заданию со сказочными словами:
Коп кунтще топа на 15 лопов. Кунта копа – 2 лопа. Какова кунта топа?
И где тут принцип практической направленности?
Интересно, в какой порядок приводят ум наших школьников современные учебники математики?
И какое образование имеют составители учебников?