Аналитическая разведка. Самоорганизация аналитика

Александр Бурьяк
Александр Бурьяк
Аналитическая разведка

19. Самоорганизация аналитика.

19.1. Способы повышения эффективности
интеллектуального труда.

  Интеллектуальная работа разделяется на рутинную и творческую.
Для эффективного (т. е. быстрого и без ошибок) выполнения рутин-
ной работы требуется бодрость, отсутствие отвлекающих внешних и
внутренних факторов, стимул, хотя бы небольшой творческий интерес.
Для сохранения бодрости требуются регулярные и не слишком корот-
кие перерывы в работе. Стимул бывает в возможности проявить себя
если не достижениями ума, то хотя бы точностью, своевременностью,
аккуратностью и т. п. Творческий интерес может состоять в обеспе-
чении каких-то мелких усовершенствований технологии, в выработке
каких-то теоретических обобщений, в написании инструкции по
выполнению работы.

  Творческая работа требует состояния расположенности к ней,
высшая форма которого -- вдохновение.

  Рекомендуется наблюдать за своим воображением и выяснять,
какие факторы способствуют его работе. У Артура Шопенгауэра
("Афоризмы...", гл. 5): "Вообще состояние здоровья, сон, питание,
температура, погода, обстановка и много других внешних условий
оказывают могучее влияние на наше настроение, а это последнее --
на наши мысли. Потому-то от времени, даже от места зависят в
такой мере наши взгляды на разные обстоятельства и наша
способность к труду."

  Для творчества существенны следующие навыки:
1) способность ловить случайно мелькающие ценные мысли, быстро
   находить им словесное выражение и выбрасывать из головы
   на бумагу;
2) способность не задерживаться на уже выраженных мыслях, не
   позволять им препятствовать рождению новых идей, не вязнуть
   в частностях и не заниматься самолюбованием.

  Планирование творческой работы возможно лишь в самых общих
чертах: ценные мысли появляются по преимуществу не тогда, когда
для них выделено время.

  Надо стремиться к поддержанию оптимального соотношения между
бессловесным интуитивным думанием и производством речи (синтезом
достаточно полных и эффектных формулировок). Первое не должно
подавляться вторым, но и не должно остаться без второго.

  Если постоянно опасаться нарушения грамматических и прочих
правил, вы скорее всего вообще не сможете творить. Если заду-
мываться о приемах творчества в моменты, когда надо эти приемы
реализовывать, будет то же самое.

  Не рекомендуется чрезмерно принуждать себя к подчинению
общепринятому. Если, к примеру, не нравится некоторое название
или обозначение, то и не следует его использовать: возможно, за
этим стоит что-нибудь еще не осознанное, но важное.

  Свои идеи -- даже очень необычные -- очень полезно представлять
кому-то для критики. Критиком не обязательно должен быть человек
творческий и выдающегося ума: заурядные личности нередко являются
знатоками некой узкой области, или не обделены здравым смыслом,
или своими простыми замечаниями по поводу демонстрируемого твор-
ческого продукта невольно подсказывают что-то автору. Заурядные
личности склонны воспринимать творческих людей как опасных
чудаков или мегаломанов, поэтому не рекомендуется обрушивать на
какого-нибудь одного человека всю массу своих проектов и резуль-
татов: надо распределять ее между многими.

  Творческий метод может состоять в провоцировании других на
критику и предложения путем демонстрации им своих набросков. При
таком подходе творческий компонент состоит в распознавании цен-
ного в потоке замечаний и последующем дооформлении.

  Называть авторитетных предшественников и конкурентов путаниками
и извращенцами и сердиться на них -- это тоже творческий метод:
таким образом разрушается подсознательный запрет на критику. Если
же просто считать, что такие-то авторы, возможно, в кое-чем
ошибаются, то раскрепощающий эффект будет незначительный.

  Можно от природы иметь хорошую память, быстрый ум и большую
психическую выносливость и за счет этого достигать великих
результатов -- вопреки простоте своих интеллектуальных
технологий -- и даже не задумываться об этих технологиях.

