Рождественская история

Владимир Гринспон
Эту байку я услышал в детстве от отца. Откуда она у него, не знаю, и спросить уже не могу.


       В старинном особняке помещиков Бабакиных на рождество собралась вся многочисленная родня. Из Петербурга приехал сын студент и двое  дочерей, заканчивающих курс Смольного института. Старшая дочь, удачно вышедшая замуж за соседа помещика, прикатила на двух санях с мужем и тремя детьми. Были еще с полдюжины кузин и кузенов, внучатных племянников и прочей родни. Праздновали весело. Ездили в соседний городок. Отстояли, как положено службу в соборе. Утром старики отдыхали, а молодежь устроила катание на коньках, благо пруд рядом, беготню, игру в снежки. Обедали поздно, долго, с беседами и шутками. Потом перебрались в каминную. Сам Бабакин, отставной полковник с седой шевелюрой и бакенбардами, устроился в любимом кресле и велел подать  трубку, старую, еще походную.

         Зажгли свечи, в камине потрескивали дрова. Взрослые удалились в залу, где затеяли игру в карты, а молодежь расселась вокруг деда, кто на стульях, кто на пушистом ковре. Самый маленький карапуз взобрался к деду на колени и трепал его за усы.  Все просили рассказать какую – ни будь  захватывающую историю, коих накопилось у полковника за его полную приключений жизнь не мало.

 
    Дед не спешил с рассказом. Дал молодежи себя поуговаривать. Сидел, задумчиво глядя на огонь и посасывая трубку. Наконец, поднял седую голову, хитро сверкнул глазами из - под кустистых бровей, и начал:

            - Как – то, еще поручиком, совсем молодым и не нюхавшим пороху, получил я предписание отбыть на Дальний Восток в тамошнюю армию. Япония что – то наперекор шла. Войска требовали усиления.  Выдали подорожную, билет во второй класс. Поехал. Зима стояла в том году лютая. Не так холодная, как снежная и метельная. Народу в моем вагоне было мало. А после Омска так и всего осталось двое, я и мой попутчик. Чтобы не скучно было ехать, расположились мы в одном купе. Проводник носил нам бесчисленные чаи. На станциях  мы запасались кое – какой  снедью. Ели, пили, спали. Когда не спали, вели длинные, неспешные беседы. Благо попутчик мне попался старше летами, да и намного богаче жизненным опытом. Вида  он был не броского,  мал ростом,  худощав. Но в лице было немало благородства, а в глазах проглядывался энергетический огонь. Когда я ненароком вглядывался в его глаза, так иногда как снежком по коже охаживало.

            Полковник выбил трубку, зарядил нового табаку и прикурил, достав щипцами уголек из камина. Крепко затянулся несколько раз и продолжал:

            - Попутчик много путешествовал и красочные рассказы его о дальних и ближних странах скрашивали  долгую и однообразную дорогу. Поезд наш шел с частыми остановками. Снежные заносы приходилось расчищать путевым службам по нескольку раз в день.

       Но однажды ночью мы остановились в Забайкальской степи мертво. За окнами была непроглядная темень. Ветер завывал страшно, бросая в стекла комья снега.  Уж по часам утро наступило, а темень за окном не отступала. Приглядевшись, мы обнаружили, что снег занес поезд по крышу. Стали звать проводника, не докричались. Видимо сбежал на паровоз, каналья! Пошли в соседний вагон. Не тут то было. Двери намертво занесло плотным снегом. Не открыть.  Вернулись в купе.

       Пища у нас была. В титане у проводника была еще вода. Угля для печи хватало. Но опасение не отпускало. Сколько продлится этот плен? Когда придут на помощь? Ответа не было. Прошел день, потом еще. Тревога в груди моей ширилась.


            И тут мой попутчик как – то особенно посмотрел на меня и впервые за этот день заговорил:

            - Вы, поручик, я вижу, мучаетесь вопросами самосохранения. Вызволят ли нас из плена? И когда?  И что мы, черт возьми, есть будем? А вот я на этот счет спокоен. Опыт мой подсказывает, что сидеть нам здесь долго. Но я не боюсь. Я знаю, чем найду себе пропитание.
На мой немой вопрос он понизил голос и, едва шевеля губами, тихо, но внятно произнес:
            -Я буду есть Вас.


           Внутри у меня словно оборвалось всё. По тону, коим эта ужасная фраза была сказана, я понял – он не шутит.


          А собеседник взял с полки свой небольшой саквояж, достал из него какие – то баночки, связки сухих трав, бумажные пакетики.
 
           - Я, милостивый государь, - продолжал он, - как вам известно, много путешествовал. Пришлось мне побывать и на дальних островах, в племенах людоедов. Там я перенял у них навык питания человечиной. Признаться, не сразу. С опаской. Но, знаете, голубчик, ничего страшного. Привык,с!
 И подробно начал объяснять мне предназначение снадобий для приготовления человеческого мяса.


       Меня охватил форменный паралич. Я от ужаса не мог пошевелить ни ногой, ни рукой. Только волосы на голове встали дыбом. А попутчик, словно не замечая моего отчаяния, успокоил:

        -Да не дрожите Вы так, молодой человек! Ай, всё обойдется? Раскопают нас до большого голода.


    Прошел еще один день в страхе. Я не мог спать, забившись в угол на своей полке. Стоило на минуту забыться, как ужас пробуждал меня.


          Старый полковник велел подать запеканку. Выпил рюмку и задумался, откинувшись на спинку кресла и смежив веки. В комнате стояла тишина, все затаили дыхание. Только в камине потрескивал огонь.


           Наконец, самая нетерпеливая из молодых барышень с дрожью в голосе пропищала:

      - Дедушка! Не томи! Что же стало с тобой дальше.

          Полковник выколотил трубку, задумчиво пососал мундштук:

     - Что было, что было? Голод не тетка. На шестые сутки он меня съел.