Размышления о национальной идее

Александр Павлов 6
А.Н. ПАВЛОВ

РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ

Вселенная расширяется. Разбегаются Галактики. Земля расширяется тоже. Луна удаляется от Земли. Первооснова земной коры разрушается под действием процессов выветривания. Например, граниты превращаются в песок, пыль и глину.
Систематическое знание о мире, которое принято называть наукой, тоже рассыпается на кусочки. Этих кусочков становится всё больше и больше. Кусочки мельчают. Число прикладных наук катастрофически растёт. Сужается их предмет. Учёные превращаются в ремесленников. Они умеют решать задачи какого-то определённого типа, владеют какой-то определённой математикой, могут писать программы для компьютеров и т.п., но и только. Инженеры способны создавать тоже что-то одно. Скажем, мосты или корабли, для кораблей лишь силовые установки, корпуса или винты. Кто-то  умеет строить только истребители или пассажирские самолёты, кто-то занимается конкретными технологиями и т.д.  Ослабевают связи, теряется взаимопонимание между специалистами и даже  отдельными людьми. Друзей становится меньше. Интерес людей друг к другу падает. Растёт безразличие ко всему. Всё это называется дезинтеграцией. В ней проявляется один из основных законов природы. Это закон самопроизвольного роста энергетической энтропии – величины, обозначающей стремление к хаосу. Системы теряют внутреннюю энергию, распадаются и становятся не пригодными ни к чему. В пределе должна наступить эволюционная «тишина» и общий покой.
К счастью, наряду с процессами дезинтеграции, происходит и обратный процесс – самоорганизация систем. Например, в срединных океанических хребтах. Там из недр Земли поднимаются новые и новые магмы. Они восполняют «утраты» горных пород на периферии литосферных плит, погружающихся под континенты на окраинах океанов. Самоорганизация требует энергетических затрат. В случае с литосферными плитами эти затраты формируются за счёт тепла Земли. Земля же получает энергию из Галактики. На месте уничтоженных лесов могут вырасти новые леса. Здесь уже работает  солнечная энергия. На месте одних цивилизаций возникают другие. Их формирование происходит за счёт энергии биосферы и тех энергетических источников, которые человек умеет использовать с  помощью созданных им технологий. Это обстоятельство было хорошо сформулировано бывшим саудовским министром шейхом Ямани:
• Каменный век закончился вовсе не потому, что в мире не осталось камней.
Новое тоже разрушается. На обломках возникает следующее новое. И так, теоретически, без конца. Таким образом, мы можем говорить о цикличности развития окружающего нас мира.
• Именно в цикличности и проявляется смысл утверждения, что новое – это хорошо забытое старое.
Человечество – продукт космический. И потому история развития человечества подчиняется этому простому принципу.
Одни цивилизации разрушаются. На их обломках возникают новые общественные структуры. Лучше или хуже, но новые и, вообще говоря, более сложные. Тем не менее, Э
Вспомним хотя бы школьную историю. Великая римская империя. Практически она охватывала всю западную Европу, северную Африку, Малую Азию. Распалась. На её обломках возникли другие, более мелкие государства. Борьба между ними – это борьба за расширение своих территорий и сфер влияния. По существу, всё это можно назвать процессом самоорганизации народов в новые социальные структуры. Вот ещё. Австро-Венгерская империя  Габсбургов. Возникла в 1867 году. Распалась в конце 1918 года. После 2-ой мировой войны на одной из её ветвей возникла Социалистическая Федеративная Республик Югославия. Она исчезла на наших глазах. Разделилась Чехословакия. От СССР отпали страны Балтии, Белоруссия, Украина, Молдавия, Среднеазиатские республики. Я говорю только о Европе. Даже во внешне устойчивых странах растут сепаратистские настроения. Баски в Испании. Северная Ирландия в Великобритании. Фламандцы в Бельгии и т.д. Всё это проявление общего закона дезинтеграции.
• Но человечество как явление космическое представляет собой единый организм. Оно обречено быть целостной структурой.
И вот уже формируется новая Европа. Это не империя. Это добровольное объединение на основе общих экономических, культурных и духовных интересов. Открытые внутренние границы. Общая валюта. Объединённая армия. Согласованная политика.
• Начинается другая история – история компромиссов.
Похоже, что Россия тоже пошла по этому пути. Вместо коммунистической империи постепенно формируется новая цивилизационная структура. Но в Западной Европе и на территории бывшего СССР «социальная генетическая память» работает очень чётко. Мелкие этносы хотят быть самостоятельными, но не хотят жить в изоляции. Они хотят жить, как и раньше, вместе. Но это «вместе» предполагается быть другим. Не таким как было.
• Эту память народов можно назвать здравым смыслом нации. Она и есть национальная идея.
Её истоки уходят в далёкое прошлое каждого народа. Генетическая память нации формируется долго, но она, по-видимому, неистребима. Пока эта память есть, жив и народ, жив этнос, существует то, что называют государством.