  Можно, наоборот, обладать плохой памятью, флегматичным умом
и быстрой утомляемостью, но зато обращать внимание на то, каким
образом функционирует интеллект, вырабатывать эффективные приемы
работы и регулярными малыми усилиями из простых посильных кусоч-
ков собирать сложные интеллектуальные конструкции, представляющие
значительную ценность. Этот второй подход доступен многим.

  Не следует ожидать от себя ровной производительности:
продуктивные периоды будут чередоваться с периодами слабости,
лени, сомнений в своих способностях. Б. Грасиан (Карманный
оракул", аф. 139): "В одни дни ничего не удается, в другие
удается все и с меньшими усилиями, словно делается само собою:
ум ясен, настроение ровное, звезда твоя сияет. Тогда лови ее,
не упускай ни частицы." Периоды спада надо терпеливо пережидать,
заполняя их простой приятной работой и предвкушая новый подъем
активности. Согласно Ч. Ломброзо ("Гениальность и помешатель-
ство"), наличие подъемов и спадов -- неизбежная особенность
творчески одаренных личностей.

                *  *  *

  Разведывательный анализ -- это работа со значительным творчес-
ким компонентом. Поскольку бывает жаль тратить вдохновение на
создание документов, большинство из которых будет прочитано всего
несколькими людьми, к тому же вряд ли отличающимися радикальнос-
тью замыслов, а потому, скорее всего, не окажет заметного влияния
на события, то лучше разрабатывать всякий свой документ по воз-
можности так, чтобы какая-то часть его имела шанс войти в книгу
(о политике, о разведке, о принятии решений и т. п.), которую вы
пишете между делом и которой надеетесь приобрести известность,
увеличить свой доход, щелкнуть по носу начальство и оправдаться
перед историей.

  Эффективное творчество обычно начинается с неудовлетворенности
существующим положением дел и с попрания авторитетов. Эпизодичес-
кое недовольство результатами собственного труда тоже очень умес-
тно. Большое недовольство время от времени компенсируется большой
радостью, когда удается сделать что-то значительное.

  Чего не следует делать перед тем, как начать творить в неко-
торой области, так это знакомиться со всеми достижениями в ней.
Самое вредное для творчества -- это подсознательно усвоить чужую
парадигму мышления, уже исчерпавшую свои возможности.

  Если будете много читать, станете в лучшем случае экспертом,
но не создателем нового. Обилие знаний сковывает воображение.
Когда Альберт Эйнштейн ознакомился с тестами, по которым Томас
Эдисон подбирал себе сотрудников, он заметил, что не может
ответить на большинство вопросов (правда, знает, в каких
справочниках можно найти соответствующие сведения).

  Плохая память располагает к творчеству, потому что скорее
забываются чужие и собственные заблуждения, и потому что при
невозможности вспомнить некоторую концепцию приходится создавать
ее заново. Мишель Монтень ("Опыты", кн. I, гл. IX): "...я мог
бы усыпить и обессилить мой ум и мою проницательность, идя про-
торенными путями, как это делает целый мир, не упражняя и не
совершенствуя своих собственных сил, если бы, облагодетельство-
ванный хорошей памятью, имел всегда перед собой чужие мнения и
измышления чужого ума."


19.2. Личная информационная система.


  Все данные, оказывающиеся в распоряжении аналитика, размещаются
в его личной информационной системе.
  Основные требования к личной информационной системе:
    подручность;
    быстрота поиска данных;
    быстрота размещения новых данных;
    защищенность от любопытства посторонних;
    защищенность от повреждений.

  В личной информационной системе выделяются следующие части:
1) компьютерная; бумажная; в голове;
2) портативная (носимая в кармане: блокнот и пр.);
   стационарная (личная библиотека и пр.);
3) заимствованная (книги, чужие компьютерные файлы и пр.);
   собственная;
4) служебная; личная;
5) секретная; несекретная;
6) основная; вспомогательная (описывающая основную);
7) текущая (находящаяся в работе);
   базовая (находящаяся в состоянии ожидания);
   архив.

