Обыкновенные убийства

Геннадий Гаврилов
 Нам сказано: «Не убей». А кого? Только ли человека?
 Люди убивают, чтобы есть.
На первых страницах книги «Бытия»  Бог предписывает людям  владычествовать «над рыбами морскими и над зверями, и над птицами, и над всяким скотом…».
Но есть строчки, которые дали повод для обоснования божественного установления вегетарианства:
«Я дал вам всякую траву, сеющую семя, …и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным… дал Я всю зелень травную в пищу».
Никаких шансов для проповеди обязательности  вегетарианства не остаётся после слов из книги «Левит»:
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им, скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле».
 Бог провозгласил  «Закон о скоте…, чтобы отличить…животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно»
                Даже рыба, принимая смерть от наших рук или по нашей прихоти, проявляет знакомые нам муки расставания с жизнью и неизбежно вызывает в нас иногда столкновение   жалости и права «владычествовать»
Вегетарианцами становятся  отчасти в знак протеста против убийства животных.   
Промышленные фермы и птичники за редким исключением  представляют собой  камеры заключения или даже пыток животных.  Тот, кому довелось наблюдать типичный конвейер мясокомбината, начиная от загона на убой до подвешенных на крючках туш мяса, будет долго вспоминать увиденное…
 Гуманность людей не ушла дальше принятия некоторых актов, искореняющих излишнюю жестокость содержания и убоя скота.  Например, еврейская общественность протестует против «омерзительной практики ритуального убийства животных без предварительного их оглушения». То есть, если сначала оглушить их  дубиной,  а уж потом…, то это гуманно.
Мало кто может хладнокровно и без всякого насилия над своим чувством отрубить курице голову или, тем более, заколоть телёнка. И это даёт повод обвинять Создателя в том, что убийство он сделал обычным делом.
 Животным, предназначенным на мясо, иногда дают  имена… Их привязанность к нам и наша к ним   непритворна… Их ласково гладят по голове или за ухом… А потом теми же руками…
Итак, Бог благословил в пищу человеку всех животных за небольшим исключением.
Самим животным, видимо, это благословение вписано в их инстинкт.
Они  едят всё, что хотят и могут убить. Иногда даже своих детёнышей. Современное телевидение показывает эти процессы в их натуральном виде.
Иногда кажется, что детям это лучше не смотреть.
Каннибализм  установлен более чем у 1000 видов животных.
Это выглядит ещё не так отвратительно у  некоторых скорпионов и рептилий: но когда симпатичные почему-то для нас волки,  львы и медведи поедают своих детенышей,  это кажется извращением природы, даже если съедают самых слабых.
         Наверное, больше всего дают повод сказать, что животный мир сотворён Богом не  «весьма хорошо», повадки   дельфинов, китов  и львов  совершать детоубийство для того, чтобы у самки началась течка и она была расположена к совокуплению.
Ещё куда ни шло убивать, чтобы насытиться, а тут …
И, главное, самки спариваются с убийцами своих детей! – После этого факта божественный нимб окончательно падает с природы.
Над репутацией Создателя нависает мрачное подозрение недосмотра по халатности или ещё хуже: яблочко от яблоньки не далеко падает…
 - Такие, значит, на небесах нравы?!
Встречаются суждения, что звери убивают своих жертв «не больно».
Известно, что вампиры впрыскивают что-то такое обезболивающее, от чего животные не замечают кровопотери. Но не замечать предсмертных мук животных, ставших пищей хищников, невозможно. А с какой самоотверженностью родители, а иногда и всё стадо, защищают своих детёнышей от хищников! Кто же скажет, что смотреть на их гибель «не больно»?
Подобие звериной гуманности можно увидеть в повадках кошки, которая доводит мышь до изнеможения, прежде чем её съесть, или змеи, парализующей ядом своих жертв, прежде чем их проглотить.
Но никто не скажет, что после этих «игр» жертвы рады стать пищей для хищников.   
Почему Бог дал в пищу людям  животных? Разве Он не предвидел того, что разрешение убивать животных даст повод не соблюдать заповедь «Не убей»?
Звериное право сильного люди пытаются применить к своим соплеменникам…
Крайности абсолютного социального равенства  и утопии всеобщей любви   противостоит   такая крайность, когда   гуманность считается  извращением природы, слабостью и хитрой попыткой слабых людей избежать своей участи и эксплуатировать сильных. Когда льву предлагают питаться соломой.
Если признать нормальным то, что все служат для кого-то пищей, то надо признать ненормальной нашу чрезмерную  склонность к уподоблению человека животным и преждевременные требования мира между волком и ягнятами.
И эти признания не противоречат, например, таким библейским истинам, как
«не бойся окровенить ребро раба своего» или  «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его».
Почему звериная жестокость кажется нам несправедливой? Потому, что мы незаконно, противоестественно распространяем своё естественное чувство сопереживания людям на зверей.
Мы сопереживаем смертельный ужас жертв хищников, переходя все границы дозволенного.
Страх человеческой смерти  имеет над нами больше власти, чем   ему полагается её иметь.
И только потому, что мы не верим в жизнь после смерти. Неограниченное распространение сопереживания на животных  - это извращение, чаще присущее женщинам. Не случайно сказано в Библии, что  «души женоподобные будут голодать».
Наш страх смерти подобен животному инстинкту сохранения жизни.
И все упрёки в жестокости Создателя исходят от неверия Его обещаниям будущей жизни одним – в раю, другим – в аду.
Но это рассуждение, может быть, годится для верующих.
А остальным такое жестокое устройство мира кажется доказательством отсутствия Бога.
Чем провинились животные, предсмертные муки и крики которых   так больно видеть и слышать чувствительным людям и, особенно, детям  и женщинам?