Православию в России больше 1000 лет. Оно реформировалось, истреблялось извне и изнутри, пережило взлёты и падения, но оказалось жизнестойким. На протяжении 300 лет царствования дома Романовых вместе с верой в православные догматы укрепилась ещё и вера в царя как гаранта православия. Эти два нравственных начала естественным образом связывались с тем пространством, на котором проживал народ. Это пространство включало в себя не только территорию, но и все другие ценности нации: культуру, традиции, историю и т.д. Возникла и укрепилась как базовая память триада:
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО.
Эта триада определила то, что называют менталитетом народа, его миропониманием. Царь воспринимался как помазанник божий. В глазах людей его имя и наличие на престоле были синонимом надежды. Выражение «Надёжа-Государь».
Сегодня упоминание царя как одного из символов многих не устраивает. Ну что же. Национальную триаду можно обозначить и другими известными словами:
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.
Нетрудно понять, что суть при этом не меняется. Расширяются лишь смысловые границы.
1917 год. Великий перелом в жизни России. Отречение. Смерть гаранта. Смерть всех кто мог бы этого гаранта заменить. Надежду надо было убить. И новая власть это прекрасно понимала.
Следующий шаг. Началось уничтожение веры. Стали громить  православные храмы. Заодно и храмы других конфессий. Религия опиум для народа. Почти удалось. Веру стали подменять псевдоатеизмом. Иначе просто безбожием.
Осталось отечество. Любовь к ближнему. Поняли, что любовь не имеет атрибутов, которые можно было бы сломать или сжечь. Тогда вместо любви предложили классовую ненависть. Вместо отечества – мировую революцию и весь пролетарский мир.
Не получилось. Потому что любовь ничем заменить нельзя. Любовь, как и человечество, явление космическое. Оно не подвластно никому.
Любовь формирует этику. Крупнейший русский писатель В. Г. Короленко как-то замети М. Горькому по поводу революционных идей большевиков:
• Не получится у них, потому что у них нет этики.
После победы в гражданской войне, после разгрома интервенции идеологи новой власти, вероятно, начали это понимать. Они стали формировать национальную идею как бы для себя. И начали с культа вождя. Формировался образ нового гаранта стабильности и веры в светлое будущее. Был вылеплен новый стереотип жизни:
ЗА РОДИНУ! ЗА СТАЛИНА!
ВПЕРЁД К ПОБЕДЕ КОММУНИЗМА!
Но попытки подменить духовные начала христианства только материальными ценностями оказались несостоятельными. Да и хлеба насущного по потребностям не получилось. Коммунистический стереотип рухнул, Россия от него отказалась. Отказалась легко, без всяких компаний и программ. Возникла пустота. И перед людьми, населяющими Россию, встал извечный русский вопрос:
• Что делать? Как сохранить себя и великое   государство?
Здесь никакие специальные меры, никакие «созидательные» акции не помогут. Национальная идея формируется без проекта. Она будет просто возрождаться. И процесс этот уже начался.

«Генетическое клише» для возрождения сохранилось. Но клонирования не произойдёт. Россия стала другой. Другим стал и окружающий её мир.
Здесь уместно вспомнить концовку прекрасного английского фильма «Кромвель». На фоне удаляющегося гроба с прахом Кромвеля звучат слова за кадром:
• Кромвель умер. К власти снова пришли Стюарты, но Англия уже была не та.

И Россия теперь не та. Нескольким поколениям внушалась идеология дружбы народов. Она оказалась плодотворной, потому что совпадала с религиозными догматами добра и любви. «Хромосомное» содержание веры расширилось. Оно охватило все народы, населяющие Россию, вместе  с их вероисповеданиями. И последняя смена паспортов юридически закрепила то, что Гегель называл неразличением. Все, кто проживает в России, являются её гражданами без национальных различий и религиозных взглядов. Гражданами могут быть и те, кто своей «пуповиной» с Россией связан, даже если они живут за её пределами.
Так что генетический смысл ВЕРЫ и ЛЮБВИ, как базовых составляющих национальной идеи России, сохранился. Но он стал менее догматичным и более демократическим.
В триаде ещё не восстановлена НАДЕЖДА как гарант ВЕРЫ и ЛЮБВИ. Формально, и все это понимают, этим гарантом должна быть Конституция России. Но многие десятилетия Конституция в СССР и  затем в России не работала, по крайней мере, в полную силу. И потому к ней, как гаранту, утрачено доверие. Сейчас появился и заработал Конституционный суд. Наконец, Президент России. В триаде национальной идеи Он должен выступать гарантом. Будем на это надеяться.

Триада ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ фундаментальна и вездесуща. Прямо или косвенно она присутствует в любом объекте, в каждом явлении и событии, в движении мысли и чувства. Возможно, что на этой триаде вообще держится Мир. В ней много смыслов. Но все они как бы лепятся на одном каркасе – здравом смысле. Энерго-информационный потенциал этого смысла   может меняться. Понижаться или повышаться. Но он не может исчезнуть. Потому что это связь основана на памяти материи, информации и духа. Она определяет рождение, жизнь и смерть, и новое рождение.
Вера, Надежда, Любовь – основа и смысл национальной идеи России