Дед отец Андрей. Размышления о святом и о семье

Николай Бенедиктов
4 октября 2007 года исполнилось 70 лет мученической кончины отца Андрея (Бенедиктова). В 1937 году он был расстрелян, в 1957 году реабилитирован, в 2000 году канонизирован как святой священномученик Поместным собором Русской православной церкви Московского патриархата. Мне уже доводилось печатать материалы о моем деде (См. Мученики за веру. В сб. Забвению не подлежит Книга вторая. Нижний Новгород, Волго-Вятское кн. изд-во, 1994). Новые материалы этой истории и время размышлений позволяет добавить, надеюсь, важное и интересное для читателей и исследователей.
Андрей Николаевич Бенедиктов родился 16 октября 1885 года в семье священника села Воронино Княгининского уезда (сегодня Больше-Мурашкинский район) Нижегородской губернии. Места эти славные и исторические. История святого – это история семьи и рода, а тогда и народа, и страны. Большое Мурашкино когда-то принадлежало боярину Морозову – дяде царя Алексея Михайловича Тишайшего. Морозов был убит во время народного бунта в Москве, а его жена – Устинья Морозова – стала ярой последовательницей и помощницей вождя старообрядцев протопопа Аввакума. В.И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова», отразив эту трагическую историю.
Я бывал в селе Воронине. Сегодня на карте оно помечено как «нежилое». Дома, однако, стоят, селение есть, но это живут в сезон дачники. Церковь не сохранилась. Мне показали лишь место, где она стояла. Интересно и то, что само село Воронино расположено примерно посередине между селом Григорово (родиной протопопа Аввакума) и селом Вельдеманово ( родиной патриарха Никона), и расстояние между ними пешеходное – чуть более десяти километров.
В XVII веке нижегородцы сыграли громадную роль в русской истории. Это не только Нижегородская ярмарка и ополчение во главе с Мининым и Пожарским. Это и нижегородский духовный кружок, определявший в середине века умственное направление Москвы и Руси. Это и два земляка –  Никон и Аввакум. Великие люди и умом, и статью. В Новом Иерусалиме в Истре под Москвой2 в музее увидел громадный посох Никона в витрине, и на картине тот же посох, уже не производивший впечатление большого. Оказалось, что Никон статью своею скрадывает размеры: рост его 2 м 7 см! Аввакума сожгли, его не измеришь, однако из его жизнеописаний известно, что в драке со скоморохами он голыми руками убил двух спущенных на него медведей! Героизм – с рогатиной на медведя, а уж с голыми руками, и с таким результатом! Нижегородская земля рождала исполинов!
Обстоятельства жизни любого святого подразумевают описание семьи, рода, народа и сословия. Архивные изыскания позволили установить, что, по крайней мере, с середины XVII века все предки отца Андрея были священниками. Служители церкви записывались в книгу клира. В ней даются сведения о семье, о доходах, обо образовании, о наградах, о недостатках, и т.п. По книге клира восстанавливаются предки отца Андрея: все священники, все с семинарским образованием (без официального образования единственный пращур священник записан в 1703 году, по оценке благочинного грамотен и должности соответствует: просто в то время еще не существовало Нижегородской семинарии).
Все образовательные учреждения в Нижнем Новгороде – «главное народное училище, как и возникшая в 1804 г. гимназия, по качеству преподавания уступали семинарии» (Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. М., ТПП «ГИУС», 1992. С. 297). И приведенное мнение не кажется потворством современности, поскольку еще Н.Г. Чернышевский был критически настроен по отношению к тогдашнему образованию, однако о Нижегородской семинарии написал: «...в ней не было мелочного надзора за соблюдением мертвой, тяжелой формалистики, не было шпионства: отношения начальства и учителей к ученикам... вообще говоря, были хорошие, честные... сравнительно с многими другими тогдашними учебными заведениями она была хороша» (там же, с. 210).
