Размышляя о целомудрии...

Дмитрий Новиков Винивартана
Захотелось опубликовать заметку, написанную в году примерно 2005-м. Тем более, что мой взгляд на проблему существенно не изменился.
Не все, сказанное ниже, может быть сочтено приемлемым с точки зрения церковных установлений. Безусловно, за отдельные свои мысли автор может быть подвергнут суровой критике. Предпочел, однако, сказать не «правильно», а что думаю.

*   *   *

Говорить о целомудрии следует как о состоянии в первую очередь духовном. Нынче мы вынуждены обращать внимание на грань между плотским и духовным вследствие поврежденности человеческой природы, ее отличности от той, что была сотворена Господом. Само разделение на мужской и женский пол для нас предствляется иным, нежели оно было в начале Творения. Откроем Книгу Бытия:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1, 26-27).

В тот момент, когда человек был вызван к жизни из небытия, он, по-видимому, представлял собой единое целое, Единство, включавшее в себя как мужское, так и женское начало. Отсюда и наличие в одной фразе единственного и множественного числа, хотя речь идет об одном Первочеловеке. Да, один человек, но – «мужчина и женщина».  В то время не было и не могло быть противопоставления духовного и плотского, ибо человек пребывал в единстве с Создателем и не являл собой природу, разделившуюся в самой себе. После грехопадения это было уже не так.

Теперь мы в нашей земной жизни постоянно имеем дело с устремлениями нашей поврежденной натуры и их несоответствием тому духовному идеалу, к которому нас призывает Господь и к которому мы пытаемся приблизиться.

В начале Бытия человек был целомудрен, целен. Возможно ли совершенное целомудрие теперь? Как идеал – да. Как постоянно присущее человеку состояние – более чем сомнительно. Но это не значит, что если мы не можем быть в чем-то постоянно совершенными, то нам не доступны мгновения совершенства. И такие мгновения действительно присутствуют в жизни людей. Счастье, когда эти мгновения, сливаясь, озаряют светом подлинного чувства всю жизнь человека.

Испытавший подлинную любовь к другому человеку, не станет разделять свое отношение к этому человеку на плотскую и духовную составляющие. Эти составляющие слиты воедино и – да позволено будет сказать – делают едиными «две плоти». При этом как бы восстанавливается первоначальное, божественное единство мужского и женского начала, как его задумал Создатель. Благословенно такое состояние! Оно есть истинно целомудренное. И бывает оно при Настоящей любви, Которая есть земное подобие Любви Божественной.

К сожалению, далеко не всегда даже состоящие в браке пребывают в той любви, о которой мы говорим. А, значит, и не ведут в полной мере целомудренную жизнь. Потому и невозможно рассматривать сам по себе семейный статус в качестве залога целомудренной жизни. И напротив – не всегда жизнь вне брака есть непременно блудодеяние. Ведь все зависит от того, чем наполнены человеческие отношения. Если они наполнены подлинной любовью и преданностью, то такие отношения суть отношения целомудренные. И они намного ближе к христианскому идеалу брака, нежели совместная жизнь супругов, - пусть даже и венчанных в храме, - в которой нет любви, но есть только «исполнение супружеских обязанностей». Ибо физическая близость без любви и есть самое настоящее блудодеяние, даже если она и покрывается формально установлениями закона.