Машиностроители нового века

Ирина Жгурова
Машиностроители нового века

Алексей Александрович всегда считал, что не бывает плохих студентов. Кому-то знания даются легче, кому-то не совсем. Кто-то заинтересован получить их для будущей работы, кто-то «тянет лямку» для получения диплома. Но и отличник не всегда бывает порядочным человеком, а троечник  может оказаться  отличным парнем, который станет  хорошим исполнителем на производстве. А ведь неплохо бы дать им возможность почувствовать себя в выбранной профессии, понять её значимость, приобрести  компетенции и принять науки сердцем.  Как научить ребят, которые окунутся в трудовой океан, тому, что даётся долгим опытом? Как восемнадцатилетним мальчишкам внушить понятие  руководства работой структурного подразделения, вытащить их из погружения в смартфоны, развить   творческое мышление, воспитать желание узнавать новую информацию, научиться преодолевать комплексы при выступлении перед аудиторией?

Преподаватель технологии машиностроения Алексей Александрович поставил перед собой цель:  расшевелить молодые мозги для  того, чтобы  будущие машиностроители смогли  организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, принимать  управленческие решения, управлять конфликтными ситуациями. Это то, что требует программа обучения.
Поэтому зачёт он решил провести в необычной обстановке, какой ещё никогда не было. Поскольку студенты решили стать технологами машиностроения, то пусть почувствуют себя в образе руководителей разных служб предприятия и осознают значимость своей специальности. А заодно применят полученные знания для решения производственных задач. Решение о  необычности занятия пришло сразу. Пусть каждый представит себя руководителем подразделения или службы цеха. А преподаватель, как директор предполагаемого завода, будет обращаться к студентам по имени и отчеству, называть должность. Мысль проскочила ракетой: провести настоящее производственное совещание. Он продумал вопросы к подчинённым и  план планёрки.

…Столы, окружённые стульями,  заняли середину аудитории, которая превратилась в кабинет директора. Перед ними расположился стол руководителя завода. У двери аудитории поставили стол для «охранника».  Молодые люди, поняв серьёзность деловой игры, заходили по одному и отмечались у охраны. Заняли места за длинным составом столов.  Строгий директор завода в лице Алексея Александровича приступил к работе:
«Сегодня проводится расширенное производственное совещание в связи с поступлением заказа новой продукции  на нашем предприятии. Необходимо подвести итоги о готовности цехов и подразделений к выполнению важной задачи регионального значения.  Прошу сообщить о работе отдела главного технолога. Михаил Андреевич, как обстоят дела с технологической документацией?
Услышав обращение по имени  и отчеству,  студент призвал свою серьёзность и доложил, сконцентрировав знания по пройденным лекциям:
 - Проверена комплектность технологической документации.

Последовал полный отчёт о подготовке технологических карт и прочих нужных бумаг. Алексей Александрович слушал обстоятельный рассказ студента и отмечал для себя, что тот быстро сориентировался по обстановке и теме. Если будут и другие его одногруппники так же вспоминать то, что учили на лекциях, то урок обещал стать плодотворным и интересным.
«Директор завода» продолжил.
- Прошу начальника конструкторского отдела сделать выводы по технологичности выпускаемой детали.
И опять обратился к следующему студенту по имени и отчеству. Обстановка чудесным образом обретала атмосферу  производства.  «Главный конструктор» стал отвечать по существу, и его определения стали обрастать значительными подробностями. Он разъяснил присутствующим, почему именно данная  конструкция является технологичной, и это убедило всех. Игра превратилась в реальное совещание. Все поняли свою значимость и уверенней отвечали на поставленные вопросы. У каждого «руководителя» цеха или отдела всплывали в памяти нужные темы и  воплощались в отчёты.

