Зверь из Бездны Предисловие

Тамара Кочнева 4
«Зверь из Бездны» Предисловие.

    «Буфетчик Андрей Фокич как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.
    – Неужели мошенники? – тревожно спросил у гостя Воланд, – неужели среди москвичей есть мошенники?
    В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали всякие сомнения: Да, среди москвичей есть мошенники.
    – Это низко! – возмутился Воланд, – вы человек бедный… ведь вы – человек бедный?
    Буфетчик втянул голову в плечи, так что стало видно, что он человек бедный.
    – У вас сколько имеется сбережений?
    Вопрос был задан участливым тоном, но всё-таки такой вопрос нельзя не признать неделикатным. Буфетчик замялся.
    – Двести сорок девять тысяч рублей в пяти сберкассах, – отозвался из соседней комнаты треснувший голос, – и дома под полом двести золотых десяток.
    Буфетчик как будто прикипел к своему табурету.
    – Ну, конечно, это не сумма,– снисходительно сказал Воланд своему гостю, – хотя, впрочем, и она, собственно, вам не нужна. Вы когда умрёте?
    Тут уж Андрей Фокич возмутился.
    – Это никому не известно и никого не касается, – ответил он.
    – Ну да, неизвестно – послышался всё тот же дрянной голос из кабинета, – подумаешь, бином Ньютона! Умрёт он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвёртой палате.
    Буфетчик стал жёлт лицом.
    – Девять месяцев, – задумчиво считал Воланд – двести сорок девять тысяч… Это выходит круглым счётом двадцать семь тысяч в месяц? Маловато, но при скромной жизни хватит. Да ещё эти десятки.
    – Десятки реализовать не удастся, – ввязался всё тот же голос, леденя сердце буфетчика, – по смерти Андрея Фокича дом немедленно сломают и десятки будут отправлены в Госбанк.
    – Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, – продолжал артист, – какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадёжно больных.
    Буфетчик сидел неподвижно и очень постарел. Тёмные кольца окружили его глаза, щёки обвисли и нижняя челюсть отвалилась […]» (отрывок из мистического романа Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) «Мастер и Маргарита»).
*    *    *
    Все люди, живущие на планете Земля, независимо от пола, возраста и религиозных убеждений воспринимают историю своей жизни, своей семьи, своего народа фаталистически. В каждом из нас уже при рождении заложена вера в хорошее, в то, что за хмурым ненастьем обязательно скоро последует ясная погода, за ночью придёт день, за закатом Солнца – неизбежно через несколько часов наступит рассвет. Всем людям на протяжении своей жизни очень хочется верить, что за бедами, неприятностями или болезнями последуют лучшие времена, а это значит, что хмурые, пасмурные дни и недели нужно постараться перетерпеть, поскольку рано или поздно они закончатся, и снова тёплое и радостное Солнце выглянет из-за тёмных туч.
    Однако, современные люди, за повседневными хлопотами редко задумываются над тем, что при этом сам собой напрашивается и обратный вывод: «за хорошим неизбежно должно всегда следовать плохое», а, если ничего не делать, чтобы улучшить своё положение, а только ждать, что кто-то из «высокопоставленных и высококвалифицированных» чиновников, внезапно ощутит мелкие уколы угрызения совести и сделает это за них, то «за плохим обязательно последует очень плохое».
    Ярким наглядным примером этой простой истины является история русского народа и Русской Православной Церкви в Российском государстве (Московское Великое Княжество, Московское Царство, Российская империя, СССР, Российская Федерация). Как это не печально осознавать, но все «коренные» реформы «верхов» в России, начиная с царя Всея Руси Ивана Васильевича (Грозного, 1554-1581) за последние пятьсот лет всегда приводили только к одному результату – к «беспощадному» ограблению собственного народа.
    Так было в 1861-1863 годах в Императорской, «Самодержавной», «Святой» России, когда при отмене «крепостного права», крестьян при «освобождении» ограбили самым бессовестным образом. До 40% лучших пахотных угодий, которые крестьяне обрабатывали для себя столетиями, «уездные» власти отрезали в пользу помещиков. Отобранную «по справедливому» Закону землю, крестьяне с горечью называли «отрезками» и затем почти полвека выкупали по рыночной цене у помещиков. И только под давлением Революции 1905 года, когда зашатался сам институт Самодержавия и запылали дворянские усадьбы во многих губерниях, царское правительство, возглавляемое Петром Столыпиным, отменило с 1907 года эти выкупные платежи, не забыв компенсировать «убытки» помещикам из государственной казны, как наиболее «малоимущим слоям населения».
    А что делала, в продолжение этого времени, всех скорбящая, сердобольная заступница, истинная Церковь наша со своими иерархами?
    С невозмутимым спокойствием она показала каменное равнодушие к народному делу, то бездушие, с которым она смотрела до этого три века, перебирая чётки, на злодейства помещиков, на насилия их, на прелюбодеяния их, на их убийства крепостных, не находя в своей душе ни одного слова негодования, ни одного слова проклятия. При этом на 114 миллионов жителей в 1860 году в России, насчитывалось примерно 300 крупных монастырей и лавр, 58 тысяч православных церквей, 98 тысяч священников, около 160 тысяч монахов и послушников, 32 тысячи церковных старост и никто из этого огромного множества церковных служителей, «поставленных Богом защищать народ от произвола земных правителей», не осудил действия царских чиновников.
    Церковь, тогда ещё в «Святой Руси», промолчала, надеясь своим Смирением и Долготерпением отвести от себя беду, отринув слова Святого Писания:
    «Становитесь исполнителями слова, а не только слушателями, вводящими в заблуждение самих себя.
    Потому что если кто-нибудь слушатель слова, а не исполнитель, то он подобен человеку, рассматривающему в зеркало своё лицо, которое он имеет от рождения.
