Мерин Толстого

Евгений Садков
 Известно, что однажды  Л.Н. Толстой зашел к И.Е. Репину. Это была первая встреча великого гуманиста с художником. Доподлинно не известна мотивация посещения. Ряд современных толстоведов намекают, что селфи тогда не было.

 Так или иначе, встреча двух "зеркал" эпохи и последующей революции переросла в дружбу. Им было о чем поговорить. Илья Ефимович искренне восхищался великим гуманистом России. Естественно, он горячо хотел отразить на холсте образ Льва Николаевича. Так возникла целая серия портретов Льва Николаевича.

 Один из них, более динамичный, чем остальные, показывает бунтарскую натуру Льва Николаевича.

 В один из весенних дней 1887 года, когда художник гостил в Ясной Поляне, Лев Николаевич решил подсобить одной вдове. Вдова была не против и граф, расправив бороду и засучив рукава взялся за ручку плуга. Целый день, без перерыва на обед и перекуры, Лев Николаевич пахал вдовий надел. И все это время Репин, выражаясь современным языком, делал селфи.

 К лету Илья Ефимович завершил эпохальное полотно "Пахарь. Лев Толстой  на пашне". Граф, делился впечатлениями известный критик В.В. Стасов, напоминает мне загорелого бурлака. Говорят, что Владимир Васильевич упомянул и раба на галере, но статья была подвергнута цензуре и высказывание не дошло до потомков.

 Особое внимание В.В.Стасов уделил несчастным животным. Одна из них, заметил критик, кротко исполняет свои обязанности. Мерин же проявляет живость и непокорность.

 Услышав это, художник опрометью кинулся в свой рабочий кабинет. Так на свет появился второй вариант "Пахаря". Илья Васильевич, не изменив композиции, всего лишь внес одну деталь. Вы сами видите её на чудом сохранившейся открытке. Почему открытке, спросит иной юный натуралист.

 Дело в том, что после Великого Октября все полотна с Львом Николаевичем были широко растиражированы. Сейчас не все поймут, почему, но стоит познакомиться с отзывали вождя мирового пролетариата о Толстом.

 Вернемся к детали второго варианта. На полотне мерин графа Толстого нагло пересекает двойную сплошную линию. Сейчас в этом действии можно усмотреть грубое нарушение ПДД. Для современной великой России дело это, особенно для "меринов" и их достойных хозяев нехитрое. Вполне в духе времени и царящих в графской среде нравов.

 Но напомним, что на полотне изображено поле вдовы. На дворе эпоха монархического застоя. Откуда же на убогой десятине современная дорожная разметка? Не могли гаишники 1887 года нанести её на весеннюю пашню. Тем более, в Ясной, как весенний день, Поляне.

 Тайна так бы и осталась неразгаданной, но помогло недавнее высказывание одного из потомков Льва Николаевича. Кто не в теме, напомним.

 Накануне Нового года ( по буддистскому календарю) депутат ГД Р. Толстой упомянул черту оседлости. Вполне возможно, что потомок графа намекнул на второе полотно Репина. Тогда все становится на свои места.

 Вот, что пересек мерин Льва Николаевича. Через мгновение и лемех деревянного плуга, направляемый графом Толстым, разрушил воображаемую черту оседлости, принятую ещё Екатериной II.

 Реально, великий миг истории ветшающей Державы. Разрушение черты оседлости плугом Льва Николаевича привело к глобальным переменам, к разрушению казалось бы вечного и незыблемого миропорядка.

 Говорят, что Илья Ефимович, уже видевший из-за границы новую, Советскую империю, оставил гражданам 2017 года завещание.

 "Владельцы "меринов". В очередной раз пересекая двойную сплошную, подумайте о глобальных последствиях"

  Послание потомкам Илья Ефимович просил огласить седьмого ноября Великого года огненного Петуха, с началом которого вас и поздравляю.

 Скриншот с чудом сохранившейся копии  картины "Пахарь. Мерин Толстого пересекает черту оседлости".