Ч. 26 Нашли покой на дне океана. Потопленные

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/29/2133

До PQ-17 основная масса судов разгружалась в Мурманске. Но с 18 июня по 2 июля 1942 года город подвергся ожесточённым бомбардировкам фашистской авиации, которая преследовала цель разрушить портовые сооружения и уничтожить транспорты PQ-16 в процессе разгрузки.

Ущерб был нанесён колоссальный, город и порт разрушены, поэтому транспорты конвоя направлялись в Архангельск и Молотовск.

4 июля командующие кораблями прикрытия контр-адмирал Луис Гамильтон и капитан 1 ранга Джек Брум получили три панические шифровки из Адмиралтейства:

2111. Срочно. Крейсерам полным ходом отойти на запад.
2123.   Немедленно. Из-за угрозы со стороны надводных кораблей конвою    рассредоточиться и направляться к российским портам.
2136.        Крайне срочно. Мой 2123. Конвою рассредоточиться.

К моменту получения приказа рассредоточиться конвой прошёл уже больше половины пути, потеряв три транспорта. При всём желании командиры оставшихся кораблей ближнего охранения из вспомогательных судов, корветов, тральщиков и вооружённых траулеров не могли обеспечить защиту транспортов, рассеянных по огромному водному пространству.

Гамильтон, Брум и командиры кораблей прикрытия решили, что им предстоит бой с грозой британского флота линкором «Tirpitz».  Откуда им было знать, что все эти страхи лишь плод болезненного воображения адмирала Паунда.

Ушли все большие корабли и эсминцы. Впоследствии, когда крейсер, которым командовал Джек Брум, посетил новый первый лорд Адмиралтейства, командир задал ему вопрос, чем был вызван приказ отозвать корабли прикрытия. Адмирал не ответил.

Капитан каждого транспорта, получив приказ следовать самостоятельно, понимал, что шансов его судну добраться до русских портов, практически, нет. Маленькие корабли ближнего охранения со слабыми артиллерией и средствами противолодочной обороны не могли защитить транспорты.

Командование Северного флота английское Адмиралтейство не поставило в известность об отзыве кораблей прикрытия. Да если бы и поставило, то никакой существенной помощи Северный флот оказать не мог. Его немногочисленная морская авиация на такое расстояние летать не могла, не хватило бы горючего, чтобы вернуться к себе на аэродром.

Экипаж каждого транспорта мог надеяться только на счастливый случай, а в военной лотерее такие выигрыши случаются крайне редко. С одного из кораблей уходящего эскорта моряки на транспортах получили радиограмму: «Эскорт к торговым судам ... жаль покидать вас... удачи ... выглядит паршиво ...».

Да уж, действительно, это, пожалуй, самая позорная страница в истории британского военно-морского флота.

5-го июля торпедоносец Junkers Ju 88 атаковал английский военный танкер «Aldersdale», на котором находилось топливо для кораблей охранения. После взрыва торпеды судно лишилось хода (по другим сведениям в танкер попали три бомбы).

Тогда его взял на буксир тральщик из состава ближнего охранения. Но задача оказалась для него непосильная. Команда из 54 человек перешла на тральщик, а  полузатопленный танкер добила подводная лодка U-457.

Английский транспорт «Bolton Castle» потопила немецкая авиация вместе со всем экипажем. Американский транспорт «Carlton» торпедировала и потопила в Баренцевом море подводная лодка U-88. Из 45 человек двое погибли, остальные сели в спасательные шлюпки. Танкер вёз танки, боеприпасы, топливо и продовольствие.

Двадцать суток гребли они к норвежскому берегу. Один человек умер в пути. Когда высадились на мысе Нордкап, немцы отправили их в лагерь для военнопленных. Можно писать роман о каждом экипаже мужественных торговых моряков.

Американский транспорт «Daniel Morgan» получил большие повреждения от попадания бомб, метко сброшенных немецким лётчиком. Удивительно, что он не взлетел на воздух: транспорт доставлял взрывчатку, танки, сталь и продовольствие.

Затем его торпедировала и потопила подводная лодка U-88. При этом  погибли три человека. Оставшихся в живых, 51 человека, спас советский танкер «Донбасс».

Американский транспорт «Earlston» получил повреждения при атаке  с воздуха, а затем был торпедирован и потоплен подводной лодкой U-334. На транспорте находились различные военные материалы, транспортные средства,
 самолеты и паровые котлы. Команда транспорта, 54 человека, была спасена, но кем, мне докопаться не удалось.

Сама же подводная лодка-злодейка подверглась «дружественной атаке»  немецкого самолёта Ju -88, бомба с которого повредила рулевое управление, лодка не могла погружаться, и в сопровождении другой подводной лодки U-456 была вынуждена вернуться на базу.

В этом месте я прервусь, чтобы рассказать об одной не очень понятной истории. Немцы и англичане пишут, что в полдень 5-го июля «Tirpitz» в сопровождении «Scheer», «Hipper» и шести эсминцев  вышел на перехват конвоя.

Однако, гросс-адмирал Редер, получив сведения, что лётчики и подводники успешно расправляются с конвоем, приказал эскадре вернуться. В 21.30 «Tirpitz» в той же компании вошёл в базу.

Иная версия у советских историков. Линкор и эскадру обнаружила подводная лодка К-21, которой командовал капитан 3 ранга Герой Советского Союза Николай Александрович Лунин, человек непростой судьбы.

До войны он был гражданским моряком. В 1938 году его арестовали, через 13 месяцев выпустили, переобучили на подводника и назначили командовать подводной лодкой.

Подводная лодка К-21 совершила смелую атаку, правда, как написано в учебнике, безрезультатную. Лунин утверждал, что он атаковал «Tirpitz», в который, как он сначала говорил, попал двумя торпедами, но после войны стал говорить, что попал одной торпедой, а другой потопил эсминец.

В учебнике по истории военно-морского искусства авторы развили эту версию. Якобы  немцы перехватили радиодонесение Лунина и поэтому эскадру вернули, испугались советской подводной лодки.

Однако после войны, когда немецкие архивы попали в руки разведки союзных стран, выяснилось, что никаких повреждений у линкора не было, а все эсминцы благополучно вернулись в базу.

Лунину присвоили звание Героя Советского Союза за 7 потопленных кораблей и транспортов водоизмещением 49 000 тонн.

По немецким архивам подтвердилось потопление только одного парохода «Konsul Schulte» постройки 1898 года водоизмещением 2 975 тонн, который торпедировала и потопила подводная лодка Щ-421 5-го февраля 1942 года  в Порсангер фиорде (Норвегия).

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/31/1839