Мысли, вызванные одним простым сравнением

Дмитрий Новиков Винивартана
С некоторым сомнением приходится иногда смотреть на так называемые «параллельные места» в Библии. Вот один только пример.

Хорошо известно место, где Христос говорит:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ИБО Я ПРИШЕЛ РАЗДЕЛИТЬ ЧЕЛОВЕКА С ОТЦОМ ЕГО, И ДОЧЬ С МАТЕРЬЮ ЕЕ, И НЕВЕСТКУ СО СВЕКРОВЬЮ ЕЕ. И ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ - ДОМАШНИЕ ЕГО*. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10, 34-39).

Параллельным к выделенным стихам местом значатся строки из книги пророка Михея (Мих 7, 6). Возьмем, однако, более широкую цитату, чтобы лучше увидеть и понять контекст сказанного пророком, куда, разумеется, входит и указанный (выделенный) шестой стих:
«Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них - как терн, и справедливый - хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. ИБО СЫН ПОЗОРИТ ОТЦА, ДОЧЬ ВОССТАЕТ ПРОТИВ МАТЕРИ, НЕВЕСТКА - ПРОТИВ СВЕКРОВИ СВОЕЙ; ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ - ДОМАШНИЕ ЕГО*. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня» (Мих 7, 2-7).

При таком, чуть более обширном, рассмотрении пророческого текста сразу же становится очевидным, что выделенная в нем фраза лишь внешне, по форме напоминает сказанное у Матфея. На самом же деле, смысл полностью различен. Так, если ветхозаветный пророк сетует на падение людских нравов и на невозможность доверять даже самым близким своим в делах мирских, то Христос у Матфея говорит о совершенно ином – а именно о препятствии, которое представляют собой семейные узы для того, кто вознамерился идти за Ним. И здесь речь далеко не о бытовых разногласиях, какие бывают меж близкими людьми в миру. Речь о гораздо более важном и принципиальном для самого понимания христианства – о духовном выборе человека в его следовании Христу. Вернее будет сказать – здесь о самом главном в христианстве, что как правило остается недоговоренным нами, незамеченным, а лучше и честнее сказать – о том, от чего мы в нашей земной жизни смущенно отводим глаза, боясь признаться самим себе в том, что евангельский идеал Христа оказывается человечеству в массе своей не только не по силам, но и вообще неприемлемым. Ведь обычный «путь христианина» в миру состоит как правило в «сидении  на двух стульях» – исполнении внешней, обрядовой стороны христианства в «свободное от работы время», и следовании требованиям мира сего – ибо отказ от исполнения своих мирских обязанностей с неизбежностью ставит под удар благополучие не только самого бунтующего против князя мира сего, но также его близких и друзей. Далеко не каждый может пойти на добровольное приятие такой судьбы – что ж удивляться возможным разногласиям среди родных и близких. При таких делах совсем нетрудно понять, что слова Спасителя, подобно молнии, поразили самую сердцевину, в которой гнездится человеческое малодушие и поверхностное восприятие благой вести. Да, законы и нравственность этого, и по сей день оставшегося ветхозаветным мира, совершенно не предполагают возможность реализации в нем христианства. Миру в действительности нужно Царствие Божие на земле, а не на Небе. Людям нужны радости жизни, нужен достаток в семье, нужна безопасность – своя и детей своих. Много чего нужно... И кто же смог бы бросить за это камень в людей?

Нет, камень бросать невозможно ни при каких обстоятельствах – даже если ты сам и способен пожертвовать всем ради Христа. Ведь «следование за Христом», несение «креста своего» - не есть что-то внешнее, что можно осуществить, скажем, благодаря собственному героическому усилию и самопожертвованию. Не забудем – христианство не только и не столько в исполнении заповедей и, тем более, не в ритуалах. Христианство – это глубокое переживание бессмысленности, недостаточности и тупиковости всего земного существования как одного человека, так и всего человечества в целом. И есть оно, поэтому, обращенность человека к миру духовному. Есть искреннее предпочтение «сокровищ на небесах» «сокровищам земным». Но самое, пожалуй, главное – понимание того, что эти самые «небесные сокровища» не являются каким-то благословенным и вожделенным продолжением и улучшением того, что не удовлетворяет нас на земле. Думать и чувствовать так – значит оставаться все тем же ветхозаветным иудеем-идолопоклонником, ожидающим прихода «царя иудейского», который принесет с собой материальное благополучие, вроде некоей неоскудевающей «манны небесной», и господство над всем остальным человечеством. Нет, «сокровища небесные» - это наш выход в мир духовный, выход, по сути дела, к своему истинному облику, обретение той целостности, которая была утрачена Первочеловеком вследствие мистического и не поддающегося какому бы то ни было описанию акта «грехопадения».

Да, небесполезно бывает сравнить новозаветные тексты с ветхозаветными. И хотя вовсе не вина пророка Михея, что его словами наши современники захотели подкрепить свое понимание слов Христа, все же и он помог нам еще раз увидеть принципиальное отличие  христианского мировосприятия от восприятия ветхозаветного.

________________

* выделено мною - Д.Н.В.