    Если кто-нибудь думает, что он религиозен, то он обманывает своё сердце, ибо без дел его религия суетна» (Послание Иакова 1.22-26).
    Духовенство в этот период на «Святой Руси» «парило столь высоко в хлябях Небесных», что его, согласно «Открытого письма» преподобного Нила Сорского (Майков):
    «Надо было желать опустить на землю, ибо не имеют желаемого действия не от чего иного, как от слабого за ними надзора и от несоблюдения мер, установленных к истреблению в Духовенстве многочисленных пороков, главными из которых были невежество, пьянство и блуд […]
    Торжественно заявляя, что стоят выше всего земного и стремясь к благоугождению Богу, с каким-то болезненным жаром Высшие иерархи в эти годы искали на земле не просто добрых, рабочих и богопочтительных людей, а прямо ангелов: «видящих лицо Его выну и неустанно вопиющих свят, свят, свят», как Господу нашему, так и им скромным наместникам его дел на земле […]».
*    *    *
    При этом по свидетельству архиепископа Никона Вологодского и Тотемского (1906-1912) (Рождественский, 1851-1918, с 1912 года на покое в Троице-Сергиевой Лавре):
     «В последние годы пронёсся по Русской земле какой-то ураган неверия, безбожия, всякого произвола […]
   На наших глазах оскудевает вера в среде верующих, гаснет духовная жизнь, утрачивается самое понятие о сей жизни и притом, что особенно горько отметить, не только у мирян, живущих почти исключительно жизнию плотскою, но и у духовных лиц, у нашего пастырства – этих, по идее, присяжных носителей идеала духовной жизни […]» (запись датируется ноябрём 1916-го «Из моих дневников»).
*    *    *
    «Установление, покинутое Духом истины, не может быть истинной Церковью Бога. Чтобы признать это, нам нет надобности отрекаться от религии отцов наших, отказываться от Благочестия православного народа, от его Священных преданий, от всех чтимых им святынь. Напротив того, совершенно очевидно, что единственное, чем мы должны пожертвовать истины ради, это – лжецерковным учреждением, основанным на раболепстве и материальном интересе и действующим путём обмана и насилия.
    Система правительственного материализма, опиравшаяся исключительно на грубую силу оружия и не ставившая ни во что моральное могущество мысли и свободного слова – эта материалистическая система привела уже нас однажды к Севастопольскому разгрому. Россия принесла покаяние и воспрянула в акте справедливости – в освобождении крестьян от крепостной зависимости. Этот акт представляет из себя, однако, только начало. Дело социального освобождения не может ограничиваться одним материальным порядком. Тело России свободно, но национальный дух всё ещё ждёт. Не надо искушать Провидение, слишком скоро забывая преподанные нам Им исторические уроки. Позволительно надеяться, что религиозное чувство, добрая воля и здравый смысл, отличающие ныне царствующего императора, оградят его от превратно мыслящих советников, желающих навязать ему губительную политику, осуждённую и приговорённую под Севастополем […]
    Но данной истины власти боятся, потому что она кафолична, то есть Вселенская. Во что бы то ни стало хотят иметь свою особую религию, русскую веру, императорскую Церковь. Она не является ценной сама по себе, за неё держатся как за атрибут и санкцию исключительного национализма. Но не желающие пожертвовать своим национальным эгоизмом Вселенской истины не могут и не должны называться христианами.
    Если сегодня послушать некоторых патриотов, то придёшь к мысли, что крещение Святого Владимира, столь действенное для самого князя, для его нации было лишь крещением «водой», и что нам следовало бы принять «вторичное крещение» духом истины и огнём любви. Чтобы Россия сегодня стала христианской, она должна отречься от нового идолослужения своим правителям, менее грубого, но не менее нелепого и значительно более вредоносного, чем идолослужение наших языческих предков, отвергнутое Святым Владимиром. Я говорю о новом идолослужении смертным, толкающем нас на поклонение своему собственному образу вместо Высшего и Вселенского Божества […]» – считал богословский писатель конца XIX-го века В.С. Соловьёв (1853-1900).
*    *    *
    Так было в 1917-1920 годах, когда к политической власти пришли реформаторы – большевики и «во имя высших пролетарских идеалов мировой революции и светлого будущего всех эксплуатируемых народов» при «освобождении» своего трудового народа «от рабства и эксплуатации большинства меньшинством» также ограбили, «не церемонясь», уже всё население страны. «Новые защитники» народа отобрали всю собственность не только у дворян, помещиков и владельцев заводов и фабрик, привилегированных классов царской России, не только у средних и мелких ремесленников и купцов, но отобрали землю и крупнорогатый скот даже у зажиточных крестьян, как слоя населения постоянно создающего сельскую буржуазию.
    А где в этот период было Православное Духовенство?
    Кто-нибудь из иерархов пошёл в народ предупредить, объяснить, растолковать народу пагубность идей, отрицающих Бога, призвать народ к сопротивлению?
    Был ли хоть один?
    Ведь, согласно статистики, на начало 1917 года в России было около 200 крупных монастырей и лавр, 69 тысяч православных церквей, 126 тысяч священников, 82 тысячи монахов, 91 тысяча послушников, 48 тысяч церковных старост на 162 миллиона жителей, из которых только две трети исповедывало Православие. У католиков, протестантов, евреев, мусульман, буддистов было своё духовенство.
    Изучая историю этого периода, не находим «ярких» имён или дел среди иерархов Православной Церкви. У них «всё было благопристойно и смиренно жертвенно», никто не захотел быть «оправданным делами» в отношении верующих и клира.
