Потухший экран - это еще не конец фильма

Ермек Сейтбатталов
Причин дефицита хороших фильмов много. Даже для Hollywood 2016 год стал провальным.

Скажем у режиссера, как у художника, есть выстраданный им мессейдж к своим соотечественникам или всем землянам (все зависит от масштаба режиссера и на что он замахнулся).

Свой суперский мессейдж Вселенского масштаба, скажем он решил положить в основу фильма, как главную его идею, как главную мысль. Суть этой главной мысли может быть настолько лаконичным, что может поместиться в одной фразе. И возможно ей даже не понадобится целое предложение.

Теперь ее надо донести до зрителя. Чтобы донести всего лишь эту одну фразу, нужен целый сюжет. Сюжет может быть об отношениях людей, о производстве, о войне, но главное требование - оно должно позволить режиссеру передать зрителю  главную мысль. А как известно, сюжет состоит из эпизодов, сцен, кадров содержащих в себе действия героев и персонажей, которые и составляют основу фабулы фильма. Кроме того музыка, диалоги, планы крупные, общие и все такое прочее. То есть оно имеет видимую и слышимую часть под которой лежит его скрытая подкладка - главная мысль создателя фильма, как сверхзадача.

Режиссер, в своем фильме, не может выйти на трибуну и продиктовать зрителям то, что он хотел сказать. Тогда это будет не кино, а что-то другое.

Все, что хотел сказать режиссер, он должен передать зрителю через выразительные художественные средства видео- и аудио- ряда так, чтобы зритель сопереживал героям и другим персонажам и вместе с ними горел в огне, барахтался в холодной воде, срывался с крутой скалы, поднимался и мчался, нервно курил, чувствовал горечь несбывшихся надежд, боролся, побеждал и радовался, любил, был счастлив и улыбался во все тридцать два зуба.

Даже при том, что основа фильма, его драматургия будет прекрасным и сценарий будет написан талантливым сценаристом, все равно в доброй половине фильма, в работе оператора, звукозаписи, осветителя, игре актеров лежит труд режиссера. Режиссуру не скроешь ее видно. Разноликий, ориентированный на свои ценности творческий хаос в головах творческих людей собирает в единую идею и координирует их деятельность режиссер. Его видение, как художника, решения творческой проблемы подачи зрителю фактуры является решающей. Если этого нет, ничего не получится.

А главное, чтобы в кульминационный момент или ближе к развязке, зрителя осенило и он понял мысль режиссера, что тот хотел этим сказать ему. Главное, чтобы зритель сам дошел до этого, честно, без подсказки, без диктовки с экрана, без написанных пояснений в титрах фильма. Диалоги, монологи актеров не являются прямой трактовкой позиции режиссера. Это вообще может не иметь отношения к главной идее. Конечно, все равно каждый поймет по-своему, как говорится в народе, в меру своей испорченности, зависящей от его приобретенных знаний и жизненного опыта. Да! Надо воспитывать культуру художественного восприятия, это бесспорно. Но здесь речь не о том.

Кроме всего, фильм должен стимулировать в зрителе жажду к понимании жизни, может разъяснять какие-то сложные моменты, давать примеры для подражания в хорошем смысле, помогать перебороть собственную инертность, разбудить дремлющую в зрителе его пассионарность.

Хотелось бы чтобы зритель после фильма вышел с огоньком в глазах, решив для себя, как он будет относиться к той мысли, которую режиссер заложил в фильме, если она случится в его жизни. Главное, чтобы глаза зрителя светились новой для него мыслью. Может быть и старой мыслью, но уже понимающий что он не одинок в своем понимании. Вот таких режиссеров, сценаристов, операторов, художников, актеров, композиторов и других служителей этого искусства у нас в Казахстане мало. Соответственно и фильмов таких тоже мало. Вот о чем грусть.

Хорошие фильмы уже частично выпущены, частично они в головах у служителей киноискусства, частично в головах будущих кинодраматургов и кинорежиссеров.

Но не смотря на это хочется надеяться на лучшее. Творческих успехов кому положено и хороших фильмов, вам зрителям!