Музыкальное возвращение

Снежана Пысларь
В конце июня 2010 года в Кишиневе прошел очередной, XIX выпуск Международного фестиваля «Дни новой музыки». Наряду с сочинениями, созданными в последнее время, прозвучали и несколько произведений, написанных в 70-80 годы прошлого столетия («Рахманиана» Леонида Гурова, «Камерная симфония» Бориса Дубоссарского). На фестивале были представлены и пьесы композиторов, долгое время живших в нашей стране, а ныне обосновавшихся за ее пределами. Речь идет об Альтовой сонате Виктора Симонова и Органной сонате Зеева Биткина.

Владимир (Зеев) Биткин окончил композиторский факультет Московской государственной консерватории в 1971 году (класс профессора Н. Сидельникова). С 1970 г. на протяжении 22 лет преподавал в кишиневском музыкальном училище имени Шт. Няги. Среди наиболее ярких произведений, созданных им в 70-80х гг., можно назвать Струнный квартет, ор. 1 (1973), мадригальную кантату для высокого голоса и пяти инструментов на стихи Ф. Г. Лорки "Эллипс крика", соч. 2 (1974), Концерт для гобоя и камерного оркестра, соч. 7 (1978), Сонату для фортепиано в шести частях "Времена Дня и ночи", соч. 9 (1983), "Еврейские народные песни" для среднего голоса и фортепиано, в основу которых легли некоторые из 300 народных песен евреев Молдовы, собранных композитором в  1982-1987 гг, "Колыбельную" для альт-саксофона и фортепиано (1986), Арию для скрипки и фортепиано (1987) и т.д. Его сочинения тяготеют к авангарду и полистилистике.

С 1993 года проживает в г. Хевроне (Израиль). В 2005 году после двенадцатилетнего перерыва возобновил занятие сочинением, связав тематику произведений последних лет с культурой и историей Израиля. Примером тому – духовой квинтет «Suono non libero», op. 18 (памяти Самуэля Либерзона, 2005), клезмер-соната «Как олень кричит в жажду...» (Псалом 42), op. 19 для мандолины, гитары и клавесина в трех частях (2006), Соната для органа «Благословение Иакова» op.20 (2009).

 Органная соната необычна как по музыкальному языку, так и по творческому воплощению. В ее основу положены отрывки из первой книги Торы – «И призвал Яаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в последствии дней» (Бе-реши;т, 49:1), «И окончил Яаков завещать сыновьям своим, и поднял ноги свои на постель, и скончался, и был приобщен к народу своему» (Бе-решит, 49:33).

Произведение наполнено символами. Имена Яакова и его двенадцати сыновей (Реувен-«избыток могущества, стремительный как вода», Шим’он – «орудия хищничества, ярость их...» и др.), трактующиеся как традиционные названия нот (A,B,C и т.д.), искусно вплетены в музыкальную ткань. Они являются источником тотальной организации всего материала Сонаты. Фраза «... и умножу потомство твое как звезды небесные» (Бе-решит, 22:17) определила, по словам самого автора, «звездные пути» развития двенадцати образов, у каждого из которых свой ритм появления и «затмения».   

Финал произведения построен исключительно на именах сыновей. Собственное имя Яакова впервые появляется именно здесь (хотя всё произведение пронизано духом его благословений). Заключительная часть представляет собой бесконечный канон. Сущность этой  старинной формы музыкального многоголосия заключается в том, что развитие мелодии, приводящее к её началу, позволяет исполнять музыкальный фрагмент без остановки любое количество раз. Это создаёт впечатление свободного, широкого развития. Проводясь четыре раза в нарастании темпа и громкости, в своем последнем изложении он прерывается естественным выдыханием воздуха из мехов органа. Этот канон символизирует вечность народа Израиля.

Символично, что премьера Сонаты состоялась именно в Кишиневе. «Работать над Сонатой было интересно, хотя и сложно. Она относится к разряду произведений, к которым нужно каждый раз возвращаться на новой ступени исполнительского и философского осмысления», - говорит органистка Анна Стрезева. Несмотря на обычную для процесса звукозаписи любого произведения продолжительность, Соната была записана на едином дыхании с первого дубля.
«Я глубоко тронут тем вниманием, которое мне оказала публика,  - написал в письме Анне Стрезевой Зеев Биткин. - Семнадцать лет отсутствия связи – это прямая дорога к забвению». К счастью, забвения не произошло. Музыка композитора с успехом возвратилась в Молдову.
*Cтатья из газеты "Истоки жизни", июнь 2010. Публикуется с незначительными изменениями.