Спортивная страсть. Глава 6. Зигзаг удачи

Марина Клименченко
       Жимовая стойка притягивала меня неодолимо. Три раза в неделю я отрабатывала свои спортивные планы и радовалась великолепному соответствию между "хочу", "могу" и "надо". Чего желала, добилась. Пристанище силачей стало по-настоящему родным, здесь витал ядрёный воинственный дух, не позволяющий ныть и расслабляться. Любовь к пауэрлифтингу неизлечимым вирусом проникла в каждую клеточку моего тела. Организм привык к изнурительному труду, траектория движения штанги вплоть до сантиметра отложилась в ментальной и мышечной памяти.
       Года через полтора я осилила норматив перворазрядника. Это был первый уверенный шаг в сторону большого спорта. Блестящий дебют на краевых состязаниях по жиму лёжа никого не удивил. Журналисты, восхищённые женской силой, одарили меня вниманием и превратили в личность заметную и узнаваемую. Наслаждаясь победой, я восторженно давала интервью теле- и радиорепортёрам. Но в спортклубе результат в шестьдесят килограммов расценили всего-то как обнадёживающий: он давал право на участие в чемпионате России, однако призового места не гарантировал. Тренер задумался и начал подталкивать меня к масштабным выступлениям.

      Женское направление в тяжёлой атлетике только определялось, за штангу брались немногие дамы. Я вовремя разделила своё увлечение с подругой Тамарой и получила классную компаньонку. Мы принадлежали к одному поколению, имели схожий диагноз и были знакомы много лет. На физкультурных фестивалях обе рвались вперёд, иногда конкурировали, но вовсе без раздоров.
      Тома приступила к тренировкам без колебаний, её боевой характер и физические данные тоже соответствовали выбранному спорту. Чтобы избежать прямого соперничества, я выступала в весовой категории до пятидесяти шести килограммов, а низкорослая подруга держалась в меньшем секторе. В дальневосточном регионе наше лидерство было неоспоримым. Еще не чувствуя возрастного груза, мы усиленно нарабатывали соревновательный опыт и горстями собирали медали разных достоинств. По праву считались звёздами городской команды и резонно планировали выезд за пределы Хабаровска. Сперва доверие тренера нас воодушевляло, потом не на шутку обеспокоило: к спортивному азарту прибавилась ежедневная и ежечасная ответственность.

      За несколько месяцев до российских стартов темп занятий значительно возрос, каждая тренировка обрела особую важность. Новый вес я брала на пике напряжения мышц и нервов! Закономерную боль принимала без паники, не раз ушибалась, растягивала связки, травмировала суставы рук. Терпела, лечилась, снижала рабочую нагрузку и снова возвращалась к снаряду. Медицинские знания позволяли использовать разрешённые лекарства, быстро восстанавливаться и поддерживать утомлённый организм в неплохой физической форме. Стабильный результат стал заглавной целью. Он не шёл ровно в гору, обычно складывался из пиков и провалов.
      Даже во время полосы неудач я тренировалась с максимальной отдачей, порой неоправданно фанатично. Небольшую массу тела удерживала строжайшими запретами - перед соревнованиями нельзя было лишнего кусочка проглотить, глоточка воды сделать. Забыв про сладости, сдобу и жирную еду, я наскоро готовила супы и тушила овощи с постным мясом. Яйца, сыр и творог в холодильнике не переводились. Мама не хотела слышать о штанге и "прихотям" дочери не потакала. Наши вечерние чаепития с неторопливыми беседами прекратились. Я сожалела об этом, особенно, когда видела на трибунах чужих восхищённых родственников. Моя многочисленная родня никаким спортом не интересовалась.
 
      Личные переживания тренировочное настроение не портили, но пресловутый кураж всегда обходил меня стороной. Я выступала степенно, не надеясь на счастливое стечение обстоятельств. Сильно не рисковала, просто показывала, что умею. Теперь свои достижения следовало продемонстрировать на чемпионате России.
      Командировку в Пермь мы с Томой воображали увлекательным путешествием. На деле розовый миф быстро рассеялся: парочке дэцэпэшниц, одну из которых обременяли увесистые сумки, а другую - костыли, многолюдные шумные аэропорты с непривычки показались кошмаром. Да и вокзалы добавили дурных эмоций. Удивительно, что мы ничего не перепутали, не потеряли, нигде не заблудились и удачно преодолели бесчисленные пороги, бордюры, ступени, эскалаторы.
      До места назначения добрались поздней ночью, после зябкой тёмной окраины светлый гостиничный номер сочли раем. Наши головы очумели от усталости, ноги еле шевелились. А руки мы сберегли, ведь малейшая травма могла сорвать жим. Лишь к утру моё тело расслабилось, согрелось, волнение спало и в краткий тревожный сон вплелось светлое ожидание чуда.

