Водка и русское пьянство

Николай Бенедиктов
Характерная черта

Историк Г.М. Иванов выпустил книгу, в которой собрал все свидетельства о русских с IV века нашей эры и до наших дней. Свидетельства принадлежат и русофилам, и русофобам. Быстро листая книгу, обнаруживаешь, что три характеристики повторяются: русский народ красивый, талантливый и сильно пьющий. Вот о третьем – о русском пьянстве – и пойдет речь. Дошло дело до того, что пьянство нередко называют «известной русской болезнью». Не самая страшная болезнь, если учесть, что половые болезни нередко называли итальянскими и французскими болезнями. Однако и достаточно серьезная болезнь, если от нее зависит и бюджет, и здоровье, и счастье многих.


Русская болезнь

Интересно отметить, что пьянство не называют славянской, но – русской болезнью. В начале горбачевской перестройки довелось услышать интересную передачу по радио. Два журналиста отправились в путешествие из Владивостока через всю страну на электричках. Замысел интересный и социологически показательный для больших обобщений. Страна громадная: середина пути – Байкал. Ехали два месяца. Привыкли к тому, что вечером все электрички пьяные. А потом въехали на Украину и последние три дня до границы удивлялись тому, что вечером электрички трезвые. Видимо различия между русскими и украинцами серьезные.
Одна знакомая артистка – полурусская-полуукраинка – записалась в паспорте украинкой. Спрашиваю: почему? Отвечает: русские выпьют – дерутся, украинцы выпьют – песни поют. Может быть.


Начало: выбор веры
 Ну, а теперь – о русских и о пьянстве. Для русских – выпивка – сверхсеръезная часть нашей жизни, занимает громадное место в нашей жизни, оценках и надеждах. Даже в трезвой русской семье, в какой я воспитывался, в разговорах и веселье выпивка нередко оценивалась как неизбывная черта нашей жизни и иногда даже как проявление силы и удали, дело доблести и геройства.
 Начальная русская летопись повествует о выборе веры. Иудаизм нехорош, поскольку привел к гневу господню и еврейскому рассеянию, а ислам нехорош запретом пьянства: «Веселие Руси есть пити, не может без того она быти». Отказ от винопития по летописи оказался серьезней отказа от многоженства как требования христианства.


Русская удаль

У древних греков самый большой сосуд для питья брали двумя руками, и он назывался «скифос» – столько-де могут пить только скифы (и скорее всего эти скифы были нашими предками или хотя бы ближайшими родственниками). Можно вспомнить и фильм «Судьба человека», где одна из весьма жизненных и переживаемых сцен состоит в том, что изможденный русский заключенный выпивает без закуски три стакана водки и изумляет тем самым немецких оккупантов.
 Денис Давыдов, герой войны 1812 года, гусар и поэт, как известно, писал: «Сабля, водка, конь гусарской, с ними век мне золотой!» Не случайно, в русском удалом ряду водка стоит на почетном месте:

Деды, помню вас и я,
Испивающих ковшами
И сидящих вкруг огня
С красно-сизыми носами!

И даже безусловное повышение профессионализма с появлением генерала Жомини, учредителя русской Академии Генерального штаба, не заставит русских удальцов забыть о водке:

Говорят, умней они...
Но что слышим от любого?
Жомини да Жомини!
А об водке ни полслова!
 
Водка в Японии

И, конечно, русский человек по опыту общения с другими нациями понимал, что может в пьяном деле выглядеть мощнее и основательнее. Так, В. Овчинников описывает японцев и подчеркивает, что возвращение бизнесменов домой тройками(двое под руки волокут третьего) после дружеской попойки – обычное дело.
Сравните. Друг мой, математик, год работал в Токийском университете. Вернулся. Спрашиваю его: «Выпивают ли японцы?» В ответ услышал историю: «Делаю отвальную. Купил бутылку коньяка, приготовил закуску, пригласил двух профессоров – 60-ти и 40 лет. Японцы напились. Молодой беспокоился о старшем, говорил, что надо вызвать такси, иначе не доберется. Но и сам был так хорош, что не попадал рукой по валику скрученного рукава и не мог его раскрутить. Я их проводил, вернулся и допил оставшийся стакан коньяка».
Вот так! Простейший подсчет показывает, что на двух японцев хватило одного (!) стакана коньяка.


