VIII - Итальянские мотивы - 2016

Голиб Саидов
Маршрут средующего дня был составлен Леной: Площадь Республики - Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири - Вилла Боргезе - Народная площадь - площадь Испании - Квиринальский дворец.



     Площадь Республики находится всего в двух шагах от нашей гостиницы. Она выглядит в форме круга на вершине  Веминальского холма, неподалеку от главного железно-дорожного вокзала  Термини. До Олимпийских Игр в Риме (1960 г) площадь Республики называлась пьяцца дель’Эседра по названию постройки Диоклетиановых Терм, имеющей форму эседры – полукруглой глубокой арочной ниши. Форма античной экседры повторена в колоннаде, ограничивающей площадь с юго-запада. Полукруглые палаццо с портиками были возведены в 1887—1898 гг. по проекту архитектора Гаетано Коха.


 Украшением площади несомненно является фонтан Наяд, построенный в 1888 году  как часть  римского акведука Пия и изначально был декорирован  скульптурами четырех львов. В 1901 году львов  в фонтане на площади Республике заменили скульптуры наяд  Марио Рутелли  из Палермо.


 На пьяцца Република берет свое начало одна из главных улиц города: Виа Национале. А если оглянуться назад, то перед вами предстанет церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири  (итал. Santa Maria degli Angeli e dei Martiri), посвящённая Богородице, ангелам и мученикам в Риме. Церковь построена на месте античных руин терм Диоклетиана, предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено после его смерти, в 1566 году. В основе плана церкви лежит греческий (равносторонний) крест.


 Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII—XVIII веков. В церкви похоронен Сальватор Роза, итальянский художник и поэт XVII века, архитектор Карло Маратта, осуществлявший работы по перестройке церкви.


История церкви Santa Maria degli Angeli e dei Martiri  в Риме это, в первую очередь, история веры  простого сицилийского монаха, - Антонио дель Дука.  В начале 16 века Антонио был простым хормейстером в кафедральном соборе Палермо (1513-15гг).
Как-то раз  в маленькой  неприметной церквушке  Антонио увидел старинную икону с изображением семи ангелов, каждый из которых был подписан особым именем. Надо сказать, что к тому времени культ «Семи Ангелов» еще не получил признания римской церковью. Монах дель Дука был настолько поражен  силой, исходящей от этой иконы, что решил следовать в Рим, что бы всему миру явить откровение о «Семи Ангелах».


 Что бы доказать Ватикану необходимость и  важность  строительства такой церкви, Антонио дель Дука  в 1543 году отправляется в Венецию, где заказывает  копию с мозаики Собора Святого Марка, изображающую Деву Марию в окружении Семи Ангелов.  Дель Дука надеется воспользоваться вечным соперничеством  Рима и Венеции, и снова обращается к Папе с предложением о строительстве церкви в честь Семи Ангелов и Мучеников; и создания под ее покровительством приюта для детей-сирот.


  Лишь с приходом на престол Пия-IV (Медичи), Папской буллой  от 27 июля 1561 года было повелено  начать строительство Базилики Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири в термах Диоклетиана в Риме, что и было исполнено  самим Микеланджело Буанаротти.


 На полу в правой части трансепта в начале XVIII века папа Климент XI поручил астроному, математику, археологу, историку и философу Франческо Бьянчини проложить на полу базилики линию меридиана. Открытие меридиана состоялось 6 октября 1702 года. Он представляет собой бронзовую линию, вмонтированную в белую мраморную плиту, которая в свою очередь обрамлена желтым веронским мрамором. Линия проходит точно по меридиану, который пересекает Рим на широте 15 градусов. Длина меридиана составляет 45 метров.
  Справа от меридиана находятся полихромные инкрустации с изображением летних и осенних знаков зодиака, слева – весенних и зимних.


 Пройдя по широкой улице немного вперед,  на север, мы оказались на территории огромного парка виллы Боргезе. Как я уже говорил выше, в художественную галлерею попасть нам не довелось, зато насладились прогулкой по парку.


Ознакомившись с памятником великому Гёте, дошли до перекрестка, где наткнулись на очередной "водопой", а затем свернули налево и двинулись в сторону Народной площади.


Не спеша прогуливаясь по одной из аллей, украшенной многочисленными бюстами знаменитых личностей, вышли к детским аттракционам. По асфальтированным дорожкам несется детвора на самокатах, молодые люди на велосипедах, а отдельные туристы предпочитают прогуливаться в маленьких веломобилях.



Вскоре мы очутились на смотровой площадке, с высоты которого нам открылась панорама города. Сделав несколько снимков, спустились по крутой лестнице вниз и... оказались на  Piazza del Popolo) -  Народная площадь в Риме, от которой лучами расходятся на юг улицы Корсо (ведёт на пьяцца Венеция), Бабуино (на пьяцца ди Спанья) и Рипетта (на мавзолей Августа).


 Углы между улицами занимают весьма схожие по своему облику церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679). На север же (в сторону Римини) уходит древняя Фламиниева дорога, по которой на протяжении столетий прибывала в Рим основная масса путников.


