Закон синусоиды Глава 1 Москва златоглавая Часть 4

Дудко 3
 ХИТРЫЙ   ЛИС
http://pikabu.ru/



ЗАКОН  СИНУСОИДЫ

ГЛАВА 1   1975 год    МОСКВА  ЗЛАТОГЛАВАЯ

ЧАСТЬ  4   ХИТРЫЙ  ЛИС


   
  На первых порах, чтобы мне определиться с вопросом - на какие проблемы обратить внимание в первую очередь, мне пришлось обратиться не к Тригубенко В. В., который работой уже почти не занимался, а в Управление складского хозяйства, нас курирующее.

  Правда, когда Тригубенко появлялся на работе трезвым, он был вполне вменяемым человеком. Ко мне он относился лояльно. Он понимал, что я ко всему происходящему не имел никакого отношения. И мне казалось, когда он давал мне какие-нибудь советы, что это он делает  от души.

  Это я ещё толком не понимал и не представлял – в какую ситуацию вляпался, а он-то уже через всё это прошел, но будучи членом партии – не мог просто так уйти, хлопнув дверью…

  В Управлении, курировавшим ВПТО, видимо тоже ожидали конца всей этой истории. Буланов чувствовал свою вину, но вернуть упущенного было уже нельзя. Бурцев продолжал управлять поведением Буланова, который, в свою очередь, старался начальника Управления - Анисимова уверить в том, что виноват во всём только Тригубенко.

  И Анисимов и Буланов понимали, что начался новый год – второй год образования ВПТО, и на этот раз фальсификация планов и отчётов о работе ВПТО – не пройдёт. Нужно было организовывать работу ВПТО и не просто – курировать, а руководить этим процессом с нуля.

  Мне казалось, что они с надеждой рассматривали мою кандидатуру, как могущую вырулить ситуацию из колеи, куда её засосало. Поэтому, на первых порах, они помогали мне определиться с первоочередными вопросами и закидали умными советами – как действовать и что делать…

  Совместно с Анисимовым Г. М. и Булановым В. В. было определено основное направление первоочередных работ.
   
  Ими оказались следующие:
   
  - обеспечение и внедрение задач 1-ой очереди АСУ областных организаций  сельхозтехники с помощью Рязанского НИИ и ЦКБ,
   
  - создание и ввод новых ИВЦ (за которыми - мы только следили, а повлиять никак не могли, так как создание их целиком зависело от местных условий и выделения для этого на месте всех видов ресурсов. Это - лимит численности, дополнительное финансирование, фонд зарплаты, капитальные вложения, а также помещения, подбор и набор кадров, а главное - наличие желания иметь свой ВЦ),
   
  - а также - выполнение заданий  плана 1975 года и пятилетки в целом, так как это было записано в пятилетнем народнохозяйственном плане СССР.

  Здесь нужно пояснить – каким образом в Государственный пятилетний  план и в годовые планы областных Объединений  попадали сроки разработки и внедрения  информационных вычислительных центров.

  Когда областными Объединениями давались предложения по включению в план мероприятий по созданию ИВЦ, руководители местной сельхозтехники подавали заявку и указывали сроки, надеясь, что это позволит им получить дополнительные различного вида ресурсы.
Если Всесоюзное объединение Союзсельхозтехники поддерживало  заявленные объёмы и сроки, то тогда  включало эти показатели в Государственный  план.

  На ВПТО была возложена основная задача – курирование и обеспечение всех этих планов… (По сути – надсмотрщики, контролёры …)
   
  Для выполнения этих первоочередных работ нужен был коллектив сотрудников, на которых можно было бы положиться, а его-то пока и не было.

  То, что представляло собой ВПТО на тот момент – специалистов в области АСУ и вычислительной техники – не было ни в числе руководящего состава, ни в числе исполнителей.

  Быстро набрать новый состав работников ВПТО тоже не представлялось возможным, так как для этого нужно было бы уволить большую часть болтающихся без дела людей. А кто захочет увольняться добровольно?
Люди притихли и выжидали…
   
  Рядом со мной чаще всего находился Бурцев Вадим Владимирович - первый заместитель Тригубенко - главный инженер ВПТО. Еврей не только по национальности, но и по всем поступкам, свойственным этой нации.

  Он старался быть в дружеских отношениях со всеми. Умел войти в доверие, влезть в душу, получить нужную информацию, и, затем,  использовать её в свою пользу, подставляя незаметно тех, от кого он её получил.
 
  Нужных "друзей" он умел выбирать. Так, например, он дружил с Крысиным Юрием Михайловичем - сотрудником Управления складского хозяйства и АСУ союзного СХТ, сыном нашего первого зама Председателя Комитета.
 
  Бурцев, похваляясь своей дружбой с сыном Крысина, любил показать, что он  вхож в их дом и знаком со всеми подробностями этой семьи. При случае рассказывал, что Крысин-сын был женат на внучке Чапаева и т. д.
 
