Смотрите людям в глаза

Чулпан Акъяр
                Смотрите людям в глаза, когда хотите что-то сказать им
                Смотрите людям в глаза, ведь там есть мир необъятный!
                Совсем другой, непонятный, прекрасный, а может не очень..
                Смотрите людям в глаза, ведь может так получиться,
                Что завтра эти глаза больше не будут лучиться….

У каждого человека наступает в жизни период, когда  приходит понимание ценности жизни, важности каждого момента, проживаемого здесь и сейчас.
Вот и у меня такой момент случился. Мне было тогда лет 15. Я была очень стеснительной девушкой. Настолько стеснительной, что когда разговаривала с людьми, особенно противоположного пола, глаза мои выше уровня пола в помещении  не поднимались! Вот так вот я жила и общалась, пока Высшие силы не решили внести коррективы в мой мир восприятия окружающих меня людей, и  не научили меня видеть нечто большее, чем только пыль на полу.
Однажды я решила сходить в гости к приятельнице, которая жила не далеко от меня, в соседнем доме. Подругу я не застала, дверь открыл её папа. Он пригласил меня в квартиру и предложил подождать  сказав, что она должна скоро подойти. Он проводил меня в зал, усадил на диван, и сам сел не далеко от меня.  В комнате был включен телевизор. Видимо, мужчина  до моего прихода смотрел передачу. Папа моей подружки был  очень красивым молодым человеком. Тогда, кстати, молодым он мне не казался. Ему было 42 года, а подростку в возрасте пятнадцати лет все сорокалетние кажутся уже стариками. На сегодняшний день я уже обогнала его по возрасту, поэтому  теперь понимаю, что на тот момент, о котором я рассказываю, он был еще молод.
Выглядел дядя Гайсин (так звали этого человека)  несколько обессиленным, похудевшим. Я слышала, что он болеет, но не знала чем. Да и как- то это не очень интересовало подростка. Ну и что болеет! Все болеют периодически, выздоровеет, всё пройдёт!
Пока подруги нет, её папа тем временем решил развлечь меня разговорами. Поскольку он был другом моих родителей, то начал спрашивать как у них дела.  Потом его заинтересовала моя учёба. Он много ещё чего спрашивал у меня, но душевного  разговора так и не получилось.  Я всё это время просидела в пол-оборота к собеседнику, отвечала на его вопросы односложно, и так  и ни разу не взглянула ему в глаза из-за своей дикой стеснительности. Вот так просидев, уткнувшись глазами то в пол, то в телевизор, не дождавшись подружки, я решила ретироваться.
 Ничего необычного на первый взгляд.  Но, открывшиеся позже обстоятельства его судьбы, заставили меня полностью пересмотреть собственное поведение во время беседы.
Через несколько дней дядя Гайсин умер. Оказалось, что у него была запущенная стадия злокачественной опухоли.  Для меня стало настоящим шоком то, что я с человеком буквально вчера виделась, разговаривала, а сегодня его уже нет! Нет вообще! И больше не будет… И вот теперь мне стало ужасно стыдно за то, что я не могла в последние для человека дни его жизни нормально, по-человечески, глядя ему в глаза, с участием поговорить с ним. Поинтересоваться его делами, интересами. Не смогла дать ему той любви, теплоты и внимания, в которых он так нуждался в эти дни. И всему виной мои закомплексованность, стыдливость. Я вдруг поняла, что  собственные комплексы выставила на пьедестал, с которого уже было не возможно разглядеть обычные человеческие ценности: просто поделиться теплом и пониманием во время общения, поделиться энергией глаз, глядя собеседнику в глаза, как оказалось, уже в последний раз… Никому не нужна оказалась моя стыдливость, а в моём понимании – воспитанность. Всё что нужно было человеку – просто  немного внимания и всё!
Этот жизненный урок оказался для меня необходимым и очень важным.  Как оказалось впоследствии, людям в глаза смотреть очень интересно. Не даром же мудрецы сказали, что глаза – зеркало души.  По крайней мере больше уже никогда меня не обуревало так чувство вины, как после поведанной здесь истории.