О власти замолвите слово

Павел Спивак
ГУБЕРНАТОРУ МО - ВОРОБЬЕВУ А.Ю.
/о реформировании исполнительной власти/

Уважаемый Андрей Юрьевич,

За пятьдесят пять лет жизни у меня скопился довольно большой багаж знаний и опыт управленческой работы. Не уверен, что Вы лично прочтете мое обращение, но очень надеюсь, что информация, которой я хочу с Вами охотно поделиться как с Губернатором МО, сможет быть полезна в работе и в осмыслении происходящего. Прошу заранее меня простить, если что…

Во все времена общество искало самые оптимальные модели управления для решения проблем. Самой простой, из которой - является жесткая вертикаль руководства, созданная на принципах единоначалия и соподчиненности /иерархии/. В разные периоды времени, и при различных общественно-политических устройствах и формациях это срабатывало плохо или хорошо.
 
Пройдя советский путь развития, из исторического прошлого в условиях рыночных отношений нам достались Советы депутатов и муниципальные органы власти, как самое первичное звено в организации представительной и исполнительной власти, институт балансов и противовесов.

Известная аксиома, что сложные проблемы не имеют простых решений. А если к этому и применяется неверная методология в оценке, мониторинге, планировании, организации и контроля /применение функций управления/ и выстраивается несовершенный механизм в реализации планов и программ, появляются проблемы системного характера и постепенно наступает кризис, и коллапс власти – в целом.

Самая устойчивая система и фигура в геометрии, если говорить наглядно – треугольник. В привычном понимании с широким основанием внизу и заостренным окончанием вверху. Чем выше уровень и масштабность решаемых задач, тем выше к оконечности и чем ниже, соответственно – тем больше мелких вопросов и проблем уровня самоуправления. Как правило, вся эта многочисленная мелочевка замыкается на муниципалитетах – районных, городских, поселковых и сельских.

Любому уровню отношений соответствует и уровень надстроечных и экономических механизмов. Федеральный уровень – международные отношения и военная безопасность, стратегия во внешней торговле и доминирование на рынках, космическая сфера и в наукоемких областях, и исследованиях, промышленность и наука… Проще говоря, все что касается стратегического развития и безопасности страны масштабно и по-крупному.

Если от всего этого вычесть вопросы муниципального уровня, останутся вопросы субъектов Федерации. И как только происходит перехлест и затекание в компетенции выше названных объектов и субъектов правоотношений, возникает неразбериха и чехарда. Это незыблемый императив жизни. Геометрическая фигура власти превращается из треугольника в трапецию, прямоугольник или в параллелограмм, в подвижную и хлипкую… и неустойчивую во всех отношениях конструкцию.

Уровень принятия и реализации решений государственной власти, направлен на урегулирование сфер и отраслей деятельности, на регламентацию и создание условий, за исключением вопросов местного значения. И все бы ничего в сколько-нибудь незначительных огрехах системы, если бы срабатывали главные законы рыночных отношений и работали механизмы саморегулирования – в виде ассоциаций и союзов отраслевых и содействия, бизнес-клубы и партнерства, и наконец - социальную напряженность снимали благотворительные и иные фонды содействия и защиты граждан.

Сегодня, как я понимаю, Правительство МО вынуждено довольно часто в ручном режиме буквально разруливать ситуации на местах, искать счастье в сферах и механизмах хозяйственного регулирования, чтобы задать импульс развития или сдерживания, к примеру, в таких сферах – как ЖКХ и градостроительство… Тем самым Правительству МО приходится заниматься вопросами не государственного регулирования и управления, а восполнять пробелы и латать бреши в иных сферах человеческой жизнедеятельности, к которым оно долгое время вообще и касательства не имело.

Мой вывод довольно прост. Муниципальная власть на местах должна быть компактной и малозаметной, с точки зрения формы и - максимально эффективна по содержанию. Но это возможным становится лишь тогда, когда начинает работать настоящая рыночная экономика – муниципального уровня, уровня субъектов РФ и Федеральный экономический пул.

Предлагаю Вам, принципиально пересмотреть концепцию в организации власти регионального уровня, поставив его исключительно на рыночные рельсы. Тогда вопросы оптимизации институтов власти на местах начнут решаться совершенно иначе и более эффективно. На мой взгляд, времена жесткого командного администрирования и руководства отходят в лету, как анахронизм. 

А поводов в отстаивании институтов демократии и народовластия заметно поубавится. Сегодня кому-то выгодно раскачивать ситуацию под видом борьбы за дело всенародное… Но, мы очень хорошо понимаем - кто и что за этим стоит… Протестная волна схлынет сама собой, если начнет работать экономика, в том числе и на местах. Которая вытянет и все остальные многочисленные проблемы… Иначе все стрелы будут направлены в Губернатора МО, и только…

Не претендую на истину в последней инстанции. И прошу простить, если моя точка зрения не совпадает с общепринятой.

С уважением, Спивак П.Ю.

2016 год