Круглая голова Лёни Костюка

Олег Маляренко
У каждого человека имеются способности, которыми он обладает, если не лучше всех, но лучше многих. Одним из них был мой однокашник по техникуму Лёня Костюк. Ничем вроде не примечательный, кроме формы головы и уникальной способности к математическим вычислениям. Здесь ему не было равных, в смысле вычислений. Был он хорошо сложён, обладал спортивной фигурой, а голова, если не считать уши и нос, имела почти круглую форму.

Когда по стереометрии мы проходили сферу, преподаватель в качестве примера привёл бильярдный шар, мяч, земной шар, который на самом деле геоид, или проще говоря, трёхосный эллипсоид. А также голову Леонида Костюка. Возможно, что такая форма головы помогала ему в расчётах.

Особенно отличался Лёня, когда требовалось что-либо посчитать. Даже сложные вычисления он выполнял быстро и точно. Вся группа усиленно двигала логарифмическими линейками, приходя к приблизительным результатам. А Лёня вместо этого считал в уме, выписывая по очереди цифры результата. Делал это безошибочно и с любой точностью. Спустя немало времени заканчивали подсчёты и остальные.

В настоящее время логарифмическую линейку можно увидеть разве что в музее, а в те годы она широко применялась для технических расчётов. В линейке имелись подвижные вставки, благодаря которым вводились данные. На ней производились арифметические действия, извлекались корни, вычислялись логарифмы и тригонометрические функции. Результат был приближённым, из трёх-четырёх цифр, но для большинства расчётов этого было достаточно. Читая эти строки, иные могут улыбнуться, не понимая, почему не брали в руки хотя бы самый примитивный калькулятор. А причина довольно простая – тогда их ещё не было.

Нас удивляли феноменальные способности парня, и всякий раз спрашивали – каким  способом это ему удаётся. На это Лёня всегда отвечал, что сам не знает, просто пишет цифры по наитию. Думаю, что он лукавил, и какой-то хитрый способ у него был, но раскрывать его не хотел. Сейчас сказали бы, что у него в мозгу прошита программа калькулятора.

Однажды на паре по математике требовалось вычислить сложное выражение. Пример был написан на доске, и решить его преподаватель вызвал Лёню. Пока вся группа сопела, двигая логарифмической линейкой, Лёня неспешно выписывал цифры одну за другой. Когда подсчёт был закончен, все студенты стали заявлять, что у Лёни неверный результат. Он стёр тряпкой свой ответ и принялся пересчитывать. После завершения оказалось, что Леонид всего лишь повторил то, что написал в первый раз. Все дружно загудели, поскольку на этот раз Лёня-Акила промахнулся. Такого ещё не было.

Раздосадованный Лёня прошёлся по рядам и убедился, что результаты вычислений существенно не совпадают с его собственными. Поглядел на преподавателя, а тот только пожимает плечами. Лёня никак не мог понять, откуда у него сбой. Не может же солдат идти в ногу, а рота не в ногу. Вид у него был как у ребёнка, у которого отобрали любимую игрушку.

И тут группа громко захохотала, не имея больше сил сдерживать смех. Студенты сговорились между собой, также вовлекли преподавателя, чтобы разыграть парня. В конце концов, и Лёня приобщился к общему смеху. Веселье было такое большое, что к нам стали заглядывать из коридора.

Сейчас вычислениями никого не удивишь, даже маленьких детей. Это облегчило им жизнь, так как не надо зазубривать таблицу умножения. Зато без калькулятора они беспомощны в вычислениях. Учёные утверждают, что устный счёт развивает мыслительные способности. Безусловно, они правы.

Не знаю, помогли ли Лёне в жизни его математические способности, потому что после окончания техникума его следы затерялись.