    Святые отцы, по данному поводу, предпочитают отделываться общими фразами:
    «Духовно-пастырский труд и катехизаторская работа предреволюционных лет и первых лет революции не прошли втуне для поколений, выросших в годы Советской власти. Старшие поколения сумели передать нам преемственность Священного Предания, благодатность Православного священства, Христианские Таинства, веру во Святую Троицу и Господа нашего Иисуса Христа, готовность стоять за Православную веру, что они и засвидетельствовали своим примером, своим исповедничеством, своим мученичеством […]
    Да, в первые годы в моде была критика Церкви, церковной иерархии. Некоторые около и нецерковные интеллигенты стремились, по словам одного автора тех лет, «спасать Церковь вместо того, чтобы самим спасаться в Церкви» […]
    Они пытались переосмыслить всю историю Церкви и как результат впали в прелесть […]» (протоиерей Глеб Каледа (1922-1994) «Воспоминания и размышления», М., 2004).
*    *    *
    На Соборе 1917-1918 годов после восстановления Патриаршинства Всея Руси 18 ноября, вторым вопросом стоял:
    «Как лучше всего держать себя Духовенству: назначаться ли епископам или избираться от воли прихода, ибо оба метода не противоречат древней церковной практике и имеют свои хорошие стороны, но имеют и дурные […]».
    Споры по данному вопросу были столь жаркими и горячими, что «святые» отцы не заметили, как потеряли духовную власть над народами Российской империи. Всероссийский Поместный собор Православной Церкви начался при «Временном правительстве» Керенского 15 (28) августа 1917 года в храме Христа Спасителя в Москве, а закончился при «Совете Народных Комиссаров» Ульянова (Ленина), «первом роге Багряного Зверя» (1918-2025) 20 сентября 1918 года.
    Убеждённость большевиков в том, что «новое общество» можно построить только в результате ликвидации старого, связала в неразрывный узел судьбу Церкви, судьбу национальной культуры и судьбу русского крестьянства. Большевистские лидеры не верили в религиозность российского населения и в своей практической деятельности её не учитывали. Их расчёт строился на полном и быстром отмирании религии. Об этом свидетельствует принятая на VIII-ом съезде РКП(б) в марте 1919 года программа партии, в которой говорилось о «полном отмирании религиозных предрассудков».
    Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви был принят 2 февраля 1918 года (опубликован 5 февраля). Главное отличие советского декрета от западных образцов заключалось в лишении российских религиозных общин прав юридического лица. Декрет лишал Церковь права владения каким-либо имуществом. Отныне всё необходимое (здания и богослужебные «предметы») Церковь получала от государство во временное пользование на основе заключаемого между местной властью и церковной общиной договора. Даже после появления такого декрета новоизбранный Патриарх Тихон  категорически отказался послать даже тайное Благословение «Белому движению» под предлогом, что Церковь не может благословлять братоубийственную войну.
    Перед закрытием члены Собора обратились с «Воззванием к населению России» от 18 сентября 1918 года, в котором говорилось:
    «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, и мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты своих заветных святынь […]
    Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру Православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь Святая! Иди на свою Голгофу! […]».
    Призвав православных объединяться около священников, которые привыкли «к тихой и спокойной жизни», а также ожидать указаний сверху, члены Собора посчитали свою роль выполненной перед паствой и разъехались по домам, став лёгкой жертвой для богоборцев.
    Если кто-то из читателей захочет получить более подробную информацию по данной теме, то может ознакомиться с двухтомником протоиерея М. Польского «Новые мученики Российские» или шеститомным «Словарём русских епископов» митрополита Мануила, которые являются уникальными источниками для исследования изменений состава русской иерархии и для получения биографических сведений о епископах.
    «Какая польза, если кто-нибудь говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Разве может эта вера спасти его?
    Если брат или сестра раздеты и им недостаёт дневного пропитания. А кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и насыщайтесь», но вы не дадите им необходимого для тела, то какая в том польза в глазах Божиих?
    Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Послание апостола Иакова 2.14-17).
    Православное Духовенство в России забыло про эти слова. Пока была возможность пело на Всероссийском Поместном соборе «многие лета» Временному правительству, затем богоборческой власти «Советам народных депутатов».
    Когда же большевики объявили:
    «Бога нет, а все вы – пережитки прошлого, верно служившие правящим классам для эксплуатации трудового народа, и теперь пришло время расплаты. Для нас Православная Церковь представляется как организованная сила, противодействующая социалистическому строительству, поэтому она подлежит уничтожению вместе со старыми социальными классами и сословиями, институтами и системами. Ликвидация Церкви выступает для нас таким же непременным условием в борьбе за власть, как и гражданская война», они с молитвой безропотно пошли на расстрел, надеясь, что мученическая смерть покроет собой их Богопротивные дела.
*    *    *
    В 1985 году, началась «Горбачёвская перестройка». «Молодое» поколение коммунистов, уже не верящих «в светлые пролетарские идеалы Мировой революции», вновь объявили народу о необходимости проведения реформ «с человеческим лицом» для улучшения жизни «строителей Социализма» и для «освобождения» от всех бюрократических надстроек, которые мешают развиваться современному, самому передовому «обществу рабочих и сельских тружеников, руководимых самой мудрой партией». Вот только надо изменить кое-какие ошибки допущенные при создании Советского строя: усилить аппарат государственный, как это делал Владимир Ленин, «вождь мирового пролетариата», как глава правительства, и уменьшить роль аппарата партийного, на который опирался товарищ Иосиф Сталин, «вождь всех народов», а за ним все его преемники, «непримиримые вожди социалистического лагеря и борцы за независимость народов всего мира от оков капитала».
    Мечтая «о новом НЭПе», «молодое» поколение коммунистов не хотело осознать, что живут в стране «Багряного Зверя с десятью рогами», и любой назначаемый аппарат в этот период имеет свойство быстро коснеть, особенно, сплочённый долгими многолетними связями «по борьбе с миражами». Такой аппарат, вместо рычага быстро становится тормозом для развития любого общества.
