Чем занять ребёнка?

Михаил Шариков
       Когда дети дома, а не в детском садике, когда маме надо готовить обед или ужин, а дети цепляются за её домашний халат и пищат, требуя к себе внимания, папе просто необходимо что-нибудь придумывать, чтобы унять противный писк детей и направить их неуёмную энергию в полезное русло. Самым увлекательным занятием для детей всегда было какое-то полезное совместное с папой дело или игра. А папа мог заниматься очень интересными делами, особенно когда брал в руки рубанок, деревянные брусочки и начинал строгать. Стружечки в красивых завитушках так здорово пахли смолой, брусочки получались такие гладенькие, что их не хотелось выпускать из рук.

Правда, мама часто начинала немножко ворчать, если стружки разлетались по комнате, и поднималась пыль. На это дети дружно давали обещание убрать всё сразу же после работы.

– Папа, а что мы будем делать из этих брусочков?  – с любопытством спрашивали дети с самого начала работы.

– Сегодня мы будем делать кубики с алфавитом.

– А что такое алфавит?

– Мы с вами книжки читаем, все слова в каждой книжке состоят из букв. А в русском языке всего 33 буковки. Вот они и составляют алфавит. Только глянем мы на словечко, мы сразу узнаём буквы, и как они звучат, мы тоже знаем. Словечко к словечку – вот и получается сказка.

– Значит, если мы будем знать алфавит, мы сможем прочитать слова? А потом и сказку?

– Конечно, мои дорогие. Вот мы с вами и сделаем красивые кубики, напишем на них красивые буковки из алфавита и будем их запоминать.  А потом будем учиться читать. Согласны?

– Конечно, согласны. Давай строгать брусочки, папа.

– Брусочков мы с вами настрогали достаточно, теперь мы их будем распиливать на кубики. Сколько нам надо кубиков?

– Я знаю, я знаю, – закричала Наташа. – Их надо 33, потому что буковок в алфавите 33.

– Правильно, но мы их напилим побольше, чтобы хватило и Наташе, и Серёже и чтобы можно было из них составить любое слово, в одном слове ведь бывает несколько одинаковых букв, например, в слове «мама». А ещё мы напилим с вами двойные кубики, на них мы напишем слоги из двух буковок. Держите брусочек, дети, а я сейчас его точно размечу карандашиком по линеечке и будем пилить.

Совместная работа так увлекала детей, что они забыли обо всём остальном. Кубики были напилены. Папа достал мелкую шлифовальную шкурку, под руководством папы началась шлифовка.

– Папа, смотри, какой гладенький кубичек у меня стал, – показывала Наташа.

–  Посмотри, какой у меня, папа.

– Вы молодцы, только мама нас ужинать зовёт. На сегодня мы работу закончим, а завтра будем кубики красить. Убираем мусор.

За ужином дети вели себя молодцами, всё положенное на тарелки было съедено, молочко выпито. А тут и передача «Баю бай» началась, которую семья смотрела в полном составе.
На следующий день папа купил несколько кисточек, баночку белой водоэмульсионной краски и несколько баночек ярких гуашевых красок – красной, жёлтой и синей.      

– Вот, теперь мы с вами вот в этот стаканчик нальём белой краски, добавим в неё красной гуаши, размешаем, что у нас получилось?

– Получилась красивая розовая красочка, – Наташа взяла кисточку, можно я уже буду красить кубик?

– Можно, только аккуратно, не испачкайся сама. На журнальный столик расстилаем газетку, садимся на скамеечки, берём кисточки, обмакиваем в стаканчик с краской и начинаем красить.

Можно было бы рассказать подробно, как дети с папой приготовили потом жёлтую, потом голубую краски, как рисовали на картонке и вырезали трафареты всех букв, как наносили буквы на кубики, но не будем вникать во все подробности. Важно, что работа делалась коллективно, конечно, не в один день, но каждый день новая и разная. Иначе интерес к ней быстро иссяк. А потом ведь надо было сделать чемоданчик для хранения кубиков, не должны же они валяться, где попало.

Можно было бы отвести детей в «Детский мир», купить там готовые кубики с буквами, но никакой радости от собственного  творческого труда дети при этом бы ни за что не испытали. Чемоданчик с алфавитом и слогами служил Наташе с Серёжей несколько лет, даже их дети учились читать с помощью дедушкиного волшебного чемоданчика.

А потом была интересная игра с буквами. Достаёт папа из чемоданчика кубик и спрашивает у детей, какая это буква или слог. Кто первый прочитал, тот и получает кубик, который идёт на строительство башни знаний. Идёт соревнование – у кого она получится выше, тот победил. Фантазий у детей на тему: «Что будем строить?» – больше, чем у папы.  Строились дома, отдельные комнаты, колодцы, клумбы, замки, машины, ракеты, даже лестницы в небо. И каждая игра сопровождалась серьёзными рассказами о своей задумке, иногда очень грамотными.

А одна женщина, которая жила со своим сыном без мужа, поделилась другим опытом, чем занять ребёнка, чтобы он не мешал ей выполнять домашние дела:

– Я сажаю сына на коврик, даю ему большую пустую бутылку и газету с таким заданием: рви газету на мелкие кусочки и засовывай их в бутылочку, да чтобы газета вся поместилась в неё. Малыш так увлекался этим процессом, что я спокойно могла приготовить ужин, перегладить бельё или убрать квартиру.

–  Ну, а как же творческий процесс? Чему ребёнок научится при этом?

–  Как чему? Терпению, самостоятельности, разве этого мало?
Метод, может быть, и хорош для некоторых детей, только мне он, честно сказать, не понравился.