Став никем, можно быть кем угодно

Максим Странник Петров
В одном интервью услышал такую фразу: "Став никем, можно быть кем угодно". Не знаю, кто является её автором. Но эта мысль навела меня на интересные выводы, к которым я давно шёл, фраза как-то всё объединила и объяснила. Здесь переплелись и мой собственный жизненный опыт и история русского народа.

Во-первых, относительно собственного жизненного пути. Одна часть моей жизни прошла в погоне за некими призрачными ценностями, карьерными достижениями, за реализацией неких честолюбивых замыслов, но принесла разочарование во всех моих планах и надеждах в выбранной профессиональной сфере. Что, вероятно, характерно для многих,чья карьера начиналась в 90-х годах. Можно составить список того, кем я пробовал быть, но не стал. Я не стал инженером, программистом, специалистом по недвижимости, бизнесменом, управленцем, менеджером по продажам, хозяйственником, работником образования. В результате я стал никем. "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу". Это с точки зрения современного общественного уклада. И только тогда, когда я потерпел фиаско во всех перечисленных профессиях, я наконец-то вынужден был понять, что же я хочу на самом деле. Я пошёл по новому для себя пути, хотя новым я бы назвал его условно. По нему я шёл с самого начала, со времён моего детства. Но путь был извилист и тернист. Фактически же я вернулся к неким своим детским и юношеским представлениям о предназначении, к мечтам, чувствам, идеалам, но поднялся на некий новый уровень их понимания. Сейчас я реально вижу, чего хочу, как могу по-настоящему этого достичь, получать результаты, направлять свои силы, энергию на творческий процесс и выходить на новый профессиональный уровень. И это стало возможным благодаря тому, что в какой-то момент я отчётливо ощутил, что стал никем. Вот как интересно иногда устраивает всё жизнь. Мой одноклассник, с которым я дружил в школе, родился со мной в один день. Судьба как будто предлагала сравнивать наши жизненные пути. Жизнь развела нас и встретились мы только спустя 25 лет. История напомнила мне рассказ Чехова "Толстый и тонкий". Две судьбы, две карьеры. Он - ответственный работник силовых структур, статус, достаток, влияние, кривая жизни ползёт неуклонно вверх. И я - в постоянном поиске своего места в жизни. Шли годы. Мы снова потеряли друг друга из вида. Но теперь уже я, падая и поднимаясь, осознал, где искать свою "синюю птицу". Неожиданно об "успехах" одноклассника узнал в официальных новостях: отправлен в отставку, ведётся следствие. Никакого злорадства я по этой причине не испытал, потому что изначально не завидовал его успеху. Понятие успеха никогда не заключалось для меня в некоем социальном статусе или полученной власти над другими. Но видимо, я должен был это узнать, чтобы ещё раз понять простую мысль: наш статус определяет не признанная обществом шкала ценностей. Она призрачна, условна и зависит от выбранной системы координат. Это хорошо иллюстрирует сказка Пушкина о рыбаке и рыбке. Пять минут, пять лет или пятьдесят радостного ощущения обладания чем-то земным, движение вверх, а потом снова падение, разбитое корыто, возвращение к точке начала отсчёта. Как будто ничего и не было. А вот процесс познания самого себя, окружающего мира, его законов - это и есть движение вверх. Как говорят, важно не место, где мы находимся, а направление, в котором мы двигаемся. Это движение и есть счастье.

Вторая мысль касается истории России. Точнее, истории русского народа. Я давно пытаюсь понять, в чём секрет взлёта советского государства в первой половине 20 века. Или точнее, 1920-е - 1930-е гг. Совершенно новое молодое государство стало мощным обороноспособным, технически современным, экономически самостоятельным и т.д. всего за 30 лет. И каких лет? Катаклизмы, гражданская война, кровь, отечественная война с миллионами человеческих жертв. И выйти из этой войны с оптимизмом глядя в будущее! Первые полёты в космос, бурное развитие науки и т.д. Но меня интересуют не успехи страны, а взлёт способностей, талантов простых людей. После революции огромные массы людей, фактически не имея образования, уже взрослыми людьми осваивали сложные профессии инженеров, управленцев, научных работников. Что такое талант, способности, успех? Это выброс энергии. Всё, что мы видим вокруг, что создаётся природой, Вселенной или человеком, связано с расходованием энергии. Откуда в русских людях образовался после революции такой мощный энергетический заряд, что его хватило на 70 лет советской власти, вывело страну из сельскохозяйственной и малограмотной в мощный передовой центр, заразивший своими идеями о человеческом счастье и светлом будущем полмира? Да и сейчас мы во многом можем ещё существовать за счёт этого советского наследия.