  При необходимости Бурцев использовал эту дружбу для передачи "нужной" информации через сына - отцу.
Это я вскоре прочувствовал на себе. По рабочим вопросам мне порой приходилось общаться с заместителями Председателя Комитета Босенко, в том числе и с Крысиным.  И каждый раз он при  случае не упускал случая "поучать" меня по различным поводам. Я сначала не мог понять, как первый заместитель Председателя Комитета, не курирующий нашу организацию, находится в курсе неких событий, касающихся ВПТО и меня лично. Причём, он не просто говорил о каких-то моментах моей работы или – поведения, а показывал хорошую осведомлённость о том – что происходит в ВПТО. А факты, касающиеся меня лично, всегда были окрашены в тёмные цвета.

  И только потом, когда я начал немного разбираться в переплетениях связей Бурцева, понял - откуда "растут ноги".

  Мало того, вполне вероятно, что не специально, но по случаю, в частных разговорах, часть этой информации доходила и до председателя Комитета - Босенко  и тоже  не в светлых тонах.

  Бурцев «работал» с дальним  прицелом. Он был  в определённом смысле – и хитрым и умным человеком. Он не мог не предположить, что, когда дойдёт дело после увольнения Тригубенко -  до назначения на должность директора нового человека, я могу стать его конкурентом.

  В этом вопросе у меня были определённые преимущества перед Бурцевым. Ведь он работал главным инженером при Тригубенко. А, следовательно, должен был бы отвечать за всё, что происходило в ВПТО – вместе с ним.

  Поэтому он старался везде и всегда подставлять меня по работе, а заодно и создать обо мне не лестную репутацию…

  Тогда я даже не подозревал, что это была заложенная под меня мина замедленного действия. Приближался момент увольнения Тригубенко В. В., а это означало, что место директора ВПТО становилось вакантным. Занять кресло директора было вожделенной мечтой Вадима Бурцева. При всех своих негативных качествах, умом он, видимо, был не обижен. Так, как он - выстраивать хитроумные планы интриг и действий для достижения своих целей - дурак, видимо, не смог бы.


  Не  владея такими же качествами характера, какими обладал Бурцев, у меня и в мыслях не возникало предположений, что можно действовать такими подленькими способами, чтобы очистить себе дорогу по карьерной лестнице. Тем более, что Бурцев всем своим поведением старался выказать мне дружеское отношение и желание – помочь.

  К сожалению, моё воспитание и многолетняя работа в большом сплочённом дружественном коллективе сделала меня доверчивым и, может быть, даже – наивным в вопросах человеческого фактора, особенно, если это касалось меня лично…

   
  В ВПТО Бурцев перешел из Госснаба СССР, где работал в "Союзглавприборе". Там он руководил отделом, состоявшим всего из пяти человек, и занимался распределением оргтехники, а также, изредка, вычислительной техники, которую, к сожалению, не знал и не знает совсем. (Тем более, что он никогда не работал на этой технике ни в каком качестве).
 
  Узкий круг обязанностей в Союзглавприборе не дал ему навыков организационной и руководящей работы. Зато, дал опыт взаимодействия чиновников между собой. Вопросов финансирования и планирования работ он не знал тоже. Тем не менее, он поступил в заочную аспирантуру по специальности "Автоматизированные системы", которые, конечно, не знал.  Он попросил меня «по-дружески» посодействовать написанию диссертации и защите в будущем, что я ему, безусловно конечно, обещал.
   
  Как я уже отметил, Бурцев Вадим старался в своих отношениях со мной демонстрировать свои дружеские чувства. Старался узнать мое мнение по различным возникающим вопросам. Доверительно давал различные советы и предлагал свою  бескорыстную помощь.
   
   
  Поразмыслив над сложившейся ситуацией, Бурцев прикинул, что основным конкурентом при назначении нового директора может быть моя кандидатура, он незамедлительно начал действовать.

  Он принял решение - любой ценой добиться того, чтобы я ушел из организации. Причем, он  понимал, что сам я об этом не додумаюсь.
Значит, нужно добиться этого другими способами. Опыт в этих "трюках" у него уже имелся. Я имею в виду - Тригубенко. Значит, меня нужно скомпрометировать таким образом, чтобы подвести под увольнение решением сверху.
   
  Задача поставлена. По необходимости, все выполняемые работы, в это время велись нами совместно. Поэтому - первое, что он предпринимал - практически на каждый мой "рабочий" шаг, движение, решение, действие, продуманно и целенаправленно готовилось противодействие.

  Против моей кандидатуры был негласно объявлен террор. Поскольку, вокруг себя он давно уже сколотил "банду" приспешников, действовал он всегда чужими руками и действовал наверняка.

  В работе - саботаж, откровенная недоброжелательность и порой грубость проявлялись постоянно. Но этим не ограничивалось.

  Он знал и моё самое слабое место - решение квартирного вопроса и прописки в Москве.

  Он понимал, что эта самый верный способ заставить вернуться меня на прежнюю работу... И, именно, в  этом направлении он развернул особую деятельность, используя все возможные силы и связи...