    Услышав от «новых» партийных и государственных лидеров, радостные заявления, что к 2000-му году «все трудящиеся самой свободной страны в мире получат по отдельной квартире, а многосемейные семьи даже отдельный дом с приусадебным участком не менее 10 соток», население, глубоко с тоской вздохнув, и на подсознательном уровне, ощущая что-то вновь неладное, отправилось по очередям закупать: соль, спички, сахар.  Правда, вскоре и эти товары исчезли во многих городах Советского Союза, так что покупать стало нечего, тогда «реформаторы» выдали народу талоны на продукты питания в мирное время и предложили немного потерпеть, «мол скоро станем жить лучше».
    Потому, как быстро пустели прилавки в магазинах, ощущалось неумолимое приближение какой-то катастрофы, и эти нелепые и бессвязные казалось ощущения, на фоне радостных заявлений в средствах массовой информации «ответственных руководителей» СССР, что: «эти реформы под их мудрым руководством пройдут спокойно, взвешено, продумано и не вызовут ненужного волнения», почему-то вызывали невольную тревогу.
    От Русской Православной церкви, у которой к 1987 году, после всех гонений «воинствующих» богоборцев, осталось около 6700 действующих  церквей, то есть менее 10% от количества на начало века, и 18 тысяч штатных священников (Церковный вестник № 312), население помощи не ждало.
    К тому же в этом году Синод напечатал указы, в которых:
    Во-первых, напоминал служителям на местах «о прежних убеждениях и предлагал постоянно читать труды Московского митрополита Макария» (Булгаков, 1816-1882, видный русский церковный деятель и богослов, его книги «Введение в Православное богословие» и «Догматическое богословие» неоднократно переиздавались до 1918 года).
    Надо отметить, что такие указы много раз были безуспешно делаемы и прежде (1954, 1968, 1973), то есть ранее Духовенство не читало их по причине малограмотности, теперь же по причине – многограмотности, действительно, читать преподобного Макария после классиков Марксизма – Ленинизма «курам на смех».
    Во-вторых, поставил служителям на вид:
    «Обратить внимание на поведение своё, при всяком случае сохранять достоинство, жить в благонравии, пороков гнушаться, внедрять подчинённость и послушание, стараться, сколько возможно, изгладить из мнения народного неблаговидное своё поведение».
    В-третьих, не рекомендовано читать сочинения Иннокентия (Архиепископ Иннокентий (Борисов), 1800-1857, видный русский церковный деятель, писатель и оратор, ректор Киевской духовной академии (1830-1836), имелось в виду сочинение «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», напечатанное только после смерти автора в 1857 году) и богословские сочинения Хомякова (А.С. Хомяков, 1804-1860, малоизвестный русский писатель, патриот, его сочинения были разрешены в России только после 1878 года, через 18 лет после смерти автора).
    Да, в этих сочинениях изложено много неприятных фактов деятельности Православного Духовенства в Российской империи при царствовании императоров Александра Павловича и Николая Павловича, красочно описан быт священников, их так называемое «служение», но ведь эти факты были в XIX-ом веке.
    Неужели с тех пор в нашей Православной Церкви ничего не изменилось?
    Неужели члены Синода серьёзно обеспокоились, что российское общество опять с удивительным упорством наступит на одни и те же исторические грабли: «тьма власти вверху, и власть тьмы (беззаконие, блуд, ложь), внизу», при Церкви, которая, находясь на Земле, сторониться всего земного, устремляя «свои молитвы и благодатное созерцание в Небесные хляби»?
    Внимательно изучив историю Российской империи XIX-го века, Ветхий и Новый Заветы, пророчества того периода, можно понять, что трёх ограблений русского народа, с 1861-го, с 1917-го и с 1986-го годов, могло бы не быть, если бы Православные священники осознали Великий План Божий и исполнили Заветы Бога, нашли в себе мужество и всенародно во всех церквях пропели анафему «бесовским реформаторам от власти» и своим «консерваторам – ханжам от Церкви», отрицающих Божии Заповеди:
    «Проклят нарушающий межи ближнего своего!
    Проклят, кто слепого сбивает с пути!
    Проклят, кто не исполнит слов Закона сего и не будет поступать по ним!» (Второзаконие 27.17-18, 26).
    К сожалению, история наука точная и не знает сослагательных местоимений, а «смелости» Православным священникам, «из-за духовного непонимания исторических процессов», хватило только на то, чтобы проклясть великого русского писателя Л.Н. Толстого, благо дело власти его тоже не любили.
    Древние греки в таком случае мудро говорили: «От судьбы, как не старайся, не уйдёшь, ибо она предопределена, и каждого найдёт в предназначенное для него время», – справедливость этого изречения многие испытали и продолжают испытывать на себе.
    Живя в обществе всеобщего Нигилизма и Материализма пятьдесят лет, я слышала в молодости от старых людей, родившихся ещё до революции, рассказы, более похожие на сказки, о существовании блаженных, которые могли видеть будущее, то есть реальные события вне времени и пространства.
    С 1989 года наступили другие времена – время освобождений от иллюзий и обличения «прошлых достижений». В Советском Союзе, с ослаблением «воинствующей, безбожной идеологии», стали появляться многочисленные книги и статьи, посвящённые провидцам.
    В 1990 году появилась книга: «Нострадамус и его пророчества в свете событий Мировой истории», истолкование доктора Люстрио, в заглавие говорилось:
    «События мировой истории долгое время оставались для русского народа освещёнными только с одной стороны, подобно сменяющимся перед зрительским взором декорациям, а в трактовке событий до недавнего времени преобладал, традиционный подход отрицания Бога и его плана».
    В том же году в Ленинграде (современный Санкт-Петербург), был напечатан двухтомник: «Канонические книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Это было первое издание, которое после 1917 года, возродило традицию изданий Православной Библии в России, прерванную большевиками.
