Об архитектуре и градостроительстве

Павел Спивак
ОБРАЩЕНИЕ К ГУБЕРНАТОРУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ВОРОБЬЕВУ А.Ю.
(предложения по реформированию градостроительной отрасли и архитектуры)


Уважаемый Андрей Юрьевич!

Убедительно прошу рассмотреть мои предложения по вопросам градостроительства и архитектуры на примере г.о. Химки. для всей Московской области.

В соответствии со ст.38 Устава муниципального образования г.о. Химки в полномочиях Администрации по решению вопросов местного значения в сфере градостроительства и архитектуры, благоустройства и землепользования сегодня находятся:

- обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;

- организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);

- разработка документов территориального планирования городского округа, документов территориального зонирования, правил землепользования и застройки территории городского округа, подготовка проектов решений в сфере градостроительной деятельности в соответствии с градостроительным законодательством, проведение публичных слушаний по проектам градостроительной документации в соответствии с порядком, определенным настоящим Уставом;

- подготовка документации по планировке территории городского округа, иной документации и проектов решений в соответствии с градостроительным законодательством;

- выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов на территории городского округа;

- выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории городского округа;

- ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа;

- резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;

- осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

- утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».


ПРОБЛЕМЫ.

С 1 января 2015 года по предложению Правительства МО основная часть вопросов местного значения в сфере архитектуры, ЖКХ и земельных отношений должны перейти на уровень субъекта МО.

Однако,

На сегодняшний день законодательство МО по разграничению и передаче полномочий по решению вопросов местного значения в рамках муниципальной реформы не приведено в соответствие федеральному законодательству – Гражданскому кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ и Земельному кодексу РФ.

В том числе – передача полномочий с мест на уровень субъекта требует широкого публичного обсуждения и принятие решений представительными органами власти, и приведение Уставов поселений в соответствие с такими изменениями действующего законодательства.

До той поры - Закон действует в пространстве и времени. Поэтому в переходный период необходимо руководствоваться действующим законодательством, нормами и правилами, регулирующими сферу градостроительства и архитектуры.
Считаю, что такое перераспределение полномочий - это длительная и весьма спорная перспектива.

На мой взгляд, необходимо четко себе представлять, что вопросы управления и административного регулирования и контроля, и проблемы технического исполнения правоустанавливающей и всей исходно-разрешительной и проектной документации – требуют необходимого разграничения полномочий и ответственности /о чем я лично давал предложения Губернатору МО Воробьеву А.Ю. на протяжении 2013-2014 года и в Минстрой МО/.

Иными словами – органы государственной власти должны выстраивать общую стратегию, а органы местного самоуправления – решать тактические задачи в рамках ОБЩЕЙ стратегии и идеологии Федерального центра.

При этом и структура органов архитектуры должна быть выстроена таким образом, что чем выше будет их уровень, теме более общей и должна быть их компетенция В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ.

На уровне муниципалитетов – выполнение планов и программ в сфере градостроительства и архитектуры, и реализация и развитие генеральных планов городских и сельских поселений, должны системно дорабатываться и уточняться территориальными органами архитектуры по вертикали, и с помощью СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ муниципальных бюджетных учреждений Архитектуры и Градостроительства – НА МЕСТАХ.

При этом - руководитель такого бюджетного учреждения, по своей сути и должен быть главным архитектором поселения, а его первый заместитель – должен стать главным художником /городским дизайнером/ города.

Вопросы ЖКХ и благоустройства, и наружной городской рекламы и внешнего убранства города - должны быть частью общей Градостроительной политики и инвестиционно-строительной и муниципальной экономической политики поселения, а земельные и имущественные отношения, должны явиться первоосновой для начала решения задач и результатом такой деятельности по её завершении. Градостроительная политика должна быть одной из основных частей общей социально-экономической политики муниципальных образований.

Отсюда напрашивается вывод, что одним из основных блоков вопросов в управленческой и хозяйственной деятельности поселений, должен стать блок по вопросам градостроительства и архитектуры, ЖКХ и благоустройства, и земельным и имущественным отношениям. А заместитель Главы, курирующий такой блок вопросов должен быть в статусе Первого заместителя Главы администрации – не ниже.

А у Первого заместителя Главы администрации города – в непосредственном подчинении должны быть два заместителя Главы администрации:
- заместитель Главы по вопросам строительства, ЖКХ и благоустройству;
- заместитель Главы по земельным и имущественным отношениям.

Вопросы градостроительства и архитектуры должен курировать непосредственно Первый заместитель Главы администрации и нести персональную ответственность перед Главой администрации города.

Примерно так было всегда и в советские времена. И сегодня на уровне РФ – создано и существует единое Министерство строительства и ЖКХ под руководством Михаила Меня.


Подводя итог вышесказанному, предлагаю рассмотреть

ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСВА И АРХИТЕКТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Градостроительная политика поселения должна строиться на основе генерального плана развития территории и норм зонирования.

Планировка и благоустройство территорий должны соответствовать нормам проектирования и иметь весь необходимый набор социальной, инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры. Необходимо положить конец бессистемной и точечной застройке поселений. Его основой должен быть генеральный план застройки и развития.

Город должен обрести главного архитектора и главного художника /городского дизайнера/ в рамках деятельности специализированного муниципального бюджетного учреждения – как механизм реализации общей стратегии субъекта МО в свете нового перераспределения полномочий от органов МСУ на уровень субъекта МО, и построении - новой структуры органов архитектуры сверху донизу.

С учетом дефицита свободных земельных участков - приоритетом в градостроительстве поселения должно стать развитие застроенных и селенных территорий. Участие в муниципальных и государственных программах расселения и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, а также активное привлечений государственных и частных инвестиций в сферу ЖКХ, жилищное и социально-культурное строительство – должно стать обязательным императивом в деятельности Администрации города.

Это должно происходить на основе и в рамках общей социально-экономической стратегии федерального уровня, уровня субъекта и органов местного самоуправления – на основе права, договоров и соглашений, и решений органов и должностных лиц.

Предполагается выход малоэтажного строительства поселений на более высокий уровень, как одного из основных направлений социально-экономического развития малых городов и городских округов, и создание объединений садово-дачных хозяйств и кооперативов, и применении единых правил застройки и развития таких территорий с последующим переводом их в статус ИЖС. Решение одновременно с этим проблем дорожного строительства, газификации, электрификации, водоснабжения и канализации, в т.ч. и удаленных сельских населенных пунктов.

Все это достигается путем создания сбалансированной системы управления сферой градостроительства и архитектуры на уровне муниципальной и государственной власти, и путем привлечения необходимых организаций содействия – фондов, некоммерческих партнерств, союзов и ассоциаций, и учреждений.



С уважением, Спивак Павел Юрьевич.


02 января 2015 года