  Если смешивать служебное и личное, секретное и несекретное,
можно нажить неприятности по службе. Личные секреты лучше прятать
среди личных несекретных материалов, но так, чтобы при необходи-
мости можно было быстро извлечь их и уничтожить.

  Аналитику важно поддерживать и развивать свои навыки владения
иностранными языками. Для этого следует шире использовать иност-
ранные языке в личной информационной системе. К примеру, все
заголовки и обозначения можно делать на английском, все записи
по планированию и регистрации личной работы -- на немецком, все
хозяйственные записи -- на французском.

  При иерархическом рассмотрении деятельности выделяются следую-
щие ее уровни:
   1. Направления работы. Пример: "Терроризм".
   2. Проекты. Пример: "Программа борьбы с терроризмом в России".
   3. Задания. Пример: "Анализ событий 2004 г. в Беслане".

  Направлениям работы можно присваивать обозначения из 2-4 букв
-- производные от названий этих направлений на каком-нибудь
языке. К примеру:
    AI - аналитическая разведка (Analytical investigation);
    PT - политические технологии (Political technologies).

  Проекты в рамках направлений можно нумеровать следующим обра-
зом: AI1, AI2 и т. д. Задания в рамках проектов можно нумеро-
вать так: AI1010, AI1020 и т. д. (шаг 10 позволяет при необхо-
димости разделять задание на подзадания).

  Если требуется срочно записать какую-нибудь идею или какой-
-нибудь факт, лучше делать это не в блокноте, а на бумажных
листках единообразного малого размера, а потом, когда представ-
ляется возможность, вклеивать их в подходящие места в своих
тетрадях. Утрата некоторых из этих листков менее чувствительна,
чем утрата блокнота.
  Атрибуты записи:
    TO:  NNN           <- к какому направлению или какому проекту

                относится;
    DA:  DD.MM.YYYY    <- дата.

  Рядом с записью той или иной мысли бывает полезно упоминать
фактор, ее пробудивший:
   INSP: XXXXXX

  Побудившим фактором может быть книга, фильм, беседа и т. п.
Когда через некоторое время придется обратиться к сделанной
записи, указание на вдохновивший фактор облегчит вспоминание
сути дела, если мысль окажется недодуманной или недостаточно
понятно изложенной.

  С одной стороны, аналитик не может эффективно работать, не
собирая большого количества рукописных и печатных материалов
на рабочем месте и дома; с другой, чем больше таких материалов
накапливается, тем легче распознать круг интересов, подходы,
контакты аналитика, что для человека, занимающегося разведыва-
тельной деятельностью, совсем не желательно. Чтобы смягчить это
противоречие, можно использовать следующее:
    некоторые книги приобретать и держать при себе единственно
      для маскировки (к примеру, чтобы скрыть свой интерес к
      какому-то деятелю, можно хранить книги о нем среди книг
      о других деятелях);
    личные записи делать каким-нибудь простым шифром (в котором
      каждой букве и некоторым сочетаниям букв соответствует
      отдельный символ) и системой сокращений; не у всякого
      любопытного хватит терпения разбирать такие тексты без
      острой необходимости;
    именовать свои папки, тетради, компьютерные файлы и каталоги
      таким образом, чтобы не раскрывать их содержания;
    документы, с которыми ведется несанкционированная работа,
      размещать среди документов, относящихся к санкционированной
      работе.

  Для защиты личных данных от повреждений (на случай пожара,
прорыва водопровода и т. д.) следует в качестве резервных копий
сохранять черновики записей и распечаток и держать их отдельно от
последних вариантов текстов -- в разных помещениях.

  Чтобы не забывать, где что припрятано или просто размещено,
следует завести себе за правило раз в неделю тратить несколько
минут на вспоминание.


19.3. Использование компьютера.


  Вопрос о том, какие технические средства применять для работы
с данными (тип компьютера, операционную систему, текстовый редак-
тор и пр.) является очень простым при поверхностном подходе и
очень сложным при основательном. Надо стремиться к наибольшей
надежности используемых средств, наибольшей их защищенности от
несанкционированного доступа, наибольшему удобству их использова-
ния, наименьшей зависимости от их производителей.