Водка в Китае

Другой случай. Приятель водитель был в командировке в Китае с рекламой-продажей «Волги». Врач в посольстве предупредил:
«Тропики, грязь, зараза. Старайтесь есть европейское и чистое. Но, если вдруг машина сломается, непредвиденная задержка, и придется кушать у китайцев, то постарайтесь перед едой выпить водки (ханшину). Это в какой-то степени предохранит и обеззаразит».
И вот пять наших русских водителей под Шанхаем были вынуждены заночевать. Пошли поесть, зашли в закусочную, знаками и минимумом слов объяснили, что хотят есть, а перед этим – выпить. Хозяин-китаец покивал и подал пять стаканов, в каждом из которых было граммов по 30 ханшина (китайской водки). Ребята слили все в один стакан и показали китайцу, что надо еще 4 таких же. Китаец покивал и пропал куда-то. Через некоторое время приносит на подносе требуемое, а вслед за ним в его лавку засовываются несколько китайских голов с исключительно заинтересованным видом. Оказалось, что первым заказом наши водители исчерпали весь запас спиртного у хозяина, почему лавочник собирал еще 4 стакана у соседей, которые и сбежались смотреть на «страшную» русскую пьянку.

Водка в Мексике
И у меня опыт был. Посылают в командировку в Мексику, инструктируют: «Принимать будут мексиканцы – выпускники советских вузов. Вези в подарок бутылку русской водки и «московскую» колбасу». Привез, подарок отдал. Мексиканец был доволен, открыл домашний бар, показал стоящую там бутылку водки и сказал, что год назад ему русские привезли.
В гостинице по окончании ежедневных мероприятий каждый день заходили ко мне в номер два мексиканца, и мы выпивали. Четверо суток пили втроем, и выпили... одну бутылку водки!
В поездке зашли в ресторан пообедать. Мексиканские хозяева заказывали выпить: китайцам, вьетнамцам и мексиканцам по их выбору пиво, а мне, не спрашивая меня, водку: русский – значит, водку. Принесли рюмочку грамм 35–40, естественно, я выпил ее залпом. Это произвело впечатление циркового трюка, аплодисменты. Я почувствовал себя горьким пьяницей и принялся за суп, вспоминая бессмертное изречение приятеля-медика: «Для запаха – не пил!».


Сколько пить советскому офицеру

Мера русского пьянства – извечная тема. Вот офицерский рассказ. Кончились масштабные учения наших войск в ГДР, по окончании – банкет. Возник вопрос: сколько можно пить советскому офицеру? Назывались 200, 300, 400 и т.д. грамм, пока наметился пресловутый консенсус: в немецких лавках-гаштетах стандартная бутылка шнапса была 750 граммов. Командующий войсками маршал Якубовский спросил у зала:
«Вот и норма?»
Маршал связи Белов подсказывает Якубовскому :
«Товарищ маршал! Министр обороны приказом установил норму: 200 грамм».
Якубовский тогда громыхнул в зал:
«Поняли, товарищи офицеры? Взял бутылку шнапсу, выпил, можно, как подсказывает маршал Белов, добавить 200 грамм. И всё, достаточно».
Интересно: как пересчитать 950 граммов водки на японцев?!


Пора бы и кончить
Грех пьянства был столь привычен, что не встречал однозначного осуждения на Руси. Известен случай, когда знаменитый генерал Драгомиров опоздал поздравить императора с именинами и послал телеграмму: «Третий день пьем здоровье Вашего величества!» В ответ большой знаток водочного вопроса император Александр III телеграфировал: «Благодарю! Пора бы и кончить!»