    Надо честно признать, долгие годы притеснений и гонений на Православную веру в СССР поставили отечественную церковно-историческую литературу в крайне тяжёлое положение. Все исследования, появившиеся легально до 1992 года, носили узко-пропагандистский характер. Особенно сложной оказалась ситуация с изучением новейшей истории Московской Патриархии. Практически до 1992 года не осуществлялась публикация источников по этой теме. Только в этом году, по крайней мере, в Челябинске, появилась книга протоиерея М. Польского «Новые мученики Российские», а также брошюра «Будущая Россия», составленная иеромонахом Серафимом (Роузом), в которой были собраны пророчества о СССР и Российской Федерации.
    В 1996-ом появилась книга Льва Регенсона «Трагедия Русской Церкви». Хотя некоторые духовные установки автора представляются спорными, однако значение этой книги для церковного читателя в Российской Федерации трудно переоценить.
    В 2000-ом вышел в свет двухтомник «Россия перед вторым Пришествием» (авторы супруги Фомины). Это очень интересное издание. В нём подобраны Библейские пророчества древности и цикл сказаний, имеющих отношение к будущим судьбам Церкви. Супруги Фомины, которых можно отнести к настоящим богословским писателям конца XX-го века в Российской Федерации, сделали большой прорыв в этом отношении. До их двухтомника небольшая часть мистических пророчеств распространялась у нас только в сборниках, как, например, «Степенная книга».
    Те православные, кто не замкнулся в успокоительную скорлупу религиозного снобизма: «мы самые лучшие, место на небесах нам обеспечено», через двухтомник «Россия перед вторым Пришествием» открыли для себя живую связь с церковным сознанием прошлого. Сборник впервые аккумулировал на своих страницах огромный заряд пророческой литературы. В приложении к нему была опубликована «Особая папка Святейшего Синода», которая многое прояснила в отношении к Государю предреволюционного духовенства и причинах катастрофы, нарушившей религиозно-этническую преемственность русского народа после 1917 года.
*    *    *
    Непосвящённому читателю может показаться, что сегодня книг о пророчествах и провидцах написано более чем достаточно. Действительно, литература по проблематике Пророчеств, изданная за последние годы, составит целую библиотеку. При чём пророчества о будущем, описанные в книгах, что, особенно, подкупает российских читателей носят международный характер, что естественно, так как материалы, освещающие их, связанные с ними, рассеяны по всему миру. Это понятно. Однако ценность многих этих пророчеств, особенно размещённых в интернете, а, главное, их достоверность весьма сомнительна, так как идёт в разрез со «Святым Писанием».
    Это важно установить, чтобы понять процесс, с которым российское общество имеет сегодня дело.
*    *    *
    В качестве примера можно привести статью А. Ильинской за 1991 год «Пророки о России»:
    «В начале века ожидание конца света было связано с именем Преподобного Серафима. На исходе столетия мы наблюдаем то же самое.
    «Будет некогда Царь, который меня прославит, – предсказывал Саровский чудотворец, – после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против Царя и Его Самодержавия, но Бог Царя возвеличит». А скорбь после прославления его имени будет такова, говорил далее Батюшка, что ангелы не будут успевать носить на небо души. Предсказанно сбылось. Наступает время исполниться и другому пророчеству Преподобного.
    В русском отеческом предании сохранился удивительный документ, который только сегодня получает широкую огласку. Речь идет о «Дивеевской тайне», где батюшка Серафим признался Мотовилову, что плотию своею в Сарове лежать не будет:
    «Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение седьми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего» («Великая Дивеевская тайна», Из рукописи Мотовилова, Русский паломник, 1990, № 2, стр. 94).
    Преподобный Серафим предрек, что после своего воскресения перейдет в Дивеево, которое будет называться так не по имени села, а по всемирному диву. Дивеево и станет местом спасения людей во времена Антихриста.
    «Когда век-то кончится, – говорил Батюшка, – сначала станет Антихрист с храмов кресты снимать, да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до небес! Ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет» (Монахиня Серафима (Булгакова), «Дивеевская тайна», Славянский вестник, 1991, № 3, стр. 3).
    Именно в Дивееве откроется проповедь всемирного покаяния для подготовки ко дню Страшного Суда, когда Господь явится с Ангелами в пламенном огне, дабы «разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренно-мудрых от миролюбивых» («Собрание писем блаженныя памяти Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам», часть 1. Сергиев Посад, 1909, стр. 30).
    На эту проповедь соберется множество народа со всех концов земли, в этом Дивеевская тайна благочестия. И будет открыто четверо мощей, и сам Преподобный возляжет между ними.
    «Мало в Сарове почивает святых, батюшка, а открытых мощей нет, никогда и не будет, а у меня же, убогого Серафима, в Дивееве будут!» (статья А. Стрижева «Вычеркнутые пророчества», Славянский вестник, 1991, № 3, стр. 2).
    Долгие годы пророчества эти были весьма туманными, но вот в Казанском соборе Санкт-Петербурга (в советское время – музей атеизма) обнаружен в начале ноября 1990 – завернутый в рогожку гроб с останками Саровского Чудотворца. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II было проведено тщательное обследование мощей. Установлено их соответствие по подробному описанию в актах канонизации 1903 года и по протоколу изъятия. После полугодового чествования в Санкт-Петербурге и Москве мощи батюшки Серафима, согласно пророчеству, были торжественно перенесены в Дивеево.
    Указания на то, что к концу времен церковь на малое время воспрянет, встречаются и у других Старцев XX-го века. Призыв к последнему покаянию не случайно раздастся именно в России: как сберегшей чистоту православной веры, Русской Церкви суждено приуготовить мир к Страшному Суду.
    Приняв в X-ом веке Св. Крещение, славяне стали возрастать под сенью благодати, а вероучительная Византия чахнуть и слабеть духом. Нашествия иноплеменников, междоусобные брани, которые выпало Руси перенести в раннем детстве, способствовали развитию в ее национальном характере терпения и смирения. Страна, как золото, переплавлялась в этих испытаниях, готовясь к подвигу своему.
