Ч. 24 Нашли покой на дне океана. PQ-17

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/26/1674

Трагический переход конвоя PQ-16 побудил матроса-торпедиста Алистера Маклина, который всё войну прошёл на кораблях британского флота, участвовал в самых опасных операциях и дважды в проводке арктических конвоев, написать роман «HMS «Ulysses» («Корабль его величества «Улисс»).

После войны он окончил университет в Глазго, работал школьным учителем. Во время учёбы в университете он и начал писать свои произведения, впоследствии став всемирно известным писателем. Роман «Корабль его величества «Улисс» посвящён проводке конвоя PQ-16.

Без сомнения, написать с такой силой и образностью мог только человек, который сам это всё это испытал и пережил. Ещё большая трагедия конвоя PQ-17 побудила уже нашего советского писателя Валентина Саввича Пикуля написать роман «Реквием каравану PQ-17». В школе я прочитал его «Океанский патруль», книга мне тогда так понравилась, что я стал поклонником творчества писателя.

Но с годами моё отношение к его произведениям стало меняться, когда принялся глубже изучать историю флота.  Пикуль был, без сомнения, исключительно талантливым человеком, мастером диалога. Не зря его называли русским Дюма.
Считаю, что именно ему мы обязаны пробуждением в тогдашнем советском обществе широкого интереса к отечественной истории.

Не нравилось мне лишь, что у него императоры и дворники разговаривают одинаковым языком, как будто, те и другие учились в одной школе. Огорчили и заимствования в романе «Пером и шпагой».  Не он один читал «Вестник Европы»  и «Русскую старину» за 19-й век.

В его вещах на морскую тематику имеются серьёзные неточности, вызванные тем, что писатель никогда не работал в архивах, а пользовался только своей великолепной библиотекой.

При его жизни я написал ему письмо, которое писателю передали через редакцию «Известий». По крайней мере, так мне ответила редакция. В нём речь шла о конкретном искажении истории в одном из его произведений. Меня это задело, потому что он возвёл напраслину на одного из моих любимых адмиралов 19-го века.

Однако Валентин Саввич не захотел ответить, возможно, потому, что я ссылался на конкретные документы, и он понял, что был неправ.

И хотя со мной, я уверен, не согласятся некоторые уважаемые мною авторы Прозы ру, всё же, выскажу своё мнение: «Корабль его величества «Улисс» написан Алистером Маклином лучше. Это особенно чувствуется, когда читаешь роман в подлиннике.

История конвоя PQ-17 хорошо известна. Такого разгрома раньше ещё никогда не было. Конвой вышел 27 июля 1942 года из исландского залива Хваль-фьёрд. В его составе находились 34 транспорта и три спасательных судна. Среди этих судов были два советских – транспорт «Донбасс» и танкер «Азербайджан».

Конвой шёл строем в девять кильватерных колонн. Его непосредственно охраняли шесть эсминцев, четыре корвета, две подводные лодки, два корабля ПВО, семь тральщиков.

В ближнем прикрытии находились четыре крейсера и три эсминца, а в дальнем прикрытии – два линкора, авианосец, два крейсера и четырнадцать эсминцев. Но и это ещё не всё.

У северного побережья Норвегии на путях возможного движения крупных надводных кораблей Северный флот развернул завесу из четырёх подводных лодок. Западнее советских подлодок англичане, в свою очередь, развернули завесу из девяти подводных лодок.

Над конвоем подняли тринадцать аэростатов заграждения. Ширина строя судов была свыше двадцати миль. В нашей военно-морской истории переход конвоя приводится в качестве примера, как нельзя воевать. Переход был тем более опасен, что производился во время полярного дня.

Транспорты везли в Архангельск самолёты, танки, горючее, артиллерийские орудия и боеприпасы на семьсот миллионов долларов, по тем временам сумму огромную. Черчилль и Рузвельт слали всё это не из любви к Сталину, а из ненависти к Гитлеру.

Немецкая разведка, конечно, не могла прозевать подготовку к плаванию такой гигантской армады кораблей. Соответственно, фашистское командование неплохо подготовилось.

Оно направило из Тронхайма линкор «Tirpitz», два тяжёлых крейсера, семь эсминцев и два миноносца. На предполагаемом пути следования конвой поджидала волчья стая из двадцати подводных лодок. На аэродромах северной Норвегии сосредоточили всю боеспособную немецкую авиацию в Норвегии – триста пятьдесят самолётов.

Конечно, у советского Северного флота труба была ниже и дым жиже по сравнению с немцами и англичанами. Понимая это, Ставка Верховного Главнокомандования разработала план усиления морской авиации  за счёт  резерва Ставки и Карельского фронта.

На картах штаба Северного флота вычертили, где вести разведку, поиск немецких подлодок, по каким аэродромам противника наносить удары, где производить траление, как усилить конвой и прикрыть его истребительной авиацией.

Но мы хорошо знаем, что планы и реальность – совершенно разные вещи. 28-го июня немецкая авиация первой нанесла упреждающий удар по Мурманску и аэродромам. Затем немецкие самолёты продолжили массированные бомбардировки.

На беду конвоя английская агентурная разведка доложила из Норвегии, что линкор «Tirpitz» вышел в море. В английском Адмиралтействе решили, что немцы собираются нанести удар по конвою линкорами «Tirpitz», «Admiral Scheer», «Lutzow» и тяжёлым крейсером «Admiral Hipper».

Эти корабли могли расправиться с охранением конвоя на безопасном для себя расстоянии, настолько мощную они имели артиллерию.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/29/2133