   В своём нынешнем виде Пьяццу-дель-Пополо разбил в 1811-22 гг. архитектор Джузеппе Валадье (англ.)русск.. Он соединил площадь Наполеоновой лестницей со склоном холма Пинчио, на котором простираются сады виллы Боргезе. Посредине площади возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараона Рамзеса II. Этот обелиск был перенесён из Гелиополя в Рим по прихоти Октавиана Августа в 10 г. до н. э. На протяжении столетий он стоял в Большом цирке, а к северным воротам Рима был перенесён по указанию папы Сикста V в 1589 году.


Здесь мне пришлось включить навигатор, дабы исключить всякую неточность и мы по виа Бабуино двинулись по направлению к площади Испании.


   Площадь Испании (пьяцца-ди-Спанья; итал. Piazza di Spagna) получила своё название по расположенному на ней испанскому посольству. Она представляет собой два неравных треугольника. В северной части площадь составляют Испанская лестница и церковь Тринита-деи-Монти, перед лестницей расположен фонтан Баркачча в виде лодки работы Пьетро Бернини.
   Площадь Испании является центром римского квартала моды, самые известные итальянские модные марки представлены на улице Кондотти, которая начинается у площади.


  К большому сожалению (а может быть - к радости) для нас, испанская лестница была на ремонте: даже не представляю себя, карабкающимся по этим лестницам. Хай себе, другие лезут...


 Наконец, порядком измотавшись по несносной жаре, мы двинули свои стопы к "дому", по пути вновь миновав  фонтан Треви. Правда, особо не задержались. Хотя, кровушку тут у меня жена попила сполна.


ххх

ЧУЙ


Он догадался, наконец,
Зачем он взял мешок..
(А. Галич  "Легенда о табаке (памяти Даниила Хармса)")


Предыстория довольно банальна.
Ещё в школьные годы, когда нас - семиклассников - впервые повезли на "хлопок" (хлопковая кампания), мы имели обыкновение, за обедом сбрасываться "в общий котел": словом, у кого что имелось, всё скидывалось "в общак", так как есть в одиночку "своё" - считалось, мягко говоря, дурным тоном.
Ивков Валера, не глядя, высыпал содержимое своего пакета: бутерброды с сыром и кусок сала.
Его тёзка - Хе Валера - корейскую морковь и маринованное мясо.
Бакиров Мансур широким жестом выложил татарские беляши.
Кто-то следом - овощи и банку тушенки.
Я (стесняясь) - помидоры, огурцы и вареные яйца.
Наконец, очеред дошла до Цветкова Володи.
- Интересно: что мне сегодня положила мама? - вслух поделился своими мыслями он, разворачивая "Комсомольскую правду".
- Колбасу! - опередив всех, уверенно заявил Мансур - Вареную колбасу!
- Да подожди ты: он ещё не до конца развернул газету. - попытался я остановить домыслы своего одноклассника, сам волнуясь не меньше друга и сглатывая слюну.
- Колбаса! - воскликнул Володя, радостно взглянув на товарища. - И как тебе удалось угадать?
- Понимаешь: у меня чуй такой тонкий!
- Может быть, "нюх"? - мягко попытался я поправить друга.
- Нет - чуй! Я колбасу чую за километр!


На подсознательном уровне, чутьё мне редко изменяло. Так случилось и на этот раз.
Готовясь основательно к предстоящей поездке, я продумал сотни мелочей, вплоть до того, что выкупил в "мегафоне" (за 500 руб.) возможность, общаться 25 минут бесплатно с любой из точек мира.
- Зачем это тебе? - удивилась жена.
- На всякий случай. - ответил я супруге - Мало ли: детям позвонить...
- Ведь, там везде есть "вай-фай"? - резонно возразила жена.
В ответ я лишь фыркнул: объяснить толком не мог, но на подсознательном уровне чувствовал, что - нужно.


- Лена! Погоди секунду: я только щёлкну ещё разочек! - обратился я к супруге. - Ты постой тут...
- Хорошо. - покорно ответила супруга.
Это было последнее, что я услышал, нацеливаясь на гиппокампов.
Прошло не более трёх секунд, как я обернулся и вдруг... моя жена испарилась. Ну, начисто! Словно волшебная фея. А народу возле этого (теперь уже - "дурацкого") фонтана столько, что не протолкнуться.
- Лена! Лена! - стал орать я как сумасшедший на всю площадь, когда вдруг осознал - во что мне может выйти вся эта поездка.
Жена будто провалилась сквозь землю. Хотя, вот только что, она стояла совсем рядом!
И первая мысль вслед за этим: "Что я скажу детям?"
А спустя ещё пару минут: "Ну, должен же быть хотя бы труп?!"
Когда я уже сам был готов отправиться на тот свет, во мне внезапно что-то вспыхнуло: "Ведь, я могу позвонить!" - осенило меня.
Судоржно набрав дрожащими пальцами номер её телефона, я дождался первого гудка, когда на моё плечо опустилась её рука:
- И куда это мы звоним?
Сцену, разразившуюся буквально вслед за этим, полагаю, описывать излишне.
Зато, теперь точно знал: для чего накануне поездки приобрел в "Мегафоне" эту услугу. Ну, чуй у меня такой!

ххх

Не торопясь, обойдя Квиринальский дворец (итал. Palazzo del Quirinale), являющийся официальнй резиденцией Президента Италии, мы вышли к ещё одному фонтану и, насладившись его журчанием и прохладой, двинулись по направлению к "своему дому".
"Боже, спасибо Тебе за ещё один чудесный день в нашей жизни!" - искренне поблагодарил я Его, отходя ко сну.