    Андрей Кесарийский считает апокалипсическую Жену неким «любодейным царством». Очевидно, это царство было как-то особенно интимно связано с Творцом, раз разрыв с Ним Тайновидец трактует как измену. Именно в таком обручении с Господом пребывала Россия, гражданское бытие которой началось одновременно с принятием Таинства Крещения. Ни одна христианская нация не сливала так тесно своего политического бытия с церковным, как Древняя Русь.
    Но отступивший от Православной веры Запад пустил смертоносный яд по телу Государства Русского. По попущению Божию произошло кровавое крещение народа силою сатанинскою. И теперь Россия должна выстрадать исполнение на ней притч Господних.
    Человечество стоит в преддверии Второго пришествия, и Русская Церковь призвана осуществить духовно-нравственное просвещение народов накануне решающего дня. Историческое призвание России в том, чтобы отстоять Новозаветную церковь. Это и есть наша великая миссия, которую предчувствовали лучшие умы Востока и Запада. Поэтому столько скорбей и искушений из века в век обрушивается на многострадальную землю нашу, судьба которой трагична, как ни у одной другой в мире. Фатимская Божия Матерь, явившаяся трем португальским ребятишкам, открыла, что если Россия не вернется к Богу, мир погибнет, и призвала народы молиться за нашу Богоизбранную страну.
    1917 год, когда это случилось, стал кровавой вехой времени. Мужи и Старцы, обладающие даром различения  духов, сразу поняли апокалипсический характер русского бунта. Их подвиг святости, как неотходного пребывания в Боге, был столь велик, что Господь возвестил им о наступлении мученической эпохи. Поэтому Старцы наши не только совесть России – мы ждем от них откровения о безошибочном духовном пути в сегодняшние трудные дни, зажигаем лампадки от сердечного огня...
    Незадолго до революции отец Варнава Гефсиманский в одном из писем заметил:
    «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».
    «Будет шторм. И русский корабль будет разбит, – так описывал будущее Родины Оптинский старец Анатолий (Потапов). – Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. И что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уж корабля того нет, разбит, погибло все!»
    «Не так, – говорил далее Батюшка, – явлено будет великое чудо Божие, да... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо» («Духовные очи старцев», Благовест, Собеседник православных христиан, 1990, № 2, стр. 5).
    Это пророчество было произнесено в феврале 1917 года, когда нестроения только начинались, Божий Помазанник еще не отрекся от престола, и Богоматерь Державная еще не явилась в селе Коломенском в знак того, что отныне Сама принимает на Себя водительство над Россией...
    В новогоднем слове на 1918 Святейший Патриарх Тихон сказал:
    «Наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замысел Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих».
    Это не только итог первых революционных месяцев, но и пророчество, характеризующее конец столетия, поразительно созвучное всем переживаемым сегодня катаклизмам...
    Патриаршее слово на смерть Государя гласит:
    «Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая  страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе... И вдруг он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России, небольшой кучкой людей, не за какую-то вину, а за только, что его будто бы кто-то хотел похитить... Наша совесть примириться с этим не может, мы должны во всеуслышание заявить об этом» (М. Вострышев, «Умирание во вся дни», Литературная Россия, 1991, № 13, стр. 28).
    Россия промолчала...
    И все-таки это еще не конец!
    «Россия будет спасена, – через год после Октябрьской революции возгласил иеросхимонах Аристоклий. – Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех; а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией...» (Иеромонах Серафим (Роуз), «Будущее России и конец мира», Русский паломник, 1990, №2, стр. 99).
    Старец Алексей Зосимовский был священником в московском Успенском соборе. Когда он решил уйти в монастырь, его отговаривали, ведь он был духовным украшением Кремля, но Старец все-таки затворился в Зосимовой пустыни. «Погубив свою душу» (Лк, 17,33), то есть душевные способности, и отец Алексей приобрел духовные, которые ведут в жизнь вечную, и стал известен всей России, как пророк и прозорливец. При выборах Патриарха батюшка Алексей находился в Чудовом монастыре. Именно он вынул жребий одного из кандидатов и во всеуслышание прочитал: «Митрополит Тихон».
    Видя, как плачут люди, громко воскликнул, воодушевляя их: «Кто это тут говорит, пропала Россия? Что погибла? Нет, нет. Она не пропала, не погибла и не погибнет, – не пропадет, но надо, значит, через великие испытания очиститься от греха Русскому народу. Надо молиться, каяться горячо. Но Россия не пропадет, и не погибла она».
     Схиархимандрит Лаврентий (Проскура, 1868-1950), старец Черниговского Троицкого монастыря, ныне канонизированный, чье пастырство пришлось на нелегкие советские времена, тоже предсказывал то, что мало-помалу сбывается сегодня на наших глазах:
    «Недействующие храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. Ремонты храмов будут продолжаться до самого пришествия супостата — благолепие будет небывалое. А когда закончат все, наступит время, когда воцарится Антихрист. Молитесь, чтобы Господь продолжил нам еще это время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. В это последнее время будут истинные христиане ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются и бегут за ними. Из вас, чада мои, до него многие доживут...» (Старец схиархимандрит Лаврентий (Проскура), Современный архив Оптиной пустыни. Рукопись, ксерокс).
    В 1938 архиепископ Русской Зарубежной Церкви Иоанн Максимович сказал горькие, но честные и справедливые слова:
    «Русский народ в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно, клятвопреступление и цареубийство... В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой представляло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них...»
    Спаситель не определил последнего срока, но призывал наблюдать зрелость мира для кончины:
    «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24,32-33).
    Апостолы тоже лишь указывали признаки последних времен, но сами сроки устанавливать избегали.
    Не потому ли, что близость конца основывается не на твердо определенных датах, а на духовном состоянии человечества?
    Не потому ли и скрыты сроки, что во многом зависят от нас?