      Действительно, мы с Тамарой попали на праздник! На рассвете приветственные плакаты, разноцветные рекламные щиты, яркие флажки и грозди пузатых воздушных шаров, тесно развешенные в холле гостиницы, придали нам соответствующее расположение духа. Чемпионат России был мероприятием важным, радостным и зрелищным. В нём поочерёдно участвовали инвалиды и спортсмены, не имеющие физических недостатков. Народу собралось – не счесть! В основном - титулованные мастера, достигшие вершин спорта. Мы, скромные перворазрядницы, держались поодаль от звёздных компаний и смущённо присматривались к незнакомому, но приветливому сообществу.
      Меня смутила представительная судейская бригада из трёх маститых тяжелоатлетов - ясное дело, поблажек не будет. Не дай бог хоть чуточку ошибиться и провалить попытку! Я волновалась и в деталях представляла своё выступление: за три положенные минуты выйду на помост, правильно улягусь, ухвачу гриф, закреплю в сгибе запястья, сниму штангу, дождусь сигнала к началу жима. Потом спокойно опущу снаряд до груди, выдержу секундную паузу, вытолкну его вверх и зафиксирую на вытянутых руках. Ещё команда – и верну штангу на стойку. Тут уж расслаблюсь. Всё предельно просто! Мои мысли то теряли победный настрой, то вновь его обретали. Предвкушение желанного действия сладко дурманило мозг, ублажало душу и разжигало спортивную страсть. Я оказалась там, где давно хотела быть!

      Соревнования проходили в легкоатлетическом манеже на просторной импровизированной сцене. Я забыла про нелюбовь к аренам и совершенно не стеснялась пристального внимания судей, тренеров и зрителей. Единство бывалых и начинающих спортсменов располагало к честной борьбе. В трёх попытках с заказанным весом я справилась идеально. А молодые соперницы раз за разом ошибались. Учитывая их силу и опыт, рассчитывать на победу я не дерзнула. Оказаться бы поближе к лидерам, и то хорошо!
      Чудесная неожиданность свалилась невесть откуда. Судьба подняла меня на пьедестал почёта, будто припомнив все детские расстройства, связанные со спортом. Я стала лучшей в своей весовой категории - чемпионкой! Чего только в жизни ни происходит! Кроме золотой медали, грамоты и памятного сувенира, мне досталось геройское звание рекордсменки России. Этот факт был вообще за гранью понимания.
      Церемония награждения напоминала восхитительный сон. Я принимала поздравления незнакомых людей и, задыхаясь от нечаянного счастья, норовила себя ущипнуть, чтобы поверить в действительность. Моё имя торжественно вписалось в многолетнюю историю спорта. Я не запятнала честь любимого города, стала известной за пределами Дальнего Востока, оправдала надежды тренера и руководителей спортклуба. Но в первую очередь доказала себе и Родине, что инвалиды – не обуза для государства.

      Дебют Тамары тоже сложился удачно: она стала серебряным призёром. Окрылённые успехами, мы благополучно добрались до Хабаровска. Приняв положенные почести, несколько дней отдохнули и вернулись к заведённому спортивному ритму. Будущее манило радужными перспективами.
      Вскоре я одолела восемьдесят килограммов и выполнила норматив кандидата в мастера спорта. На местных соревнованиях получала награды только высшей пробы. А на российских первенствах золото вдруг сменилось на серебро. Два года подряд меня опережала тёзка подруги Тамара Подпальная - чемпионка мира и Паралимпийских Игр. Угораздило же нас выступать в одной весовой категории! Тягаться с именитой соперницей резона не было. Патологически малорослая, она брала аж сто двадцать килограммов! Понимая, что выше второго места уже не поднимусь, я наращивала результаты и усердно готовилась к новым выступлениям. Честно говоря, меня устраивала любая медаль чемпионата страны.


      Фото из личного архива автора.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/01/31/325