Анонс к моей новой книге

Владимир Стрижак 2
 В семидесятых годах прошлого века, читая интервью популярнейшего тогда Валентина Саввича Пикуля, я узнал о его громадной картотеке. Оказалось, что он собрал и хранил тщательно систематизированные десятки тысяч карточек, рассказывающих о людях, событиях, картинах... Всё это богатство очень помогало писателю при работе над очередной книгой.
     Вам никогда не случалось ухватиться за необычную, внезапно явившуюся неведомо откуда мысль? Вдруг захотеть сладить такое, что никогда не собирался делать? Так и у меня рефлекторно придумалось - не худо бы записывать то, что вдруг зацепило, требует напоминания или может стать полезным, пригодится... Я не то что понял это мозгом. Просто вдруг почуял это нутром, ливером... 
      Тогда и решился заносить в блокнот всё, что попадается необычного, познавательного, умного,  весёлого, разного... То, что внезапно обратит внимание, пробудит интерес, чего не знал или, не рассчитывая на память, хотел бы сохранить на бумаге. По прошествии многих лет сокрушался, что раньше до этого не домыслил...
      Не посчитайте нескромностью, но автора всегда, с молодости и до сегодняшнего дня, одолевало любопытство от всего нового, необычного, того, чего не знал, не видел, не слышал...
      Мне безмерно повезло, что с юности жизнь близко сводила с людьми старше, умнее, серьёзнее, высоко образованными и не прекрающими учиться и развиваться. Они на всё имели своё мнение, подчас резкое, но всегда глубоко аргументированное и цельное. Это было необыкновенно притягательно и заставляло многое обдумать и переосмыслить. Советы их оказались бесценны, подходы к решениям проблем стали образцовым алгоритмом... Из множества встреч с умными людьми приучился набирать нужную мне информацию. А, изучив логику и психологию, научился слушать и слышать, смотреть и видеть, обработать, обдумать и сделать выводы.
     Получилось, что я готовился к изданию этой книжки почти всю жизнь. Нет, конечно, и мысли об этом не было до самого последнего времени. Но материал - то скапливался годами. И лишь недавно, разбирая завалы старых записей в "Ежедневниках", блокнотах, "Общих тетрадях", тетрадках, журналах "Для заметок", отдельных листах и листочках, мне подумалось, что в них, ищущий смог бы найти немало нужного, интересного, полезного... Впрочем, немного и озорного.
     Постепенно это занятие увлекло, затянуло, стало привычной потребностью. И, читал ли я, или что - то слушал, смотрел ли, со мной был блокнот либо тетрадка... По сию пору, встретив нечто интересное в книге, смотря толковую передачу и обдумывая прошедший разговор, немедля записываю внезапно возникшую мысль.
      Чуть не написал: "...пришедшую в голову мысль." Какая обыдено привычная, затёртая, но на редкость глупая формулировка! Или она, мысль, может прийти ещё в какое - нибудь укромное место? Иной раз, такое услышишь, что невольно задумаешься: "И откуда же ты эту мысль извлёк?" Мозгом наделен каждый, но, похоже, не все разобрались с инструкцией.
    Человеческая память не сундук со старьем, мы помним то, что не теряет для нас смысл, а стало быть, связано непосредственно с сегодняшним чувством. Но записать - намного надёжнее...
    Эти многолетние записи и пометки вошли в сознание, прижились, а после осмысления и выводов, в какой - то мере, становились моим аlter ego.
     С шести лет, когда ещё только выучился складывать буквицы в слова, стал много читать. Нет, очень много! В начальных классах каждый день, после уроков, заходил в школьную библиотеку и брал новую сказку.... 
Книга, особенно в детстве, способна показать ребёнку другой мир и отвести туда, где он никогда не был. Один раз посетив другие края, как те, кто уже отведал тамошних волшебных плодов, стало невозможным быть полностью довольным миром, в котором вырос. Появившееся недоумение, а следом за ним недовольство - это хорошая вещь, движитель и раздражитель. Раздосадованные люди могут изменять и улучшать свой мир, делать его лучше, делать его другими.
