Рецензия на роман Ефима Курганова Шпион Его Величе

Семён Юрьевич Ешурин
Рецензия на роман Ефима Курганова «Шпион Его Величества, или 1812 год»


 Апреля 25 дня. Десятый час вечера
 "Сдернув лист и начав его рассматривать с внутренней стороны, надзиратель увидел, что это нечто иное, как портрет самого Наполеона Бонапарта."
Надо: "ни что иное".

Апреля 26 дня. Двенадцатый час ночи
"Встретили Нессельроде и графа Кочубея. Они всегда ходят парочкой, видимо, по долгу службы. Полагаю, им кажется, что возглавляющие министерство иностранных дел России есть, на самом деле, род сиамских близнецов."
Сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры (1811-1874) в описываемый 1812 год уже родились, но ещё не стали известны. Если они упоминаются в более поздних комментариях, то это надо отдельно оговаривать.

 Апреля 27 дня. Десять часов вечера
"– Алина, из-за вас погиб поручик Шлыков – это был мой лучший сотрудник, и ваша казнь будет достойной компенсацией."
Алина не просто патриотка, готовая отдать жизнь за идею. Она ещё (простите за оксюморон) умная женщина! И потому попыталась бы использовать самое грозное оружие – гендерное! Например, таким образом.
Графиня попросила у Якова предсмертную аудиенцию и, когда они остались тет-а-тет, заявила:
    - Я не готова умереть за Наполеона, но готова родить.
    - От него?!
    - От тебя, Яша! Предлагаю "модульный" вариант, который превратит "-1" в "+1".
    Яков Сангилен выслушал этот вариант и сказал:
    - Всё это более, чем занятно, только я должен отомстить за смерть поручика Степана Шлыкова.
    - Яша, какая месть?! Мы же не горцы или корсиканцы, а культурные люди, по-французски говорим,… впрочем, корсиканцы – тоже говорят. Беднягу уже не вернёшь, а я назову нашего сына Стёпой. Это будет для его родителей хоть какое-то, но утешение. 
    - Хорошо. На свободу выйдешь по Высочайшей воле. Но если захочешь третий раз по своей воле, то я могу и … расстроиться!
    Алину поместили в одиночную камеру. Сангилен каждый день скрашивал её одиночество, пока ни начался токсикоз. Тогда Яков явился к императору:
    - Ваше Величество! Мы поймали негодяйку Алину и уже хотели отомстить за смерть Шлыкова, но не осмелились поднять руку на будущего ребёнка … Вашего Величества!
    - Но ведь ты её ещё до меня … опробовал!
    - Бонапарт дал ей кроме шпионского ещё и личное задание. Если повезёт чуть-чуть, то родить ребёнка от Вашего Величества. Наполеон обещал обеспечить это чадо материально. Ему кажется очень смешным, что он похитит у главного врага его чадо! Алину проинформировали, что Жак Сангилен – основной поставщик шлю…, то есть прелестниц для российского императора. Поэтому со мной Алина предохранялась, а с Вашим Величеством – нет.
    - Но ведь был риск, что ты её с первого раза не распробовал и захочешь повторить попытку.
    - Риска не было. Она бы сказала, что у неё начались критические дни.
    - Тогда пускай кАтится … в свою Польшу. Захочет после родов повторить на тех же бесплатных для меня условиях – моя августейшая постель к её услугам!
    Алина родила сына и назвала на польский манер Стефаном.
    В 1814 году Алина со Стефаном навестили российского императора в "освобождённом" им (от французов!) Париже…
    Второй сын оказался очень похож на первого. Узнав об этом, Александр Павлович обеспечил обоих сыновей авантюристки денежным содержанием. И только двое знали причину сходства малышей – сама Алина и … Жак Сангилен!