Дерьмо под елкой. Американцы в Фейсбуке

Оксана Лесли
Живу в США с 1998 года, и в Фейсбуке у меня, помимо русских, много знакомых-американцев. Статусы у всех разные. Радуешься за достижения друзей и знакомых, узнаешь об их новостях и проблемах. Вот некоторые, у кого проблема с самооценкой, выставляют фотографии каждый день, фотографируют свои мордашки в разных ракурсах: я с мужем на охоте, или я там-то в таком-то платье, я наготовила то-то, отметилась в таком-то кафе или музее, как будто Фейсбук требует постоянного отчета о ресторанах, событиях и прочее, и если не успеешь увековечить себя в лучшем виде, все, жизнь под откос. Я серьезно. Я коллекционирую необычные посты, и спешу поделиться.

На днях знакомая, дама за пятьдесят, сфотографировала свои ступни, отекшие белые ступни, и подписала фото «Устала, нужен педикюр». Я прикинула, если бы я и другие американки, фоткали свои ноги и руки хотя бы раз в месяц перед походом  салон, Фуйсбук бы взорвался.

Другая запостила целое сочинение:"Если бы мой кошелек был бы таким огромным как мое сердце."
И рассказ, как она покупала бензин, и к ней подошел бомж. Попросил денег на горячий ужин. Она открыла кошелек (а вдруг бы схватил и убежал?), показала, что у нее всего три доллара, один оставит сыну, а два дала бомжу, сказав, что больше не может ему никак помочь, так как одна воспитывает двоих детей и работает на двух работах. Они обнялись и разошлись. Меня эта история ну просто выбесила!
Ну, и ей нужно было поделиться с друзьями Фейсбука о своей щедрости.
На нее полились комментарии, какая она добрая, самоотверженная и так далее.
Мой комментарий отличался от других: «Я надеялась, что мужчина, узнав, что вы мать-одиночка и увидев три доллара в кошельке, откажется брать ваши последние деньги. Мне неприятно, что мужчина вообще подошел просил деньги у женщины, и взял.»
На что она ответила, что рада, что осветила его день. У психолога Михаила Литвака есть термин "поглаживания", это комплименты, одобрения, похвала. И если человек такую мелочь, как подаяние нищему, делает сенсацией, значит, ему необходимы эти комментарии-поглаживания от людей, чтобы ощутить себя хорошим человеком.
Я представила себе, если я бы, всякий раз отправляя посылку за границу или деньги, или подавая милостыню местным попрошайкам, объявляла бы об этом всем своим друзьям-знакомым, типа вот какой подвиг я совершила, похвалите меня. То есть суть такого поста в желании получить похвалу, поднять самооценку.
Мужчина, который выбрал свой путь – не работать, быть бездомным, не умрет с голода в Америке, ведь государство ему дает фудстэмпы (я знала одного, помогала ему оформить эту льготу), он может мыться в ночлежках и получать бесплатную одежду, не хочет париться налогами-счетами и прочим. И у него хватило наглости и совести подойти к работающей женщине и попросить деньги, да еще и взять, несмотря на то, что у нее итак все не слава богу. Ну не скотина? Я не могу просто жалеть такого человека и входить в его положение. Он не жалеет работающую мать-одиночку, воспользовался ее синдромом мученицы, и никак не попытается изменить свою жизнь к лучшему, потому что у него итак все хорошо.

Одна знакомая сфотографировала спальню, и написала «мой драгоценный муж заправил постель, я его люблю». Я в шоке, она всему миру показывает спальню, значит, гордится интерьером, размером кровати, и заодно это попытка спрятать от себя проблемы с мужем, трубя на весь мир какой классный – постель заправил. Значит, он ее никогда не заправлял и вообще по дому ничего не делает, так надо понимать. Сразу как на ладони виден мирок человека, желание всему миру доказать, что у него все хорошо. Доказать себе и миру.

Другая  моя знакомая вообще отличилась ото всех: сфотографировала кусок собачьего дерьма под своей рождественской елкой. Мол, собаку не выгуляли, и она нагадила, и не где-нибудь, а под елкой! Рядом с подарками для ее детей. Сколько лайков соберет кусок дерьма под елкой?

В общем, я если не пишу людям комментарии и не ставлю лайки, это не значит, что я всех друзей в Фейсбуке игнорирую и мне наплевать на их жизнь. Наоборот, я слежу за всеми. Меня раньше статусы, отнимающие мое время ерундой, бесили. Но я научилась видеть в них пищу для своего творчества, радоваться особым нестандартным крикам души…

Не пытайте меня своей глупостью, я вам отомщу, я напишу про вас.