Священники рода Бенедиктовых получали хорошее образование, а дочки и жены, как правило, кончали епархиальное училище для девиц духовного звания. Очень часто дети превращались в учителей. Преподавали и на дому, и в приходских, и в земских училищах и школах. Судя по Зинаиде Петровне – супруге отца Андрея и выпускнице Нижегородского епархиального училища, – можно похвалить это образование. Зинаида Петровна не просто была грамотна и набожна, но и исключительно начитана, «толстые»журналы из библиотеки ей возили большими сумками. По уровню культуры она отличалась в лучшую сторону от очень многих людей с высшим образованием. Сестра отца Андрея – Александра Николаевна – учительница еропкинской церковно-приходской школы Сергачского уезда. Оценка уровня преподавания и отношений учителей с учениками прямо относится и к отцу Андрею, поскольку он по окончании семинарии преподавал и в семинарии, и в епархиальном училище, и в приходском училище.
Необходимость преподавания вытекала и из немногочисленности грамотных людей в то время, и из желания увеличить материальный достаток. Ведь в семьях священников, как правило, было много детей. Абортов, конечно же, не было. Семьи были крепкие (священник, как известно, имел право жениться один раз). Не все дети выживали, однако пять-шесть детей бывало очень часто. Так, у отца Андрея было две сестры (Анна, Александра) и два брата (Вениамин и Евгений), а у него самого было шесть сыновей (Алексей, Анатолий, Борис, Николай, Виталий, Евгений).
Доходы священников были невелики. Священник добывал себе на пропитание, обрабатывая землю. Государственное жалование было введено только в 1893 году, однако отпущенных средств было мало, а треть приходов не имели и земли. Главным источником дохода были сборы, что большинством священников порицалось из-за усложнения отношений с паствой. Сказанное имеет прямое отношение к роду Бенедиктовых, так как постоянно отмечаются в книгах клира малые доходы семьи и обоснованные просьбы взять обучение детей на «казенный кошт», т.е. не только на бесплатное обучение, но и на казенное жилье и питание. Неканоническое устройство церковного управления, порабощение Церкви государственным аппаратом, положение русского духовенства как наиболее притесняемой и наименее обеспеченной группы среди образованных слоев общества, – всё это реальная жизнь священника со времен Петра и до революций 1917 года (см. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века, 2-е изд. Париж, 1991. С. 53–98), совершенно такая же, как и у народа.
Стоит отметить и особенности сословия, проявившиеся в семье и личности. В 1881 году «Юридический вестник» России дал сводку о преступности, разбитую по сословиям: дворяне, затем купцы, мещане, именитые граждане, потом идут крестьяне, и, наконец, духовные. На 100 тысяч лиц данного сословия приходилось количество преступлений: дворяне – 900, купцы, мещане, именитые граждане – 110, крестьяне – 35, духовные – 1. Если вспомнить, что в это время священников и дьяконов в России было менее 50 тысяч человек, то становится ясно, что одно преступление в два года – исчезающе малая величина, и духовное сословие – практически непреступное сословие. Это видно и по истории рода: за 300 лет осужден один отец Андрей, да и тот реабилитирован.
Интересно и то, что по сословиям те же цифры коррелируются и со степенью православности и русскости сословия. Так, среди дворян могли быть эфиопы (Абрам Ганнибал), татары (Аксаков или Кара-мзин), прибалтийские бароны, польские шляхтичи, кавказские князья, азиатские ханы, евреи, немцы, французы, шотландцы, шведы и другие (Кара-Мурза, Фон-Визен, Шафиров, Лефорт, Мюнхаузен, Барклай-де-Толли, Бирон, Багратион, Маннергейм, Мартыновы, и проч.) «Современные подсчеты показывают, что из 2867 государственных служащих, состоящих в период империи (1700–1917 гг.) в высших чинах, 1079 или 37,6% были иностранного происхождения, по большей части западноевропейского, и, в первую очередь, немецкого. В середине XIX века одни лютеране занимали 15% высших должностей в центральном управлении (см. Р. Пайпс. Россия при старом режиме. М., Независимая газета. 1993, с. 240–241) Значит, дворяне – наименее русское и наименее православное сословие.
