2. Созданы столы заказов

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Ф.С. Горячев (1905-1996), Герой социалистического труда. Он был первым секретарём Новосибирского обкома КПСС с 1959 по 1978 гг.).


Мясо по разнарядкам вскоре пошло в другие регионы страны. Его стало катастрофически нехватать для собственной торговли и общественного питания, базы снабжения опустели, и вскоре столовые перешли на голодный паек, а в магазинах Новосибирска мясо просто исчезло.

У меня с начальником ОРСа Сибакадемстроя Николаем Александровичем Борисовым состоялся длинный и трудный разговор. Фонды ему существенно сократили. Да он еще и вынужден был львиную долю мяса направлять в столовые и магазины микрорайонов «Д» и «Щ», где жили строители и была построена (на деньги СО АН) производственная база «Сибакадемстроя». Он по секрету признался мне, что это – требование руководства «Сибакадемстроя», причем лично начальника Управления «Сибакадемстрой» полковника Иванова, и ослушаться он не может.

Я спросил его, может ли он запланировать мясо и другие продукты, которые будут в дефиците из расчета на количество жителей. Я хотел гарантированно обеспечить мясом жителей верхней зоны Академгородка и, по крайней мере, сделать так, чтобы каждая семья получала 2 кг мяса в неделю. Это отсекало всех, кто не живет в верхней зоне Академгородка и пресекало утечку мяса из магазинов. Но мы посчитали, что в этом случае фондов на мясо хватит и жителям верхней зоны, и жителям нижней, если они примут такой же способ торговли.

Это предложение было и обоснованным, и справедливым: никто никого не ущемлял: ни верхняя зона нижнюю, ни нижняя – верхнюю. Просто прекращалась открытая торговля мясом. Борисов согласился с моим предложением и сказал, что можно попробовать, но вряд ли получится.

Мы подготовили все необходимые материалы с расчетами, составили поквартирные списки жителей Академгородка, и вскоре ОКП обратился к Президиуму СОАН с просьбой выделить квартиры под столы заказов. Квартиры были заранее намечены нами совместно с Л.Г. Лавровым.

Мы с Львом Георгиевичем Лавровым имели подробную беседу с Михаилом Алексеевичем, и я ему подробно рассказал и о передаче Горячевым фондов на мясо, и о его нехватке в торговле, и о распоряжении полковника Иванова, и, наконец, о нашем предложении организовать столы заказов.

 Михаил Алексеевич внимательно слушал, кряхтел, и, когда услышал, что есть выход из положения в виде столов заказов, сразу согласился. В результате, квартиры под них были быстро выделены.

Я не забыл сообщить Постройкому «Сибакадемстроя» о наших предложениях. Постройком обсудил их и признал наши предложения правильными. Думаю, что был и разговор Лаврентьева с полковником Ивановым на эту тему, потому что вопрос был больным, но цифры, которые я подготовил, свидетельствовали, что другого варианта решения проблемы не существует.

Вскоре столы заказов заработали. Мяса давали, как мы и рассчитали, по два килограмма в неделю на семью. Большие семьи (их было мало) получали двойной заказ. Каждый приходил в стол заказов и получал свой заказ по спискам, которые регулярно поступали из домоуправления в столы заказов. Раз в месяц списки обновлялись. Комиссия общественного контроля контролировала поступление фондов и выдачу заказов.

Так возникли столы заказов, а мы решили очень важную проблему, причем решили на многие годы.

Два килограмма мяса в неделю на семью. Много или мало. Наверное, на семью из трёх-четырёх человек достаточно. Обычно нам продавали говядину, иногда курятину и очень редко свинину.

Сегодня, глядя на полки любого продовольственного магазина в Америке, где всё лежит и всего много, я вспоминаю, как мы радовались тогда этим 2-м килограммам, которые стала получать каждая семья в Академгородке, как мы гордились тем, что нам удалось «решить продовольственную проблему» в отдельно взятом месте.

А первый секретарь новосибирского обкома КПСС Федор Степанович Горячев «за решение продовольственной проблемы» и другие «достижения» получил впоследствии (в 1972 г.) Золотую звезду Героя социалистического труда.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/29/532