Экскурсия в кабину Ил-18. Бортрадист

Василий Васильевич Ершов
                Рабочее место бортрадиста.

       У радиста тоже удобное рабочее место. Помимо обязанностей вести дальнюю связь и постоянно выставлять частоты пилотам на УКВ-радиостанциях, он отвечал и за энергетику самолета – работу всех источников тока. А их на самолете множество: и постоянный ток 28 вольт, и переменный 36 вольт 400 герц, и всякие преобразователи, трансформаторы, предохранители.
       Вот этот длинный коричневый ряд кнопок на задней стенке кабины – это предохранители. Над ними под самый потолок стоят мощные приемопередатчики дальних радиостанций. Над рабочим столом – пульты управления ими.   На столе под правой рукой – ключ морзянки, которым радист стучал весь полет. Что такое дальняя связь  для висящего в пространстве между далекими аэропортами крошечного самолетика… Всегда у капитана под рукой была сводка погоды, и он мог принимать решения, опираясь на данные, добытые радистом – в условиях радиопомех, с учетом утреннего эффекта, горного эффекта, полярного сияния и прочих «прелестей», мешавших нормальному приему.

        Ко времени моих полетов на лайнере радистов уже начали сокращать. Резко улучшилась УКВ-связь по маршрутам, и уже не было такой необходимости в дальних, добытых морзянкой, сводках погоды. Часть обязанностей радиста взял на себя штурман: особенно на посадке, после приземления, он вскакивал со своего места и в пляшущей на пробеге кабине горстями сгребал выключатели на своей панели и на панели радиста. А радиостанцию дальней связи изредка включал со своего пульта второй пилот, чтобы в длинном полете на несколько минут развлечься музыкой.

       На рабочей панели радиста виден небольшой черный пультик с тремя включателями. Это магнитофон МС-61 – звуковой самописец для «черного ящика». Первый доклад радиста перед полетом: «Магнитофон включен!» А дальше уже идет запись предполетной информации капитана экипажу.

                *****

   Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/28/937