Воспоминания. Часть1. Наши предки

Олег Ярошенко
        Свои воспоминания я записал с целью сохранить память об известных мне предках семьи и ближайших родственниках.

        Понимаю, что содержание воспоминаний вряд ли будет представлять интерес для широкого читателя. Разве, что для человека, заинтересовавшегося деталями жизни простых людей 20-го века, их думами, желаниями и устремлениями.

        Но, мои потомки, надеюсь, не только прочтут их, но и пополнят историю семьи своими записями.

        При написании мемуаров использованы устные воспоминания моего отца, а также матери, бабушки (по матери) – Ксении Алексеевны и, кроме того, письма моей старшей сестры Людмилы к моей старшей дочери Марине.

        К сожалению, сведений о наших предках сохранилось очень мало, поскольку при советской власти знание своей родословной не поощрялось. Важны были не предки, а то, кто ты есть сам. Поэтому мой рассказ об истории наших предков и ограничен всего лишь прадедами.

        Предки отца. Мой отец – Ярошенко Николай Васильевич, украинец, младший из детей в семье, родился 22 мая 1911 года в селе Воронцовка Днепропетровской губернии. Умер в г. Фрунзе (Киргизия) 8 декабря 1984 года.

        Мой дед по отцу – Василий Ярошенко имел профессию сапожника, прослужил в молодости 7 лет на Черном море матросом царского военного флота. После флотской службы сапожничал и пьянствовал. Умер в 1921 году во время свирепствовавшего на Украине голода. Других сведений о нем не сохранилось.

        Моя бабушка (мать отца) – Ульяна Митрофановна, была совершенно не приспособленной к труду женщиной. По детским воспоминаниям отца, она все сидела на печи и плакала.

        Но, зато, бабушка моего отца, по имени Федора (мать моего деда Василия), была незаурядным человеком. Будучи очень предприимчивой женщиной, она содержала постоялый двор и лавку, в которой кроме всего прочего продавались керосин и подсолнечное масло. Только благодаря ей семья и выживала.

        Эта бабушка очень заботилась о моем отце и в детстве оказала на него большое влияние. Односельчане относились к ней с большим уважением и долго сохраняли о ней добрую память.

        После смерти деда Василия его дети разбрелись по людям зарабатывать свой хлеб. Его старшая дочь, Люба, уже была замужем и имела детей.

        Один из братьев отца (насколько помнится, по имени Федор) погиб во время войны с финнами в 1939 году. Другой брат – Степан и сестры: Любовь, Ирина, Татьяна и Ольга дожили до старости и похоронены на Украине.

        Все они, кроме Ирины, имели супругов и детей, но мне знакомы только дети Татьяны – Елена и Борис и дети Степана – Людмила, Игорь и Светлана, которая умерла еще в юности.

        На Украине похоронена и бабушка Ульяна Митрофановна, умершая в 1948 году.

        Мой отец в детстве окончил два-три класса церковно-приходской школы. В возрасте 10 лет (еще при жизни своего отца Василия) он был отдан в ученики мастеру-сапожнику. У него он и жил, и вырос и всегда с благодарностью вспоминал своего учителя.
 
        Звали учителя Павел Петрович Паламарь. Он был хозяином мастерской, изготавливающей очень качественную обувь, и имел в обучении нескольких учеников. Отец был его любимым и самым способным учеником.

        Когда началось раскулачивание, Паламарь вынужден был закрыть мастерскую и уехать в Запорожье.

        А мой отец тогда же, в возрасте 18 лет, уехал в Горловку (Донбасс), где стал работать шахтером. Уголь тогда добывали вручную: кайлом и лопатой. После работы отец буквально валился с ног.

        От раскулачивания сбежал и свекор его сестры Татьяны – Доценко Трифон. Он был купцом и, опасаясь репрессий, уехал подальше – в столицу Киргизии Фрунзе. Туда же переехала и сама Татьяна с мужем Мироном, тремя детьми и матерью Ульяной Митрофановной.

        В 1931-33 годах на Украине вновь свирепствовал голод, и отец в 1933 году тоже переехал во Фрунзе. Там он устроился в сапожную мастерскую в качестве сапожника, а затем стал заведующим производством.