    Последний Оптинский старец Никон говорил своим духовным чадам:
    «О времени пришествия Антихриста никто не знает, так в Святом Евангелии сказано. Нельзя точно сказать: бывали и раньше времена, когда считали, что Антихрист пришел (при Петре I), а последствия показали, что мир еще существует...»
     Царствие Божие – не материальное благоденствие. Еще во времена Христа оно неприметным образом было погружено в жизнь плотского человечества, где действовало, как закваска, доколе не вскиснет все (Лк. 13,21). По слову Божию, оно приблизилось, а для некоторых людей уже наступило в славе Своей, ибо Царствие – в сердце человеческом.
    «И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы, избранных ради, не сократились оные дни, — приоткрыл Мотовилову Преподобный Серафим, — в те дни... остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил? Подобное же оставление человечества Благодатию Божиею должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по миновании коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей и вси Святии Ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в Предвечном Совете» («Беседа Преподобного Серафима о цели христианской жизни», Сан-Франциско, братство блаженного Германа, 1968, стр. 82) […]».
*    *    *
    А. Ильинская вместе с А. Стрижевым стала одной из первой, «неумеренных ревнителей благочестия», кто весело и агрессивно стали подгонять пророчества, дошедшие до нас, под одну схему: «о грядущем русском Православном царе» и «о ослепительно умопомрачительном геополитическом триумфе» России в самом ближайшем Будущем.
    С 1996 года ящик Пандоры широко открылся, и «ревнители благочестия» стали усиленно обрабатывать население России по теме «скорого прихода Православного царя». Причём так упорно и усиленно, что даже некоторые старцы в монастырях поддались на эту усиленную пропаганду и стали делать заявления типа: «восстановление монархии в России возможно в самое ближайшее время».
    Но вся беда для многих современных, новоявленных монархистов и «неумеренных ревнителей благочестия» состоит в том, что пророчества не висят в воздухе сами по себе, а, наоборот, прослеживается чёткая последовательность пророчеств, которая ясно и чётко говорит: Ни о каком восстановление монархического строя в России и речи быть не может, всё это домыслы и вымыслы некоторых лиц, которые преследуют свои собственные корыстные интересы.
*    *    *
    После 2000-го года стали часто появляться газетные публикации, которые утверждают:
    «Трудные времена в жизни народов России всегда обостряли интерес к пророкам и их прорицаниям. Такие времена порождают множество лжепророков, мошенников, кликуш, но они не заслуживают внимания. Истинных русских пророков и провидцев из других земель, которым была небезразлична судьба нашей страны, всегда отличала оптимистическая вера в будущее России, которая не угасала и в самые тяжёлые для неё годы.
    Очевидно, что, не умаляя Высших достижений христианской культуры, не сомневаясь в преображающей силе христианского благовестия нужно говорить и о «глубоком и мучительном кризисе, который изнутри разлагает Русскую церковь». Один из истоков этого кризиса безусловно, в подчинении Церкви государству. «Действительно трагично положение Церкви» в тоталитарном мире. Но за этим трагизмом мы склонны забывать, что нынешнее наше положение неразрывно связано с прошлыми трагедиями, которые представляются нам чуть ли не идиллией. И пытаясь осознать глубинные истоки сегодняшней трагедии Православного христианства, не будем ли мы вынуждены признать, что роковое неблагополучие возникло намного раньше нашей современной «строго-единообразно-управляемой» религиозной системы. Разве поднимаясь по руслу истории России и Православной Церкви, за сдержанностью оценок, отходя от медийных стереотипов, не отметим мы под блеском помпезной позолоты всё те же, столь знакомые нам контуры?
    Но русские пророки никогда не страшились и высказывать предсказания об этих суровых временах, когда обычный взор и разум ещё были не в силах их увидеть и постичь. В этом смысле пророческие озарения порой бывали просто поразительны по своему проникновению в неведомые дали и все они говорят о великой будущности России, которая получит величие, спасение и милость Господа через веру, молитву и покаяние.
    Преподобный Серафим Саровский (1759-1833), предсказал:
    «Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к Великой славе, когда Царь-Колокол будет перенесён в Дивеево».
    Болгарская ясновидящая Ванга утверждала:
    «Нет силы, которая смогла бы сломить Россию. Россия будет развиваться, расти и крепнуть. Никто не сможет остановить Россию. Через 60 лет (то есть в 2035 году) все признают духовное превосходство России, и Америка тоже».
    Иными словами все предсказания пророков отличаются оптимизмом, верой в великое и достойное будущее России и её народов […]».
*    *    *
    Однако если попытаться узнать: откуда авторы данных статей черпали информацию о приводимых пророчествах, ведь Россия, так и не сумела отделаться от такого чёрного греха, как «Тьма власти», то в ответ будет – «тишина». Возможно, это означает, что указанные пророчества не принадлежали пророкам, а придуманы авторами статей.
    Наконец, почувствовав в себе силы и накопив определённое количество знаний, я попыталась из многих пророчеств известных христианских провидцев и библейских пророков, собрать единую, цельную картину, возможно – БУДУЩИХ СОБЫТИЙ. А насколько хорошо у меня получилось их описать – покажет время, ибо оно самый лучший и справедливый судья.
    Проповедник Павел (Савл) так описал действия Святого Духа:
    «Каждому даётся проявление Духа на пользу.
    Одному даётся Духом слово Мудрости, другому слово Знания, тем же Духом.
    Иному вера, тем же Духом, иному дары исцелений, тем же Духом.
    Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
    Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно» (1-ое Послание к Коринфянам 12.7-11).
    Честно скажу, я старалась выбрать такой стиль письма, который бы не вызвал на него слишком резких нападок со стороны той категории читателей, «наших новых ревнителей христианской веры», которые всегда готовы растерзать любого писателя, говорящего о Боге и о Его Плане, или же серьёзно анализирующего духовные прозрения какого-либо пророка.