Засядько меру знает

И так было и в другие времена. На заседании Политбюро при утверждении министром угольной промышленности Засядько заметили, что кандидат на пост выпивает. Сталин отложил вопрос и пригласил Засядько на ужин. Поставил графин водки, предложил наливать самому. За угощением начал разговор о нуждах отрасли. Громадный мужчина Засядько графинчик за беседой уговорил, а на дальнейшее предложение ответил: «Нет, Засядько меру знает».
Разговор продолжился. В последующем Засядько утвердили министром, и при этом Сталин заметил, что Засядько меру знает. Знает и понимает главное: достоинство, смысл и дело важнее водки. Напомню, что Сталин понимал эту проблему. Известно его замечание русскому собеседнику: «Вы много не пейте, а то мне с вами неинтересно будет говорить».


Пьянство как оправдание

И все же пьянство настолько было привычно извинительным, что проходило как оправдание. Мне запомнилось, как один из декабристов на следствии ушел от ответственности. Было доказано, что он присутствовал на заседании заговорщиков, где речь шла о цареубийстве. Обвиняемый сказал, что на заседании был, но пьяный, и потому спал все время заседания. И это облегчило его участь.



Банкет Победы
Сталин умело использовал свойства водки в дипломатических целях. После капитуляции фашистской Германии советская сторона устроила банкет Победы для военачальников и офицеров антигитлеровской коалиции. По приказу Сталина каждый советский участник банкета обязан был съесть перед началом 200-граммовую пачку сливочного масла, на банкете обязан был угощать союзников (тостуемый и тостующий пьют до дна) так, чтобы они были пьяны, а наши – нет. Задание было выполнено: наши – на ногах, а союзников как бревна закидывали в машины при отправке. У союзников должно было остаться и физиологическое ощущение невероятной мощи советского солдата, и воспоминание о головной боли при попытке любого соревнования с ним! И второе. Здесь речь идет не только о мощи, о силе. Речь идет и о том, что пьянка в силах сокрушить любого «победителя». И надо выбирать: достоинство и честь или пьянка. Из рассказанной истории видна и готовность русского человека ради смысла и чести выбрать достоинство и дисциплину, а не пьянку.


Водка против Черчилля

Наш земляк, маршал авиации дальнего действия А. Голованов, рассказал о том, что в октябре 1941 года явился по приказу к Сталину при полном параде. Оказывается, приехал Черчилль с главным маршалом авиации Великобритании Питером Бруком. И Сталин устроил ночной ужин с выпивкой. Он постоянно говорил тосты (помните: тостующий и тостуемый) за здравие английской королевы, за победу нашего оружия, за благополучие собеседников, и т.п. Голованов видел Сталина четвертый раз в жизни, он был ему интересен, он внимательно наблюдал, пока тот ему не мигнул: убери взгляд – мешаешь работать. Через некоторое время Голованов забеспокоился: он сам молод и громадного роста – и то начал чувствовать, что выпил основательно. Черчилль – известный пьяница за 100 кг весом, а Сталину за 60 лет, и он среднего роста и веса.
Как бы не промахнуться с этим приемом?! Однако ожидаемый результат был достигнут: Черчилля порученцы под руки потащили с банкета. Сталин сделал два шага вслед Черчиллю, провожая. Дверь захлопнулась. Он повернулся к Голованову и неожиданно трезвым голосом сказал:
«Не бойся. Россию не пропью. А у него (кивнул в сторону унесенного Черчилля) завтра голова будет болеть от того, что он мне наболтал. Нам нужен второй фронт и поставки снаряжения».
Прием в дипломатии обычный, не случайно цирроз печени считается профессиональной болезнью дипломатов. Наивно было бы ожидать в дипломатии игнорирования подобного аргумента, в котором русские столь сильны.


