Чиж

Анатолий Объедков
   Одна из самых любимых и популярных птиц, имеющая многовековую историю содержания. И хотя у некоторых сложилось о нем несколько ироничное мнение, то я бы сказал, что напрасно. Чижу посвящали прекрасные стихи, например, и А.С. Пушкин отдал дань своего уважения и внимания столь презабавному существу:
               
               

                "Забыв и рощу, и свободу,
                Невольный чижик надо мной
                Зерно клюет и брызжет воду,
                И песней тешится живой».

   Мое знакомство с этой птичкой произошло в раннем детстве в вагоне пригородного поезда. Когда мы с матерью возвращались домой из Мичуринска с рынка, то она сказала: «Толя, посмотри, какие красивые птички».
    Встреча с ними оказалась решающей и поворотной, я, так сказать, «заболел» ими и естественно, что первой лесной певчей птицей стал у меня чиж.
      Самец окрашен довольно-таки нарядно, грудь желтовато – зеленого цвета, на голове черная «шапочка», верхние перья крыльев и хвоста темноватые. Самочка выглядит скромнее, серовато-пестрая с едва заметной зеленью.
      Пойманный чиж к неволе быстро привыкает, он весел, подвижен, может запеть к концу первой недели. К тому, кто за ним ухаживает, проявляет трогательное внимание, встречает попискиванием, кувыркается через голову, берет из рук семечки. Один из моих чижей вылетал через открытую балконную дверь на улицу города и после многочасовой прогулки возвращался домой. Помню, пришел ко мне в гости товарищ с женой и маленькой дочкой, так мой чижик садился ко мне при них на ладонь, на плечи, на голову, что-то забавное щебетал и кружился вокруг меня. Они, конечно, пришли в восторг, особенно, девочка, она протягивала к нему ручки и просила, чтобы он поиграл с ней… Отец, видя такое, попросил меня его продать, я не соглашался, он называл такую сумму (вполне обдуманно) за чижа, что можно было на эти деньги купить дачный домик, рубленный из цельного дерева…
      Чижи – хорошие пересмешники, в соседстве с другими птицами они перенимают многое из их пения. Так мой чиж начинал песенку со щеглиного коленца, потом вставлял трель реполова, затем включал некоторые переливы славки-черноголовки.
   Но не все особи могут талантливо воспроизводить те или иные звуки, увы, некоторым этого не дано. Поэтому питомца, чтобы пришелся по душе, нужно подбирать.
     Кормят чижей зерновой смесью, можно использовать корм для канареек, плюс несколько давленых зерен подсолнуха, конопли. Я ежедневно в кормушку кладу тертую морковь (щепотку) с крошками куриного яйца от соловьиной смеси, одну куколку мучного червя. Если делаю для себя салаты, то даю чижу щепотку, например, зеленого редиса. Предлагаю также тыквенные, яблочные семечки, кусочки ореха (любого). Летом чижик с удовольствием грызет молодые листочки разных трав, полузрелые семена одуванчика, подорожника и другие. Зимой регулярно – ивовые веточки, которые он с удовольствием теребит, общипывая почки и даже кору. Не отказывается чиж и от ломтиков фруктов. В отдельной посуде им ставят чистый речной песок, размельченную яичную скорлупу, древесный уголь.
     Баночка из-под неглубоких консервов может служить им купалкой. При таком уходе песенка чижика постоянно будет журчать ручейком даже в осеннее ненастье, очищать душу от различной  шелухи и радовать своего хозяина.
       Когда идешь зимой по березовой аллее и яркое солнце освещает верхушки деревьев, то нет ничего милее чижиной переклички. Они оживляют российский пейзаж, придают ему особую прелесть. Шелуша сережки берез, они встряхивают комочки снега, которые осыпаются на пальто, на шапку и привносят в морозный воздух тихое очарование.
  Прошло много лет с того времени, когда я впервые увидел этих птиц, но я всегда испытываю неизъяснимое волнение при виде их на перекрестках житейских дорог.