Легко прикинуть состав городских жителей (купцов, мещан, ремесленников, именитых граждан...) – негров, шотландцев, азиатов и других нерусских и неправославных среди них явно меньше, чем среди дворян. Однако мусульман и иудеев должно быть достаточно много. В Киеве перед Первой мировой войной из 418 купцов 1-й гильдии 401 были иудейского вероисповедания.
Среди крестьян процент русских и православных значительно выше: иудеев нет, французов, шотландцев и др. «западноевропейцев» нет, однако были земледельцы – татары и немцы.
Ясно, что среди священников вы уже не увидите (в то время, конечно, не сегодня) никого, кроме русских. Возможны были единичные случайные фигуры. Итак, духовное сословие, безусловно, было чисто русским и, естественно, православным. Этому способствовали многие причины, из которых назову одну. Преимущественное право на приход (следовательно, службу и землю) имел тот, кто женился на дочери умершего священника. Это было своеобразной гарантией дочерям священников, поскольку земельные наделы выделялись по работникам-мужчинам, а не по едокам. Иначе дочери обрекались на нищету и голод. По сути дела, духовное сословие было достаточно замкнутым. За 300 лет, по архивным данным, не был обнаружен ни один намек на нерусское происхождение среди предков отца Андрея.
Два слова о связи семьи-рода с землей Нижегородской. Занимаясь выяснением обстоятельств жизни рода за последние 300 лет, обнаружил связь различных поколений на территории современных районов области. Работали, учились и учили, служили в районах Арзамасском, Балахнинском, Борском, Сергачском, Сосновском, Спасском, Перевозском, Больше-Мурашкинском, Починковском, Богородском, Лысковском, Семеновском, Княгининском, Павловском, Горбатовском, и в Нижнем Новгороде в районах Автозаводском, Канавинском, Сормовском, Советском, Нижегородском и Приокском. Конечно, что-то я могу и не знать, но и сказанное означает связь рода с основными центрами Нижегородской земли.
На основе описанного отчетливее делается канва жизни отца Андрея. В 1906 году окончил Нижегородскую духовную семинарию. С 1906 по 1909 был надзирателем в Нижегородском духовном училище и семинарии, преподавал, с апреля 1909 – священник церкви села Сунеево В 1913 родился первый сын Алексей, и далее через год по сыну, последний в 1928 сын Евгений. На жизнь добывал земледельческим трудом (отец мне говорил, что с 12 лет мальчики пахали), службой, подрабатывал учителем, счетоводом. В 1928 году по доносу арестован, но оправдан. В 1928 году был переведен из Сунеева священником церкви Иоанна Предтечи в Сергаче. В 1931 году арестован «по подозрению в подготовке к взрыву Сергачского райвоенкомата» и вновь оправдан. В 1934 году переведен в Нижний Новгород в церковь храма Покрова Пресвятой Богородицы на Большой Покровской улице около банка. Названа улица по приходу. Храм был интересен и тем, что в нем хранились до революции реликвии Грузинской православной церкви, в том числе плат Нины-первокрестительницы Грузии. Католикос Грузии жил рядом, отсюда и название ближайшей улицы – Грузинская. Реликвии были возвращены в Грузию после революции в 1918 году. В декабре 1936 храм закрыли, и отец Андрей стал священником Новокладбищенской церкви (на Новом кладбище, ныне называемом в обиходе Бугровским).
В августе 1937 года арестован по делу «церковно-фашистской организации нижегородского митрополита Феофана Тулякова», а 4 октября расстрелян. В местной газете появилась статья «С крестом и с маузером», подписанная Л. Кудреватых. Его фамилию раньше я не упоминал, но в недавно опубликованных воспоминаниях Н. Кочина этот сочинитель прямо назван автором доносов. Грех его – ему и память!
И, наконец, об облике отца Андрея. Главные черты – начитан и умен, суров и отчетлив в нравственных и религиозных основаниях, неосудителен и необижателен, патриот, а это значит, что в нем воплотились основные черты православной морали.