Лечебная сила водки

Уже упомянутый маршал А. Голованов рассказывал о том, как однажды был излечен от болезни. Молодой (во время войны ему не было и 40 лет), он почувствовал себя плохо. Врачи помочь не могли, нужен был длительный отдых. Во время войны это было исключено. Сталин предложил ему перед сном выпивать стакан водки: «Больше не надо, это будет пьянством, а меньше – не поможет».
Голованов в короткое время почувствовал себя излеченным.
Механизм лечения водкой известен. Академик Чазов членам Политбюро рекомендовал ежедневно перед сном выпивать водку из расчета грамм водки на килограмм веса – успокаивает нервы, здоровый сон и т.п. Видимо, с Головановым это и сработало (он был большого роста и имел соответствующий вес, так что рекомендации Чазова и Сталина близки).


Лечение космонавта

И еще один случай лечения, связанного с водкой. Рассказывал знаменитый космонавт С:
«Готовимся к полету в космос. 8 человек (4 – основной состав, 4 –дублеры) работают очень насыщенно с утра до вечера. Вечером – семь пьют водку, а один (себе на уме по характеру) пьет сухое вино. Мы ему начали пенять, что его поведение не очень хорошее: возникает ощущение, что кто-то из «водочников» «попадется», а он – нет. Но при этом хитрец сам может попасть в ловушку. И надо же было так случиться: медицинская проверка обнаруживает у хитреца лямблии в печени. Конечно, его быстро излечили. Мы же ему сказали, что лямблии у него будут и в других местах (говоря иносказательно), если он не будет пить водку. Медики ему подтвердили, что водка предохраняет. Он, сохраняя лицо, перешел на коньяк.


Водка и экология
Для меня показательным был такой случай. В 1987 году неожиданно умер родственник в Чернигове. Парню было 30 лет. Он не пил, не курил, не был женат, был примерного поведения. В ночи вскрикнул и не проснулся. Ездил его хоронить. После похорон мать рассказала, что в свидетельстве о смерти причиной написали «алкогольный кардиотоксикоз». В ответ на мое удивление объяснили. Было вскрытие. Сердце увеличено в разы, узлы и бугры как у спившегося алкаша. Мать ходила и объясняла, что он не пил, соседи, знакомые, сослуживцы подтвердили. Свидетельство переписали и причиной поставили ишемическую болезнь.
Ехал поездом в Москву и думал о диагнозе: ведь он не с потолка взят, а было вскрытие. Рано утром в Москве на трех вокзалах встречаю знакомого москвича-философа в толпе вышедших из метро. Пьян, качает его галсами. Увидел меня: «Помогай, а то заметут (было самое горбачевское время – Н.Б.). Жену встречать иду».
Пошел с ним. Жене с детишками он из последних сил сообщил про меня: «Он со мной не пил».
Я помог им с детьми добраться до дома. Пришлось купить еды, помочь кое-чем еще, так как хозяин заснул сразу же как вошел в дом. За две недели без жены пропил все деньги. И первый раз в жизни я увидел человека, который добрался и до вещей: пропил магнитофон.
Сынишка его повел меня короткой дорогой к метро. Я ему: «Отец проснется, скажешь, был такой-то (говорю фамилию)». А он в ответ: «А он всё помнит». Я ему:  «А у него ничего не болит?» – «Ничего. Он здоровый».
Вот тут у меня возник вопрос: один – молодой и непьющий – умер и «алкогольный кардиотоксикоз», а другому – 45 лет, сильно пьет и много лет, и у него ничего не болит.
Осмысление «экспериментальной базы» (научная привычка въелась в плоть и кровь) привело к пониманию некоторых фактов. В процессе химического обмена в человеческом организме появляется этиловый спирт. Лекарства делаются на спирте потому, что он гигроскопичен, усвояем и не чужероден человеческому организму. Спирт – органичен человеку!
Причиной кардиотоксикоза и других болезней скорее является экологическое заражение. В городах – это выхлопные газы автомобилей. В бензин добавляли тетраэтилсвинец для увеличения октанового числа. Свинец из выхлопов накапливался в организме. От этого кумулятивного яда можно избавиться только путем замещения-проталкивания свинца спиртом. В деревнях – это калийные удобрения, которые текли в ручейки и реки, а далее совершенно та же картина, что и со свинцом. Иными словами: кто пил – спасался!