     Всю жизнь главное моё хобби - чтение. Оно делает человека знающим, в беседе - находчивым, а привычка записывать - точным. В молодости предпочитал беллетристику - литературу лёгкую, наиболее присущую таким жанрам, как детектив, приключения, мистика, то - есть чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге. Эта проза не классическая, но и не относящаяся к массовой литературе (чтиву). У повзрослевшего человека меняюся вкусы, пристрастия, оценки.
Последние двадцать лет меня больше другого интересует российская история, психология и философия. Не помню, когда я разбудил  интерес к этим предметам, знаю только, что давно. Знать, сама жизнь натолкнула. Я прочитал без преувеличений тысячи литературных произведений - от рассказов до романов, от сказок до учебников. Выискивал интересное мне в трудно добываемых тогда книгах, литературных журналах, а теперь и в интернете. И в безденежном студенчестве, даже перед стипендией, неизменно покупал в соседнем киоске еженедельную "Литературную газету" и обзор иностранной прессы - многостраничную -"За рубежом". Последние годы нахожу истинное наслаждение в прочтении изданных "Дневников" умных людей, писателей, чьё творчество мне наиболее близко. Как же интересно сравнивать взгляды тех замечательных авторов с моим собственным восприятием и пониманием затронутых тем и проблем. Хочется приблизиться к глубине их анализа, необычности подходов и завидному знанию жизни, психологии, парадоксальности и неожиданности выводов. Очень хочется думать, узнавать, учиться и развиваться.
       Конечно, время бежит неумолимо. Люди взрослеют и, как хотелось бы верить, умнеют. Правда, это происходит очень выборочно и далеко-далеко не с каждым. Седая голова это признак старости, а не мудрости. Но то, что опыта добавилось за это время, это точно. Не могу с уверенностью сказать, что я стал много разумнее. Однако чувствую, что решения теперь принимаю более обдуманно, выбирая наилучший из разных вариантов. Хотя далеко не всегда справляюсь со своими настроениями, если сказать совсем уж честно.
        Давно убедился, что хорошая книга всегда заставляет задуматься о жизни, а цитаты из книг - это, как перекрестки у земных дорог. Один пройдет и не заметит, другой остановится и задумается. Но не советую относиться к книжным цитатам, как к мудрости в последней инстанции. Их прелесть в том, что это не конец пути и не указатель направления движения в правильную сторону. Парадокс в том, что не существует правильного выбора и пока не осилишь свою дорогу до самого её конца, так и не узнаешь, что было правильно и верно. Почему популярны цитаты? Очень часто их талантливому автору удается не только ухватить проблему, но и увидеть её суть, разложить по полочкам, показать с неожиданной стороны, сформулировать ясно, точно и доступно. Когда - то меня поразили строки из   дневников Марины Цветаевой: "Книги мне дали больше, чем люди." Эта фраза тогда показалось мне, по меньшей мере, странной. Впрочем, много ли правды нам было тогда известно о её страшной судьбе. Нынче мне вполне понятны те слова, и в чём - то близки...
        Вокруг нас безмерно много интересного, познавательного для тех, кому это нужно. Особенно много умного, полезного, которое хочется понять и запомнить в книгах толковых людей, которые повидали жизнь.  Кто читал - знает!
        Повзрослев, я при любой возможности  путешествовал, смотря во все глаза, любопытствовал, учился... При этом слушал умных людей, пытался внимать советам.
  Но мне всё же больше нравится жить своим умом, что и удалось в конце концов сделать.
      Несколько раз люди, чьи мнением я дорожу, говорили мне: " Тем, что тобой накоплено за много лет, мысли твои и мысли умные, цитаты, мнения, записанные афоризмы - надо поделиться." Я долго колебался, пока зрел. Было в решении напечататься что - то пугающее. Один из важных моих жизненных принципов был и есть:"Лучше пожалеть о сделанном, чем о том, на что так и не решился."
И я взялся. Почти год разбирал пожелтевшие от возраста записи, выбирал, корректировал те свои мысли... Труднее было напечатать тысячи мыслей и сотни страниц. Освоил на старости лет профессию машинистки.
        Здесь, в этой книжке, лично моего, дай бог, четверть. Остальное - след непроходящего интереса к умным людям, неизвестным мне историям, событиям, названиям, потребность познания и желание передать то, что накопил, моим безмерно любимым детям и внукам...
        Честь имею! Чего и вам от души желаю!