  Представляется, что лучше, насколько это возможно, использовать
текстовые редакторы, работающие с простейшим ("текстовым") форма-
том данных, так как они дают существенно более короткие файлы,
обеспечивают меньшую зависимость от используемых программных
средств и позволяют осуществлять быстрый поиск цепочки символов
в совокупности файлов.

                *  *  *

  Рекомендуемая структура каталогов:
    USER - каталог пользовательских файлов;
      LIBRARY  -- библиотека (файлы с книгами);
        LIMONOV_E  -- каталог файлов с книгами Э. Лимонова;
        ZINOVYEV_A -- каталог файлов с книгами А. Зиновьева;
        и т. д.
      INTERNET -- копии сайтов интернета;
        LIMONOV_E  -- каталог сайтов об Э. Лимонове;
        ZINOVYEV_A -- каталог сайтов об А. Зиновьеве;
        и т. д.
      PROJECTS -- каталоги проектов:
        AI1 -- "Аналитическая разведка" #1;
        AI2 -- "Аналитическая разведка" #2;
        и т. д.

  Такой подход позволяет осуществлять поиск цепочки символов
по всем файлам пользователя (каталог USER) или же отдельно
по книгам (LIBRARY), копиям интернет-сайтов (INTERNET),
проектам (PROJECTS).

  В каталогах проектов создаются следующие подкаталоги:
   SAMPLES  -- документы, используемые в качестве образцов;
   OUTPUT   -- выходные копии разрабатываемых документов;   
   SOURCES  -- источники;
   LETTERS  -- письма;
   FORUMS   -- протоколы обсуждений на форумах;
   HEAP     -- прочие документы (неклассифицированные);
   BACKUP   -- резервные копии разрабатываемых документов;
   ARCHIVE  -- документы, ставшие ненужными.

  Рабочие копии разрабатываемых документов помещаются в основном
каталоге проекта -- для ускорения доступа к ним.
  В небольшом проекте можно вместо подкаталогов с файлами исполь-
зовать по одному файлу на каждый тип данных: всю переписку по
проекту держать в файле Letters.txt, все обсуждения -- в файле
Forums.txt, все архивы -- в файле Archives.txt и т. д.

                *  *  *

  Аналитику следует защищаться от неуместного любопытства коллег,
родственников и др. Одно из средств защиты -- пароли. Посредством
паролей возможно ограничение доступа к компьютеру, программам,
данным. Использовать один пароль на все случаи (или 3-5 паролей
на 3-5 групп случаев) -- это в целом не менее надёжно, чем ис-
пользовать уникальные пароли и рисковать при этом забыть их и/или
забыть место, в котором они хранятся. Все используемые пароли
следует записывать таким образом, чтобы посторонние не могли
заполучить и/или понять записи. В каком-то секретном месте должен
храниться резервный список паролей -- на случай утраты основного
списка. Если пароли долго не употребляются, надо хотя бы повто-
рять их мысленно, чтобы не забыть. Отношение к паролям должно
быть очень серьезным, потому что их утрата или забывание обычно
приводит к потере данных.

  Некоторые текстовые редакторы позволяют шифровать текст перед
его записыванием в постоянную память компьютера. Это затрудняет
несанкционированный доступ, но делает невозможным нахождение
строки символов в файле программой поиска.
  Данные и программы можно архивировать (т. е. перекодировать со
сжатием на 30..70%) с использованием паролей. Недостатки архива-
ции: 1) невозможность частичного восстановления данных при повре-
ждении архива; 2) невозможность поиска данных по ключевым словам.

  Чтобы наверняка никто не попал в компьютер через локальную
сеть без разрешения, следует держать компьютер по преимуществу
отсоединенным физически от нее.
  Секретные наборы данных можно хранить в виде разрозненных
частей, добавленных в посторонние файлы, которые к тому же можно
шифровать.

  При передаче кому-либо магнитных носителей данных следует забо-
титься о том, чтобы на них не сохранилось лишнего. Удаленные
файлы иногда могут быть полностью или частично восстановлены,
и чтобы никто не воспользовался такой возможностью, следует либо
переформатировать носитель, либо заполнять его новыми данными
до предела.