Чернобыль и спирт

Чернобыль ахнул в 1986 году. Горбачевская борьба с пьянкой шла с мая 1985. Поэтому о роли водки в чернобыльских событиях был туман противоречивых статей и оценок. Сын университетского знакомого командиром взвода химической разведки попал в Чернобыль сразу с задачей на объекте составить карту радиационного заражения. Конечно, отец переживал. Сын приезжал потом в отпуск. Я спросил отца помимо прочего:
«Давали солдатам спиртное?»
«Конечно. Давали 4 раза в день по 100 грамм спирта».
400 грамм спирта в день равны литру водки! Такую дозу можно перерабатывать и сохранять рабочее состояние только в молодости...
Много позже читал воспоминания о чернобыльской катастрофе. Когда началась эвакуация, то многие не стали ждать автобусов, и пошли пешком в сторону Киева. Мемуарист летел на вертолете и описывает шоссе Припять–Киев как гигантскую и жутко пьяную демонстрацию. В Припяти жили атомщики, и они, как знающие люди, сразу после катастрофы проводили дезактивацию изнутри – старательно накачивались водкой. Красное сухое вино, спирт и водка выводят радиоактивный стронций из организма.

Урок сельского учителя
В советское время профессор К. решил бороться с русским пьянством, написал письмо-обращение к сельским учителям. Письмо напечатала областная газета «Горьковская правда». В тексте обращения автор говорил о вреде пьянства, предлагал сельским учителям как уважаемым людям воздействовать на детей, а те, в свою очередь, подействуют на родителей. Для этого он предлагал учителям выписать спирт, и на уроке показать детям опыт: опустить червяка в мензурку со спиртом, отчего червяк сдохнет. Дети свой испуг и тревогу передадут родителям и старшим. Пьянка уменьшит свои размеры. Помню, мы хвалили профессора К. за заботу о народе.
Примерно через месяц та же газета опубликовала отклик – письмо школьного учителя из далекого села. Учитель писал, что с уважением относится к профессорам, однако их рекомендации бывают трудновыполнимыми. Трудно, например, выписать спирт «для опытов», – ведь кто поверит в такой повод? Во-вторых, червяк сдохнет в мензурке, ну и что? Засунь червяка в горячие щи, он тоже сдохнет, так что, щи не есть, что ли? Водку не пить? Почему? По мнению учителя, рюмку выпить можно, много пить нельзя. Но ведь ведро воды выпьешь – тоже помрешь, но никто не предлагает запретить пить воду. Без воды нельзя.
Я бы сказал – эксперимент чист.