    На любой анализ у них есть один ответ:
    «Ничего не дано знать заранее. Надо в себе копить Духа Святого, всё остальное есть прелесть – неизбежный результат отрыва от церковного единства, гордость и честолюбие человеческое».
    Действительно, сегодня немногим по силам выполнить без вреда для своего раздёрганного разнородной информацией ума совет писателя К.Н. Леонтьева (1831-1891) по поводу сочинений богословского писателя В.С. Соловьёва (1849-1900):
    «Читайте его, восхищайтесь им, восходите за ним до известного предела на высоту его духовной пирамиды, но при этом храните строго в глубине сердец ваших боязнь согрешить против той Церкви, в которой вы крещены и воспитаны. Если в сердце вашем крепок этот мужественный страх Божий, – не бойтесь и Соловьёва, читайте, любите и уважайте его. Это твёрдое православное чувство, научит вас само, где остановиться! […]».
    В то же время я чувствовала, что обязана указать на некоторые Знамения времени, которые происходят уже в наше время, тем, кто готов и хочет смотреть правде в глаза, не страшась грядущих политических и религиозных изменений, тем, кто не потерял способность анализировать и сопоставлять происходящие события.
    «Лишь немногие лица в Церкви столь трагичны в своей земной судьбе и в то же время столь явно отмечены особым помазанием Божественного избранничества. Век, слабый верой, ищет Знамений, но Знамения не дадутся тем, кто не хочет видеть или слышать. Но, для тех, кто имеет глаза и уши, наше время полно великих чудес» («Славянское обозрение», Лондон, из статьи посвящённой памяти патриарху Никону, 1925 год протоиерей Сергей Булгаков (1871-1944), известный православный богослов).
    Отчего сегодня молчат провидцы, имеющие дар от Духа Святого?
    Неужели им уже нечего сказать?
    Неужели Россия невозвратимо мертва, и российское общество живёт не надеждой её воскрешения народом, но чаянием:
    «Хотя и прощается грех, остаётся епитимия, соответствующая падению, поэтому в заранее намеченный час делом единым милости Господней исхищена будет Русь из Преисподней. Гонители, мучители постыдятся, верные силе Божией удивятся, как восстанет Русь во славе новой. И держава новой невестой Христовой наречётся […]» (отрывок из открытого письма старца Иосифа Афонского).
    Если сегодня в период «Зверя из Бездны» (1991-2038) мы все будем сидеть сложа руки и довольствоваться бесплодным ропотом и благородным негодованием на кухне, если сегодня мы будем благоразумно отступать от всякой опасности и, встретив препятствия со стороны богоборцев, останавливаться, не делая никаких попыток ни перешагнуть, ни обойти, тогда долго ещё не придёт для России обещанное «Светлое, великое и достойное будущее», ибо страшные преступления влекут за собой страшные последствия.
    На Земле ничего не делается само собою, без усилий и воли, жертв и труда ни хорошее, ни плохое. Горестно, стыдно быть рабами, но всего горестнее и больнее сознавать, что рабство наше необходимо, что оно в порядке вещей, что оно естественное следствие Православия, которое в России насаждалось чиновниками сверху вниз. На наших душах лежит Великий грех (отпадения от Бога, отрицание Его существования, отрицание существования Его плана), мы его унаследовали от наших отцов и дедов, и хотя мы в этом не виноваты, но мы всеми формами своей жизни (законодательной, исполнительной, судебной, церковной, дворовой) удерживаем неправо унаследованное, не желая жить по Законам Бога, глумливо отрицая ценность и правоту Его заповедей. Блуд и лицемерие затягивают нас, как два тяжёлых камня, на дно, и с ними на ногах плюс с корыстью чиновников на шее России не всплыть.
    С нашей распущенностью и религиозным нигилизмом мы дошли до того, что когда сегодня социологи, опрашивая население, задают вопрос: «Должна ли Россия быть с Богом?», то получают от большинства опрошенных категоричный ответ: «Нет».
    Но у России «без Бога» в голове – нет будущего. Без Бога след России, отмеченный ненужной кровью и великими победами мало-помалу исчезнет, как это было с другими великими державами древности.
    Мы рабы – потому что наши предки фиктивно признавая Бога при крепостном праве или же отрицая Его при коммунистической идеологии продали своё человеческое достоинство за нечеловеческие права: быть слугами, винтиками, ячейками, а не гражданами в собственной стране, а мы ничего не меняя до сих пор пользуемся их достижениями. Наше современное сонное бездействие, страдательная уступчивость наводят грусть и отчаяние.
    Не укоряйте сильно автора «в легкомыслие, в суемудрие или в намеренном подрывании чьих-то основ», я никого не хотела критиковать, я никого не хочу пугать угрозой пришествия «чёрного» времени, больших социальных перемен (сотрясений основ общественной жизни). Я просто попыталась провести серьёзный анализ и соединить все известные пророчества воедино. Я не составляла План развития человечества на Земле, лично от меня ничего не зависит, я ничего не могу изменить, подкорректировать или поменять, это могут сделать только Мировые политические и религиозные деятели сообща.
    Я только просто указала читателям на современные Знамения времени, к этому меня подталкивает моя духовная ответственность перед Русским народом и желание сказать «воинствующим богоборцам»:
    «Хотя вы и не верите в существование Бога, но Он – есть и пусть те знания, о которых вы узнаете прочитав данную книгу, будут той ступенькой, которая приведёт вас к новому более широкому восприятию жизни».
    Нельзя быть свободным человеком и не верить в существование Бога. Нельзя говорить о правах человеческих – отрицая Заповеди Божии. Нельзя быть верующим в Церкви и молчать в обществе, надо выбирать: или остаться незамеченным в общей массе, или сделать шаг вперёд, ибо впереди нас всех ожидает одна из тех грозных исторических бед, которые предвидеть заблаговременно можно, но от которых спастись трудно или совсем нельзя.
*    *    *
ДТН.