        В дальнейшем его неоднократно направляли на курсы повышения квалификации в Ленинград и другие промышленные центры страны.

        Вскоре после приезда во Фрунзе мой отец познакомился с моей будущей матерью, работавшей портнихой в швейной мастерской.

        Предки матери. Моя мать – Пелагея Яковлевна (в девичестве Филончикова), белоруска, родилась 9 мая 1911 года, в Киргизии: предположительно, в селе Теплоключенка Пржевальского уезда (восточная часть Иссык-Кульской котловины). Умерла в г. Фрунзе (Киргизия) 26 марта 1981 года.

        Ее родители (мои дедушка и бабушка) Яков Федорович Филончиков и Ксения Алексеевна (в девичестве – Жукова), белорусы, родились приблизительно в 1883-1890 годах в Гомельской губернии.

        Некоторый след в истории оставил отец моей бабушки, мой прадед Алексей, отслуживший 20 лет солдатом в российской армии.

        В момент призыва в армию, ему (не имевшему фамилии) присвоили фамилию Жуков, в соответствии с сельским прозвищем семьи «Жуки». Такое прозвище семья получила из-за характерной для нее темноволосости среди светловолосых в большинстве белорусов.

        В те времена большую часть Белоруссии занимали болота. Пахотных земель для растущего населения не хватало и вернувшийся из армии Алексей Жуков с другом Федором Филончиковым в 1898 году был отправлен земляками ходоком в Башкирию.

        На деньги, собранные односельчанами, они купили у старой помещицы в Белебеевском уезде Уфимской губернии необрабатываемую землю.

        Вскоре туда переехали их семьи, многие односельчане, некоторые жители соседних белорусских сел. Так было основано село, которое в честь моего прадеда назвали Алексеевка. Его же избрали старостой села.

        До настоящего времени это село сохранило свое название. Сейчас оно входит в состав Бижбулякского района республики Башкортостан и подчинено Аитовскому сельсовету.  В истории села прямо указано, что его основателем является Алексей Жуков – выходец из Белоруссии.

        Алексей и Федор стали неразлучными друзьями и приняли решение поженить своих детей. Во время переезда в Башкирию дочери Алексея, Ксении, было 8 лет, а сыну Федора, Якову – 15.

        Через какое-то время их поженили, причем против их воли, поскольку они имели на примете совсем других избранников. Это наложило негативный отпечаток на всю их последующую семейную жизнь.

        Приблизительно в 1908 году семья Якова и Ксении, а также семьи ее брата и сестер переселились на территорию Киргизии, в Иссык-Кульскую котловину.

        Поселились они в селе Теплоключенка (Ак-Суу) Пржевальского уезда. Другие их родственники обосновались в Алма-Ате.

        У Якова и Ксении родилось более десятка детей, но все, кроме пятерых, умерли в детстве. В возрасте 20 лет умер их сын Алексей, а Николай, Валентина, Пелагея и Константин, дожили до старости.
 
        Во время восстания киргизов в 1916 году переселенцы, проживавшие в Иссык-Кульской котловине, где восстание было особенно сильным и продолжительным, неоднократно подвергались смертельной опасности. Некоторые из родственников Ксении погибли.

        Позднее семья Якова и Ксении переселилась в Пишпек, в последующем переименованный в город Фрунзе (сейчас – Бишкек).

        На рубеже 40-50-х годов Яков Федорович и Ксения Алексеевна совместно с сыном Константином построили дом в южной части города Фрунзе. На своем земельном участке они выращивали виноград, фрукты и овощи, которыми, добрая бабушка Ксения подкармливала и нашу семью. С начала 50-х и до конца своей жизни бабушка посещала баптистскую церковь.

        Яков Федорович умер осенью 1959 года, Ксения Алексеевна – летом 1964 года.

        Перечислю их внуков, из тех, кто дожил до зрелого возраста: дети Николая – Юрий, Леонид, Виктор и Ольга (умерла в молодости), сын Валентины – Александр, дети Пелагеи – Людмила, Ольга, Олег и Галина, дети Константина – Вадим, Людмила и Ирина.

        Иллюстрация: Бабушка Ксения (крайняя справа), ее сестры и брат, конец 50-х