«История водки» Похлебкина

В 70-е годы Польша решила сорвать большой куш, предъявив претензии к Советскому Союзу за использование бренда (марки) «водки», которую якобы изобрели поляки. Непьющий человек, великолепный историк, ставший знаменитым благодаря своим кулинарным книгам, Вильям Похлебкин написал «Историю водки». Эта книга-доклад сняла польские претензии. Водку изобрели в России за 100 лет до поляков.
Для изготовления водки нужно получить спирт. Возгонку спирта открывали разные народы. Сначала китайцы, но от большинства их изобретений миру было ни жарко, ни холодно. Водку они не изобрели. Получали спирт арабы, однако ислам не дал пути изобретению. Кстати, один мой хороший знакомый – верующий мусульманин и автор ряда ученых книг – рассказывал мне, что арабы спивались, и пророк Мухаммед, встревоженный множеством пьяниц в Мекке и Медине, запретил выпивать вообще. Впрочем, в этой среде поэтому раньше распространились гашиш и другие вредные наркотики. Наконец, «воду жизни» – спирт получили итальянцы и привезли в Москву. И здесь в Чудовом монастыре в Кремле в 1430 году монах Исидор изобрел водку.
В. Похлебкин пишет, что водку не зря называют московской (а не рязанской, нижегородской или вологодской), так как она не только появилась, но и распространилась в Московском княжестве. Побочным следствием явилась большая жизнестойкость и здоровье московских жителей. Идут моровые болезни, вино, пиво и другие напитки сохраняют для заразы питательную среду в организме, и только водка предохраняет и обеззараживает. Народ в других княжествах вымирал, а здесь имел дополнительные водочные гарантии.


Битва на Пьяне

Интересно, что Похлебкин убедительно обосновывает одну версию происхождения названия нашей речки Пьяны. У нас в краеведческой литературе, как правило, приводятся две версии. По одной – река Пьяна получила имя за извилистый и запутанный путь как у пьяного человека. Но Похлебкин справедливо говорит, что у Кудьмы не менее затейливый путь, да и Пьяна имела в древности другое название. А вот в 1377 году после разгрома нижегородской рати татарским войском царевича Арапши река получила современное название. В. Похлебкин пишет, что русские перепились мордовским самогонным пойлом на мухоморах и помете, отчего люди дурели и не могли восстановиться. На самом деле это было отравление как от ацетона или безобразной паленой сивухи. Водка еще не была изобретена.
Но, к сожалению, уже было «изобретено» пьянство и хамская гордыня-спесь от мерзкой и пьяной «удали». Посудите сами: русский народ в целом наказан монголо-татарским игом за спесь и гордыню его князей, проявленные в предыдущей истории. Только через 400 лет восстановится количество населения, ремесел, городов. Дети, старики, женщины несли на себе бремя тяжелейшего ига. А тут появляется возможность если не снять, то хотя бы облегчить эту жуткую тяжесть, проявить в бою  свои достоинство и честь. И вместо битвы и постоянной готовности к ней – дурацкая и мерзкая пьянка. И мертвые вопреки Святославу (помните: «Мертвые сраму не имут!?») получили и срам, и бесчестие, и предательство ближних. Это уже не удаль, а мерзость и скверна.
Вспоминается известное русское: весной городовой на Неве предупреждал криком желающих пойти по подтаявшему льду. Городовой вытащил из полыньи попавшего в нее мужика. Спасенный стал ругать городового. Опешивший городовой сказал: «Я ж тебе кричал!»  На что мужик резонно заметил: «Эва, кричал. Надо было в морду дать!»
Пьянским «удалым воителям» стоило бы в морду дать и покрепче.


Менделеев

Великий Менделеев заложил еще одну опорную веху в истории водки. Его докторская диссертация обосновывала оптимальность и качественность 40-градусной водки. Работа Менделеева 1864 года носила название: «Рассуждение о соединении спирта с водою».


Выпил – закусил

Автору довелось читать много ученых сочинений о водке. Помню хорошую социологическую диссертацию, в которой анализировались различные варианты выпивки.
Англо-американская выпивка без закуски – физиологически одна из самых плохих. Спиртное вызывает ускоренное выделение желудочного сока, а закуски – нет! Как известно, это пытаются компенсировать льдом и содовой, однако это не самый лучший заменитель еды.
Армянская выпивка – сначала поели, потом выпили. Физиологически это перегружает желудок. Пьяных не будет, однако выпивка (а это дополнительные калории) на полный желудок ухудшает самочувствие, как от переедания.
Показалось точным название, данное диссертантом русской выпивке. В социологической литературе положено давать изучаемому явлению краткое название для того, чтобы не повторять длинных характеристик особенностей явления. Автор точно назвал русскую выпивку: «Кто побежит». Конечно, русская выпивка физиологична: выпил – закуси. Однако, как говорил Достоевский, «широк» русский человек. По натуре русский склонен к крайностям, и выдержать меру ему трудно. Отсюда и многочисленные приговорки: «сколько ни возьми – бежать придется», «недоперепив», «для запаха не пил», и т.п.