«Начальник планового отдела» оценил показатели технологичности и рассчитал коэффициент использования материалов. Все внимательно слушали содокладчиков и  понимали  суть ответственности каждой должности. 
«Главный механик» увлечённо поведал о планово-предупредительном ремонте. Его отчёт дополнил «начальник ремонтного цеха» подробностями о видах ремонта. Опытный преподаватель отметил для себя его компетентность в том, как в цехе   при техническом обслуживании проводится поддержание работоспособности оборудования, и  ему понравилась импровизация о том, что в двадцать пятом  году запланирован капитальный ремонт оборудования.
Совещание шло правильным ходом. Без шуток и  сюрпризов. Конечно, продукция на виртуальной технологической линии  должна выпускаться качественной. Поэтому следующий вопрос направился к начальнику отдела технического контроля. При этом «директор» не забывал обращаться к каждому по имени и отчеству. Это обращение  концентрировало внимание и утверждало самоуважение  докладчиков.
«Начальник ОТК» подробно рассказал о выполненных задачах отдела и подчеркнул необходимость выявления виновников брака. Неожиданно привёл свои рекомендации по их наказанию.
Алексей Александрович уже втянулся в эту игру, вспомнив свою давнюю работу на доперестроечном производстве.  Канули в Лету те заводы, но производственный опыт руководителя ему пригодился.
«Начальник  материально-технического снабжения» долго докладывал о работе всех складов, видно ему хотелось показать свою компетентность в этом вопросе. «Начальник транспортного цеха» встал с места и  со знанием дела начертил на доске схему грузоооборота. Создавалось впечатление, что молодые люди  только что пришли из цехов и говорили о наболевшем и пережитом.  Каждому хотелось выступить, поэтому вопросы и должности преподаватель уже придумывал на ходу. О подготовке электроприёмников  и теплоснабжения цеха доложил  «главный энергетик».  О  подготовке технологических линий и оснастке рабочих мест механического цеха рассказал  «начальник цеха». Его рассказ дополнил   «заведующий инструментальным складом».

 У строгого «директора» промелькнула улыбка – как это они всё быстро вспомнили?  Урок проходил стремительно. Пора было заканчивать совещание. Алексей Александрович обратился к «главному инженеру». Тот доложил о подготовке сборочного цеха: твёрдым голосом убеждал о нововведениях так, что мысли преподавателя за «директорским» столом перенеслись в просторные цеха с ароматом оборудования. Перед ним работали генераторы, искрил пост сварки, шумели рольганги, разворачивались поворотные краны,  пролетала над головой тележка  мостового крана, работали манипуляторы. Здесь уже не было светлой аудитории с классной доской, а  гудело жизнью производство важных деталей. Жужжали конвейеры, токарные и фрезерные станки. Звучал шумовой оркестр работающих машин.
Преподаватель с уважением смотрел на участников экспериментального проекта. Возможно, они прочувствовали процесс технологической подготовки. Первый опыт по организации производства состоялся. 
Парни выбрали хорошую  специальность! Эта профессия никогда не исчезнет,  потому  всегда нужны будут золотые руки, светлые головы, знания, смекалка и  ответственность. С этими мыслями, роившимися в голове Алексея Александровича, он  подвел итог.
 - Уважаемые коллеги. На основании ваших отчётов я делаю вывод, что производство готово к установке и введению новой технологической линии.

«Директор» перечислил выполненные задачи и завершил необычный урок.
- Спасибо всем за работу. Есть ещё предложения  и вопросы?
Подняли руки те, кому было поручено быть мастерами и бригадирами, то есть непосредственными участниками технологического процесса. Выяснилось, что не всё было так гладко, как озвучивалось в отчётах «начальства» разных рангов. У станочников были претензии, и они честно высказали недостатки в организации рабочих мест. Вот это правильно!

Поэтому в заключении «директор» дал конкретные задания начальникам цехов и служб разобраться с поступившими жалобами. Эти вопросы нужно было решить в срочном порядке!
Заключительное слово взял «начальник отдела кадров». Объяснил, что все проблемы решаемы. Даже упомянул эпидемию гриппа в связи с неукомплектованностью рабочих мест. Не растерялся с ответом.

Совещание закончилось, и участники эксперимента  вернулись в реальность.
Зачёты получили все.