Начитан, конечно, и как бабушка говорила, было впечатление, что знал всё. Однако начитанность может быть механической. В этом случае – другое. Осталось от него немного книг, библиотекой обрастал быстро, но переезды и аресты громили их тоже очень быстро. Дошло до нас собрание сочинений Иоанна Златоуста – знающие да поймут: более 30 томов ин фолио. Дошла книга  П. Флоренского «Столп и утверждение истины» с дарственной надписью. Попытайтесь почитать и поймете сложность: в книге использованы восемь языков и масса наук, читать ее – самоотвержение и для современных докторов наук, поверьте уж профессору университета, проверял. Как бабушка говорила: «Сыновей знаешь? Он посильнее будет». Сыновья отца Андрея – историк, лингвист, психолог, физик, математик – ученые мирового уровня.
Порядочен? Когда сыновьям трудно было устроиться на работу, то срабатывало имя: «Сыновья отца Андрея». Это значит, будут порядочны, трудолюбивы, профессиональны.
Суров? Так сказала пожилая женщина в с. Сунеево, вспоминая о нем. Что это значит – сумрачен? Нет, узнал, и это знание интересно, Россия в Первой мировой войне воевала в рамках сухого закона, а в феврале 1917 объявили свободу. Россия начала спиваться. Так отец Андрей в своем приходе 10 лет – с 1917 по 1927 год – с каждого прихожанина брал письменное личное обязательство не пить. В 1928 году начались аресты и крестный путь. Но и 10 лет заставить русского мужика ходить трезвым? Нужно иметь авторитет и волю.
Суров в семье и приходе в соблюдении божеских правил? Конечно. Но к себе те же требования. Написал «те же» и подумал, что это неверно. Чужой жизнью не распоряжался, а своей распорядился, для других ложь во спасение возможна, для него исключена. Значит, не «те же», а более строгие требования к себе. Из материалов архивных дел видно, что и он, и некоторые другие священники знали, чем кончится для них 1937 год. Но что из того? Подписывать протокол допроса не стал, хотя в тексте нет ничего порочащего его. Никаких признаний, никаких имен, высокое чувство личного достоинства. Протокол не стал подписывать, поскольку разбил очки, а коли так – обойдетесь и без личной подписи, а то ведь полуграмотный протокол исправлять придется.
И при всем этом мысли не о себе. Старшему сыну Алексею – летом 1937 призван в армию – при прощании сказал (разрешили со сборов с Макаронки добежать до кладбищенской церкви): «Леня, не озлобься. Меня возьмут, не выйду. Россия не виновата, а оружие в руки дадут только для защиты Родины!». Согласитесь, дорогого стоит. Не суди и не обижайся, Россия одна, и все мы ее дети. Удивительно, но четыре его сына, воевавших на Ленинградском, Сталинградском, Курском и других фронтах вернулись живы. Ранены, контужены, но – вернулись. И неправда, что прошлое ушло, оно выпрямляет и нынешнее, и завтрашнее время, влияет на каждого из нас. При любых проблемах и нравственном выборе на перепутье всегда возникает мысль: «А какие, собственно, мои хлопоты и проблемы по сравнению с его выбором и его жизнью?» И святой не в прошлом, а в вечном, а, значит, и в будущем. И это будущее формирует нас, влияет на нас, ибо это урок и задача на будущее нам, его потомкам и землякам, русским и православным. Философ А. Гулыга, когда его позвали хоронить и нести гроб великого русского православного ученого, сказал: «Так я же не верующий». А в ответ услышал : «Ты русский? Значит, православный». Каждому русскому стоит хорошо это помнить и понимать как руководство к действию!
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Макарцев В. Альфа и Омега. Изд-во «Вектор-ТИС», Нижний Новгород, 2002. С. 27.
2. Рыжов К.В.,Рыжова Е.В. 100 великих пророков и вероучителей. М., «Вече», 2006. С. 14.
3. Там же. С. 27.
4. Там же. С. 170.
5. Гачев Г. Ментальности народов мира. М., «Алгоритм», 2003. С. 243–244.
6. Там же. С. 245.