Особенности русской физиологии
Консультации биохимиков и физиологов дали много интересных сведений для размышления. Оказалось, что фермент, разлагающий спирт, является тем же самым ферментом, который разлагает лактозу, т.е. то, что составляет основу молока и любого молочного продукта. И этот фермент различным образом присутствует в организмах людей различных рас и наций. Если два ствола человечества исходные, то один ствол объединяет белых и черных, то другой –монголоидов. И у белых этот фермент выражен весьма серьезно, а у монголоидов много слабее. Иными словами, если у русских национальная кухня традиционно включает много молочных продуктов (молоко, кефир, масло, творог), то у китайцев кухня обходится без них. Значит, у русских этот «спирто-молочный» фермент сильно выражен, а у китайцев – нет.
Отсюда ясно, почему в Корякском национальном округе много спившихся (говорят, что чуть ли не две трети коряков). Специально их никто не спаивал. Просто посидев с русским другом вечерок, коряк не смог переработать спиртного. Русский на другой день трезвый, а для коряка – спасение в полной замене крови.


Женская красота

Неожиданным образом эти физиологические особенности усвоения молока сказываются и на внешности: есть груди у женщин или нет. Ведь это украшение, говоря неэстетичным анатомическим языком, всего лишь молочные железы. И без них в принципе не обойтись. Особенность человека в том, что «готовым» его родить нельзя. Если, например, появился на свет теленок, олененок, его облизала мать, и он встает на ножки готовенький – он родился. А человека так родить нельзя – слишком большая голова из-за слишком большого головного мозга. Его рожают «неготовым» – надо год или даже два донашивать на руках вместо утробы. Поэтому у новорожденного существует незаросший родничок на голове, кости таза у женщин не соединены в сплошную кость, а как бы на шарнирах. И первый год у новорожденного бурно растет голова, он делается «головастиком». Мозг вырос – человек родился.
Поэтому в опытах совместного выращивания детенышей человека и шимпанзе (см. опыты Ладыгиной-Котс) сначала обезьяний детеныш опережает, а с двух лет человеческое дитя обходит в развитии обезьяну семимильными шагами. В этот период «донашивания» ребенка естественно кормить молоком матери. Увеличиваются молочные железы и у китаянок. Организм бурно вырабатывает нужные вещества и ферменты. Затем кормление грудью прекращается, ферменты и груди у китаянок почти пропадают. У наших же женщин – сохраняются. Конечно, это достаточно грубое и приблизительное описание, однако в сути своей – верное.


