Достоевский, Клава и другие

Романов Владимир Владимирович
Есть в репертуаре московского театра " У Никитских ворот" очень интересный спектакль под названием "Би - Эм - Дабл - Ю " ( "Белый БМВ" ), в котором органично сочетаются уморительная бытовая комедия и острая социальная сатира. Поставил его великолепный актер данного театра Юрий Голубцов.
В известной мере - это пародия на нашу сегодняшнюю жизнь.
Причудливое переплетение реальности и фантасмагории, круто замешанное на всепобеждающей и развращающей власти "бабла", духовной тупости, жизненном абсурде и одуряющем воздействии телевидения.

Действие происходит в квартире некой "среднестатистической" семьи накануне свадьбы дочери. Мама и папа искренне гордятся ухватистой дочуркой Клавой , которая по интернету нашла богатого заграничного жениха, и сегодня все с волнением ожидают его приезда.
После свадьбы Клава с мужем улетят в далекую и желанную Америку, а пока в квартире потихоньку собираются гости - степенный депутат Госдумы ( главный "борец" с коррупцией ) со своим преданным помощником, украинский олигарх ( друг детства, тоже претендующий на роль жениха ) и чудаковатый поэт, влюбленный в невесту еще со школьной скамьи.

Наконец, появляется и долгожданный заграничный жених вместе со служащей брачного агентства.
И тут выясняется, что нарушено одно из двух совершенно обязательных, "взаимодополняющих" требований к невесте, которая, во-первых, должна досконально знать творчество Достоевского и, во-вторых, непременно иметь пышнотелую комплекцию ( олицетворяя некий идеал русской женщины ). Причудливый синтез физиологии и высокой духовности ( плотское и духовное "в одном флаконе" ).
Увидав неприлично худую невесту, явно перестаравшуюся с диетой и фитнесом, шокированный американец не на шутку разгневался, справедливо посчитав, что его нахально обманули. Не помогло даже то, что Клава прочитала всего Достоевского. Прокол. Невеста и ее родители в отчаянии, но не сдаются.

На выручку приходит украинский миллионер, тоже предпочитающий женщин "в теле", но, тем не менее, готовый немедленно жениться на худой Клаве, а потом "откормить ее". После того, как он поведал маме, папе и дочке о своих богатствах , американец был мгновенно забыт, и за свадебный стол в качестве жениха посадили гражданина Украины.
Но когда привередливая невеста узнала, что одна из яхт в честь нее будет названа " Клавдия Грыжа", то пришла в ужас ( Грыжа - это крайне не эстетичная фамилия будущего мужа ). Влюбленному украинцу отказывают.

Что делать ? Вдруг возникла спасительная идея - если в свое время невеста сумела быстро похудеть, то ей вполне по силам сделать обратное, а именно, быстро пополнеть. Американец согласен и готов подождать.
И вот заокеанский гость снова во главе стола. После пережитого нервного напряжения и счастливого разрешения проблем началась безудержная пьянка. Больше всех нажрались "слуги народа" ( депутат и его помощник ), которые, ко всему прочему, оказались еще и "голубыми". Ужас.
Когда, ближе к концу действия, главный "борец" с коррупцией попадает под следствие, на освободившееся место назначается его молодой помощник, который клятвенно заверяет зрителей, что с еще большим размахом продолжит "дело" своего возлюбленного.

Но тут непьющий, но напившийся ( с помощью счастливых хозяев и гостей ) американец вдруг "прозрел" по-пьяни - взял да и влюбился в маманю невесты и сделал ей предложение руки и сердца. Иностранец был сражен внушительными формами женщины, а Достоевского она прочтет потом - так решил воспылавший чувствами жених, который и в трезвом состоянии своих намерений не изменил.

В конце-концов, дочка вышла замуж за поэта, а в вожделенную Америку улетели жених, пышнотелая маманя, никчемный папаня ( в качестве подсобного рабочего ) и шумная, хулиганистая бабуля на каталке - с боевым и очень непростым прошлым.

Авторы спектакля относятся к происходящему на сцене абсурду с убийственной иронией, но не "перегибают палку", а делают это органично-ненавязчиво - ведь идиотизм современной реальности воспринимается порою почти, как норма жизни.

Когда актеры выходили на поклоны, звучала знаменитая когда-то песня в исполнении Владимира Трошина - " Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды ".
Ее романтические слова, пропитанные оптимизмом и верой в будущее, принадлежат Владимиру Войновичу - автору данной пьесы. Горькая усмешка режиссера в финале спектакля - идеалы прошлого давно превратились в фарс. Их заменили цинизм, культ "бабла" и безверие.