Моя встреча с Самантой Смит

Николина Вальд
 Фотография из интернета    

       Когда я только-только переступила порог третьего десятилетия моего пребывания на планете, во время своего очередного отпуска я договорилась с моими двумя подружками посетить Крым. Это была в нашей жизни последняя поездка на теплоходе «Адмирал Нахимов» по Чёрному морю. Красивое судно, принадлежавшее ещё царской России, нашло свою гибель в водах Чёрного моря, которому оно столько лет верой и правдой служило. Мне в своей жизни выпало счастье трижды проплыть на этом красивом судне во время отпусков и посетить чудесные гостеприимные берега Крыма и Кавказа. При серо-однообразно-рутинном быте советского поданного трудно было найти себе занятие по душе, интересную работу и, поэтому, поездки по крымско-кавказской линии на время отпусков меня фантазёрку погружали в сказку. Судно «Адмирал Нахимов» со своими позолоченными скульптурами, мягкими креслами, обитыми красным старинным бархатом распаляло мою фантазию и отсылало меня во дворцы богатых вельмож, о которых я начиталась в романах А.Дюма, Мориса Дрюона, Анн и Серж Голлон и других, насмотрелась в фильмах о роскошных интерьерах дворцов. А Никитский ботанический сад и Сочинский дендропарк мне представлялись дворцами индийских раджей с их волшебными садами. Кругом  диковинные цветы, тропические деревья, красавцы павлины, с важной неспешностью распускающие веером хвосты перед восхищённым взором туристов, охотно позируя перед фотоаппаратами и камерами.
     Я напоминала себе того бедняка из вьетнамской сказки, который очень любил жареную рыбу, но за неимением средств на её покупку  брал миску с горсткой вареного риса и садился около лавки, в которой продавалась жареная рыба. Вдыхая аромат рыбы, искуссно приготовленной поваром, он как можно медленнее ел пресный рис и представлял, что ест рыбу. Также и я, разглядывала эти красоты,  представляя себя богатой дамой. Я жадно ловила каждое слово экскурсовода и до изнеможения ходила и разглядывала природу и архитектуру каждого  здания. Помню, в Ялте нам было сказано, что автобус нам не дали и экскурсия по городу будет пешеходной. На неё кроме меня пришло ещё пять человек, но они как истинные одесситы быстро разбежались по магазинам. Экскурсовод, не обращая внимания на отсутствие туристов (видимо, привыкла!) провела всю программу экскурсии только для меня одной. Тем лучше! Я смогла задать все интересующие меня вопросы, которые я не решилась бы спросить в толпе из-за чрезмерной стеснительности и неуверенности в себе. А советская толпа туристов задаёт  простые советские  вопросы: «Где ближайший туалет? И где магазины одежды и обуви?» И я их нисколько не осуждала. Такова была жизнь. Вся группа должна была встретиться на обеде.
      После обеда мы с подругами решили посетить «Поляну сказок», которая в экскурсионную программу не входила. Подъехав к парку, мы ждали, пока наберётся необходимое количество людей, и мы сможем попросить экскурсовода рассказать нам о парке. Около парка сидели пожилые бабули и продавали фрукты со своих грядок, щёлкая семечки, ловко выплёвывая кожуру на асфальт. За ними сидели народные умельцы и предлагали туристам свои изделия. Вдруг, как гром среди ясного неба прозвучал голос по радио с предупреждением, чтобы все торговцы сворачивали свою деятельность, так как должен подъехать автобус из Артека с детьми вместе с отдыхающей в нём важной гостьей американкой Самантой Смит. Продавцы судорожно заметались. Приехали на мотоциклах два милиционера, один из которых наорал на торгующих, а другой, более ревностный служитель Фемиды, перевернул, опрокинув в зелёную заплеванную грязь содержимое бабкиной корзины. С милицией шутки плохи, и все продавцы, похватав свой нехитрый товар, убрались восвояси. Перед нашим взором предстал небольшой мини автобус, ехавший впереди артековского автобуса. Из остановившегося возле парка мини-автобуса вышли стражи порядка, чтоб удостовериться, что площадь перед парком чиста, встали в почётный ряд и стали ждать приближение автобуса с пионерами.
       Был светлый день, старалось солнце, пели птицы и в кустах не было террористов. Автобус остановился, из него вышли дети вместе с королевой бала – американской школьницей Самантой Смит. Невысокого роста, худенькая, с чёрными волосами и не по детски взрослым взглядом. Наверное, её уже утомлял этот почётный фетиш, который возвели из её имени.
       Мы решили не ждать экскурсовода, а пойти за ними. Около Саманты шла переводчица и переводила ей слова экскурсовода. Но девочка скучала, её взгляд был отсутствующим. Её абсолютно не волновали деревянные и глиняные скульптуры серого волка, семерых козлят, Ивана-царевича, Бабы-Яги и других персонажей русских народных сказок, так как она их не читала. И, вообще, американцам трудно понять наши сказки, у них  совершенно другой менталитет, другие герои. Хотя мы, советские дети и взрослые, увлекались американскими и английскими сказками, новеллами, романами приключенческими и фантастикой.
        Наши внуки, как я знаю, почти не читают русских сказок и любят американские мультфильмы: «Том и Джерри», «Скрудж Магдак», «Мишки Гамми».
       А вспомните нашу детскую считалку:

                На золотом крыльце сидели:
                Царь, царевич, король, королевич,
                Сапожник, портной,
                Кто будешь такой?
                Выходи поскорей,
                Не задерживай добрых и честных людей!

       Наши внуки переделали её на американский манер:
               
                На златом крыльце сидели
                Микки Маус, Том и Джерри,
                Скрудж Магдак и три утёнка
                Выходи скорее Понка.

У меня тогда остался почему-то осадок – оскорбительно-унизительный.
Мне так было обидно за советских людей, хотя Саманта Смит была ни при чём – девочка как девочка.