Ельцин и дети

Восприятие пьянки неотъемлемой русской чертой и даже удалью в нашей самой современной истории привело к омерзительным и постыдным последствиям. Утеряв смысл при Горбачеве, выбрали Ельцина и во многом утеряли будущее. Черно-белый вариант народного восприятия (или Горбачев – или Ельцин, или трезвость – или пьянка) привел к Ельцину и пьянке. Ельцин этому и сам сильно способствовал. Вспомните хотя бы пьяное дирижирование оркестром при выводе российской армии из Германии или «блистательное» пьяное отсутствие российского президента на встрече в аэропорту в Ирландии с тамошним премьером. Наверняка многие помнят и другие «удалые» истории типа «бросим в реку пресс-секретаря Костикова». Все это вызывало омерзение, отвращение, чувство стыда, а уж про удаль в таком контексте говорить просто неприлично.
И главный ужас состоял в том, что резко и моментально вся эта пьяная ситуация отозвалась на детях. Они стали нежелательны и ненужны! Количество рождений в сравнении с количеством смертей таково, что обрекает Россию на страшную участь. В Китае миллиард и 300 миллионов населения, в Иране за 30 лет, т.е. за время одного поколения население увеличилось в 2 раза, до 72 млн. А у нас продолжается уменьшение населения почти по миллиону в год. Добавим и то неприятное соображение, которое прямо связано с пьянкой: число брошенных детей при живых родителях-алкоголиках, в детдомах и бездомных, исчисляется миллионами: от двух до четырех! Легко понять, что это неполные цифры: есть еще дети в пьющих и неблагополучных семьях. Весь этот ужас должен был бы вызывать не ощущение некой удали, а отвращение, омерзение и стыд. Алкоголиков лечат так: в спиртное добавляют рвотное, чтобы вызвать отвращение. Мне кажется, что сегодня уже жизнь добавила столько сильнодействующего и отвратного рвотного, что пора бы и задуматься, и остановиться! России нужен смысл и честное достоинство, а не пьяное ельциноподобное безобразие. И власти давно пора бы перестать речи говорить тогда, когда надо эту власть употребить.


Как же быть?

 Значит ли все сказанное, что мы обречены быть пьяницами? Вовсе нет. Меня убедило в отсутствии обреченности пребывание на «шабашке». Так в советское время называли подработку во время отпуска на временных строительных работах. Собиралась артель друзей и знакомых и ехала на месяц-другой что-то строить. Благо тогда работы было – непочатый край. И я ездил молодым. И, помню, видел мужские бригады (женских не помню, женскими были дома отдыха и речные и морские круизы), состоявшие из медиков, университетчиков, политехников и т.д. Бросалось в глаза то, что в отсутствие парткомов и месткомов, жен и тещ, никто не пил, но работали весь световой день. Выпивки возникали только при  отсутствии работы или по ее окончании.
 Думается, в этом рецепт борьбы с русской пьянкой. Пьянка – это не только и не столько физиология. Главные корни пьянки – социальные. Если у человека есть цель и смысл, наполненность жизни, то он не будет пить. Если этого нет, то тоскующую душу он будет заливать водкой или затуманивать наркотиками. Русский человек – сильно выраженный человек, у него очень сильна зависимость от цели и смысла жизни. Это я говорю уверенно, как специалист по аксиологии.
 Почему у Горбачева закончилась крахом его борьба с пьянкой? Он все делал неправильно: лишил людей цели, смысла, определенности в жизни, да при этом еще и пить нельзя. Все и закончилось крахом: и его личным, и крахом державы, и сменой его – «минерального» на «алкогольного» правителя. Люди же начали спиваться. Вспомните короткое время андроповских надежд: андроповская водка подешевела, стала доступней, однако пьянка разом отступила – на работе никто не пил, и поскольку на работу завтра идти, то и сегодня не увлекались.
 Поэтому рецепт борьбы с пьянкой состоит не в безалкогольных свадьбах и поминках, а в том, чтобы у общества и людей были достойные цели и смысл жизни, а отсюда и определенность существования, его перспективы и ради этого – дисциплина. Уверен, водка сразу отступит на положенное ей место, человек же будет знать меру. В данном случае я говорю о нормальных людях и в общем виде. На самом деле существуют и оттенки. Ведь в русском языке есть поговорка: не пьет – или хворый, или сволочь. Или другой вариант, о котором писал А.Н. Толстой в своем романе «Хождение по мукам». Мне запомнилось рассуждение автора: англичанин привез танки Деникину, и писатель добавляет: он был столь мил, что в России бы не выжил: его бы споили. В этом объяснение пьянок популярных артистов, хоккеистов и т.п. В данном случае я речь веду об общей норме: великому народу – великую задачу, а цель и смысл, принятые народом, вызовут и желание дисциплины и порядка, что и ограничит пьянство исключительно эффективно.