Новые фонари на старых улочках Кембриджа. Этюд 18

Татьяна Сергеевна Дмитриева
                ИЗ цикла "Европа своими глазами"

               "Страна чертополоха, клевера и розы. Великобритания"



На авторском фото - конный экипаж;  длинные плоскодонные лодки предназначены для прогулок по каналам;  на улицах старого Кембриджа;  электрические фонари на старых улицах Кембриджа. Кембридж, графство Кембридшир, Великобритания.





Каждый раз, открывая школьный учебник английского языка, на глаза попадалась картинка с изображением Королевского колледжа в Кембридже, которая украшала первую страницу. Хотелось хоть одной ногой ступить на улицы этого города, столько веков несущего знания. И вот он перед нами!

Наш автобус припарковался к обочине дороги, ведущей в город. В самом Кембридже движение на автомобилях запрещено. Разрешён только конный и велосипедный транспорт. Который поджидает туристов прямо при входе в город (см. фото). Нам повезло: в одном кадре оказались и велосипедисты, и конный экипаж.

Чтобы попасть на мост через канал, ведущий в город, нам пришлось пешком преодолеть почти километр. Автобусов, ожидающих своих туристов было столько, что они растянулись на такое большое расстояние. А позади нашего автобуса уже парковались другие.

Пока мы медленно продвигались следом за другими туристами ко входу на мостик, взгляд сканировал окрестности. Дорога шла параллельно каналу, а между ними было обыкновенное болото, поросшее камышом и другой болотной травой. Город находится в болотистой пойме реки Кем.

Вероятно, и каналы были прокопаны в римские времена не ради развлечений, а для осушения болот - ведь римские инженеры были хорошими топографами и геодезистами.
 
По другую сторону канала виднелись бок о бок стоящие вплотную друг к другу старинные здания колледжей разных эпох. А потому разной архитектуры. Это их тыльная сторона. По очертаниям глаз сразу выделил Королевский колледж, они легко узнаваемы.

Но вот и мостик! День был в самом разгаре, и потому по обе стороны от моста были видны проплывающие длинные плоскодонные лодки с туристами. Даже по внешнему виду сильно отличающиеся от венецианских гондол. Но тоже управляемые с помощью шеста (см. фото).

С первых шагов по узким улочкам города почувствовалась затхлость. Здания старинные, обветшалые, кое-где поросшие мхом. Конечно, за ними ухаживают, мох счищают. А вместе со мхом отшелушивается и штукатурка. Одну из фотографий, сделанную в колледже Пембрук, обязательно покажу! 

Удивляться не стоит, ведь река Кем и её пойма находятся на высоте всего 15 метров над уровнем моря. Холодного Северного моря. Здесь частые туманы, а почва, как я уже сказала, болотистая. Почти как в Лондоне, до которого всего 90 км.

Но это только придаёт городу шарм. Таким мы его себе и представляли, старый пасмурный город старинного английского графства, описанный в многочисленных романах викторианской эпохи.

Город, как я уже отметила, был построен римлянами. Хотя до них здесь уже были поселения людей. Ведь река всегда привлекала, помимо способа передвижения это был ещё и источник пресной воды. Запасов которой на островах Грейтбритан мало.

Первыми это место облюбовали римские легионеры, продвигавшиеся на север Англии, разбив здесь свой военный лагерь. Оказалось, что место удобное во всех отношениях. Лёгкая переправа, сплав к морю, пересечение дорог с юга на север. И потому возможность контролировать ситуацию.

Холм на берегу прекрасно подходил как место размещения крепости для защиты реки Кем. Остатки римских дорог и построек до сих пор видны в окрестностях Кембриджа.

Именно остатки, потому как сам материал, из которого они построены, природные камни и знаменитый удлинённый римский кирпич, были использован при строительстве монастырей, общественных зданий и домов горожан в более позднее время.

В римские времена и река, и город, носили другое название. Но сам смысл "мост через реку" остался. Кембридж - мост через реку Кем.

Следом за военными обживать город начали торговцы. Из северных регионов сюда свозили шерсть, из срединных - руду, слюду, серебро. Торговцы сплавлялись вниз по реке, пересаживались на корабли и везли товар на континент, в современную Данию, Голландию, Францию. Обратно везли товары с Ближнего Востока и Азии.

За ними потянулись монахи, которые в средние века являлись хранителями многих знаний. Они строили монастыри, в которые шли паломники. Постепенно жизнь в этих местах обустраивалась. 

Сегодня Кембридж имеет статус сити, проживает в городе около 120 тысяч человек, из них около 20 тысяч студентов.

Поскольку тема фонарного освещения городов меня интересовала давно, то и здесь я не могу не затронуть её.

Такого разнообразия фонарей на улицах нет ни в одной стране Европы! Что ни фонарь, то произведение искусства! Конечно, сегодня освещение города современное, от электричества. Но консервативные англичане формы фонарей не меняли как минимум лет 200. А может и больше. Ведь англичане!

Оглядываясь в прошлое, представилось, как это было в прежние века, когда фонари на столбах и на стенах домов зажигали и гасили вручную.  И уж чтобы совсем представить старый облик города, нужно вспомнить о том, что вся Англия топилась каминами и каменным углём. 

И сегодня, как и в прежние времена, в городе много парков и скверов. На лужайках даже пасутся коровы. Есть Ботанический сад, зоологический музей, много спортивных клубов, традиционных пабов, современных кафе, магазинов. Все удобства современного мира.

О том, какие сокровища хранятся за стенами колледжей, которых в Кембридже 31, я расскажу в следующей части повествования.   




Моя скромная попытка реконструкции жизни британцев того времени (после посещения этих мест) в сказке-фэнтези "Кот Крузерштерн и кошечка Грэй" - http://www.proza.ru/2013/12/21/1343.


Продолжение "Пуританское воспитание, Пемброк, Кембридж. Этюд 19" - http://www.proza.ru/2017/01/30/1361