Почему бы Создателю не сотворить и человека вегетарианцем?
Попытка обосновать Священным Писанием вегетарианство была сделана в 1928 году в  так называемом евангелии ессеев.
« …не убивайте ни людей, ни зверей, ни то, что станет пищей вашей.» - написано там.
 Но «евангелие» оказалось грубой  подделкой.
В ней заметили  явное сходство с книгой  "Йога прадипике", написанной в 15 веке.
Есть ли основания предполагать во всеобщем и обязательном  вегетарианстве истину?
По официальным данным в Индии около 40% вегетарианцев.
Заметно ли в Индии возвышающее и одухотворяющее действие вегетарианства?
Являясь третьей в мире страной по объёму валовой продукции и первой по числу миллионеров, в списке благополучных стран она стоит во второй сотне.  Индия считается одной из 10 самых криминогенных стран, а в мировом списке  по уровню преступности находится в середине  поблизости от России.
Ограничения на продажу мяса внутри страны не мешают Индии быть мировым лидером в экспорте говядины.
Впечатления туристов от свалок и плавающих в реках трупов не могут польстить стране почти всеобщего вегетарианства.

               Мало кто осмелится подвергать сомнению разумность устройства природы.
Учёные наглядно  на многолетнем опыте доказали, например, что истребление волков в лесу приводит к исчезновению леса и даже изменению русла реки. После восстановления популяции волков природа стала «выздоравливать».
Есть люди, которые падают в обморок при виде крови. Не все могут хладнокровно смотреть на то, как лиса или волк расправляются с белым пушистым зайчиком…
Может ли им нравиться Бог, давший когда-то повеление приносить в жертву животных с подробным описанием разделки их туш?
Но, если человек любит есть мясо, находит удовольствие в охоте, пусть, даже, не с вертолёта, это ещё не значит, что он одобряет всё, что сказал и сделал Бог.
Природа даёт  много уроков, созвучных божественным заповедям, но люди предпочитают их не замечать или находить оправдания своему непочтению её   назиданий.
Одно только разделение труда в  пчелином рое   не может не удивлять. Но не брать же людям от пчёл обычай убивать: пчелы, как и люди, ведут войны во имя захвата чужих территорий. В этих конфликтах погибают тысячи особей.
Или наоборот, глядя на беспомощность природы в предотвращении войн, нам надо забыть навсегда об утопии мирной жизни? Признать, что  жизнь – это живой равновесный процесс, а не фантастическая картина, где лев ест солому…
Может быть, если перегнуть палку в борьбе со злом так, как это было сделано в опыте с волками, то неизбежно ещё большее зло?
Ни  атомная бомба, ни вегетарианство не избавили мир от войн, конфликтов и общественных несправедливостей.   
Можно утверждать, что природа не даёт однозначных назиданий человеку. Например,  в ней есть полигамия кошек и моногамия лебедей.
Но человек выбирает для себя авторитетов по своему усмотрению.
Почему бы людям не брать пример с муравьёв, с их необычайным  чувством справедливости, не позволяющем  бросать больных или покалеченных собратьев?
Иногда муравьи из  не родственных семей делятся едой друг с другом…
          В оправдание хищников и Создателя, надо сказать, что в поведении животных иногда наблюдаются такие необъяснимые и умиляющие нас поступки, что правдоподобными кажутся библейские слова о рае, где «волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев будет есть солому».   
На канале «Нацгеовайлд» все могут посмотреть поразительный сюжет звериной «гуманности»: маленький, почти новорожденный телёнок  подошёл  вплотную к львице. И львица не только не тронула его, а облизала! Есть и подобные этому сюжеты. Невозможно без смеха и восторга смотреть, как телёнок покусывает уши льва, а лев не препятствует этому и жмурится от удовольствия. Оператор при виде игры льва с телёнком воскликнул: «O! Mein Got!».
Игры кошки с мышкой длятся не долго. Дружбу льва с телёнком наблюдали несколько дней, это было  в худшем случае извращением инстинкта. А в лучшем – наглядным  свидетельством правдоподобия слов Библии о возможности мира хищника с его обычной добычей. И почему бы исключениям из правила не стать правилом?
Только нужно ли нам это? Разве радуют нас белые чайки или медведи, которые не убивают, как обычно, свою добычу в местах обитания, а роются в городских помойках?
Нам крупным планом показывают глаза тигра, наблюдающего за своей будущей жертвой. В них нет ни тени сомнения в справедливости близкой расправы над жертвой. Предсмертные крики и агония животного, ставшего добычей, только добавляют ярости хищнику и ничуть не портят его аппетит. Не меньше решимости у зверей и при выяснении отношений внутри своего вида. Право сильного священно. И  это право надо  доказывать.
Почему то именно в том, что присуще хищникам, люди подражают животным.
Есть попытки утверждать, что человек, в сущности, ничем не отличается от животных.И даже превосходит их по жестокости.
Не желая замечать, что одни животные в силу своей природы, а другие в порядке исключения живут по законам, которые нельзя назвать звериными: слишком близки они к человеческим идеалам.
Нельзя не учитывать, что, возможно, природа представляет собой кроме положительной науки ещё и грозное предупреждение о том, что будет с человеком, если он в познании своей природы ничем не превзойдёт самых отвратительных даже с нашей точки зрения животных. Хотя в Писании участь такого человека сравнивают с участью бесплодного дерева, которое срубают, или соломы, предназначенной для огня.
Заповедь «Не убий» дана не вегетарианцам, а всем людям. В том числе и тем, кто своим бездействием под предлогом, например, невмешательства или толерантности позволяет другим убивать и становится соучастником убийства.