Так вот, вернувшись к фразе, с которой я начал "Став никем, можно быть кем угодно", я вспомнил песню, международный пролетарский гимн "Интернационал". До 1944 года он был гимном СССР. Там есть такие слова: "Кто был никем, тот станет всем". Дело в том, что России повезло, в отличие от Запада. Запад жил изначально в осознании того, что благополучие - превыше всего. Причём, личное благополучие. Частная собственность - священная корова. Верховенство права и всё такое прочее. Это дало мощный импульс для развития экономики, культуры, качества жизни. В России возможности были только у узкого круга элит. Остальные на протяжении нескольких веков (а это многомиллионная крестьянская Русь) всячески ущемлялись в своих правах, в возможности хорошо жить, получать образование, выбирать применение своим способностям, талантам, свободно передвигаться не то, что по миру, но по своей родной земле. Внутренняя жизнь народа была построена таким образом, что во всём надо было подчиняться установленным законам, обычаям, традициям, своим родителям, церкви, начальникам и т.д. Человек был изолирован от внешнего мира и жил исключительно трудом, бытовыми вопросами, добычей пропитания для семьи. Нельзя было уйти от того, что было семейным делом. Фактически, нельзя было быть собой, а надо было повторять путь своих предков. Из-за этого сильно ограничивались развитие человека в сфере тела, духа, ущемлялись инстинкты. Может быть, именно благодаря этому вся нерастраченная энергия уходила потомкам и накапливалась в душе рода. Православие учило, что не грешно быть бедным, грешно жить развратом, сребролюбием. И вот эта нерастраченная энергия дождалась своего срока: революция принесла освобождение. Но не телу, а душе народа. За что ратовали самые пламенные революционеры? За идею равенства всех трудящихся, за труд без эксплуатации человека человеком. Если человек не паразитирует на чужом труде, в поте лица работает, и работает на благо общества, а не себя лично, то он может быть кем угодно. И строительство нового государства началось именно с построения системы образования, где человек, не отрываясь от своей работы, мог учиться и получать любое образование. Крестьяне и рабочие, матросы и солдаты становились инженерами, следователями, финансистами, политработниками, руководителями производства. Вспомним как, например, создавался Завод имени Лихачёва (ЗИЛ). Именно Лихачёв был главным организатором мощнейшего производства автомобилей в нашей стране. А кем он был? Родился в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. Работал слесарем на заводе. Потом матрос на Балтике. После 1917 года командир Красной Армии, сотрудник ВЧК, профсоюзный деятель. И вот назначен директором Московского автомобильного завода, которого фактически и не существовало. И каких успехов достиг на поприще организации не только производства на многих предприятиях, но и в целом по всему машиностроению! И это только один пример. А кто был руководителем советского государства в самый сложный её период? Человек, который даже не окончил духовную семинарию. Но это только примеры особо выдающихся людей. Возможности открывались для всех, кто испытывал тягу к знаниям. А тяга была неимоверной. И настрой был такой, что многие шли учиться, становились специалистами, журналистами, писателями прямо от станка, от сохи.

Есть и ещё одна область, где выполнялся девиз "Кто был никем, тот станет всем". Это беспризорники и система воспитания Макаренко. Я всё время пытался понять, в чём её секрет, и как использовать опыт Антона Семёновича в наши дни, когда насущно необходима реальная реформа системы государственного образования. Я пришёл к выводу, что система Макаренко невоспроизводима. Она уникальна тем, что попала на подготовленную почву. В тех беспризорниках спала нераскрытая мощная энергетика. Макаренко смог её раскупорить и использовать на нужды общественного развития. То общество не было растлено ещё пороками индивидуализма. Народ ещё жил традициями общинности, коллективного начала. И всё это сидело в людях на генетическом уровне. Весь энтузиазм социалистического строительства зиждился на коллективном труде. Стройки пятилеток - коллективный труд. Достижения в области ракетостроения - совместное творчество различных специалистов. Не говоря уже о военном времени. Здесь всё работало в одной связке: фронт и тыл.

Сегодня времена другие. Предыдущие десятилетия не похожи на столетия крепостного права, годы революции и Великой Отечественной войны. В одну реку дважды не войдёшь. Сегодня нужны другие средства и методы. Но зато мне понятно, как использовать сегодня эту мысль: "Став никем, можно быть кем угодно". Надо отказаться от всех прежних представлений об успешной жизни. Остановиться и задуматься, а что я хочу, что просит моя душа? Куда бы я пошёл, если бы не участвовал в этой гонке за призами, деньгами и привилегиями? Чтобы я хотел делать, чтобы делать это с удовольствием? Чтобы просыпаться каждое утро с радостным чувством предвкушения творчества. Но для этого надо преодолеть страх, что мы опоздаем, не успеем, не получим, что нас опередят, накажут, лишат и не допустят. Это легко сделать тому, кто уже всё потерял. А тем, кто, как ему кажется, поймал птицу удачи за хвост, остановиться непросто. Почти невозможно. К сожалению, нас чаще всего останавливают принудительно: потери, неприятности, болезни, летальный исход.

Есть очень хороший мультик про это. "Паровозик из Ромашково". Там паровозик всё время опаздывал. Один из сердитых пассажиров делал ему замечания:

Пассажир: Безобразие! Что за безобразие! Мы же опоздаем на станцию!
Паровозик: Да, ну и что ж… Но если мы не увидим первых ландышей, то мы опоздаем на всю весну!

Пассажир: Ну что ж это такое? Мы же совсем опоздаем!
Паровозик: Да. Но если мы не услышим первых соловьёв, то мы опоздаем на всё лето!

Пассажир: А почему сейчас стоим?
Паровозик: Рассвет!.. каждый рассвет единственный в жизни!
Пассажир: Ехать пора. Ведь мы опоздаем.
Паровозик: Да. Но если мы не увидим рассвет, мы можем опоздать на всю жизнь!

Так вот. Не опоздайте на свою жизнь! Сделайте "перезагрузку" своей программы. Выкиньте всю навязанную вам другими информационную начинку. Станьте никем. Отключите на время полёта все ваши устройства информационного шума. Станьте пустыми, свободными внутри. Не бойтесь этой пустоты и тишины. Она заполнится. Но заполнится естественной природной средой. Информацией высшего порядка. Мы всегда знаем, чего хотим и куда идти, но не всегда слышим голос нашей совести, нашего естества. Помните: став никем, вы подключитесь к другому информационному полю, которое наполнит вас новым содержанием, новыми целями и новыми творческими планами. В машине, какой бы совершенной она не была, вы можете быть только винтиком хорошо отлаженного механизма. И этих винтиков там может быть строго ограниченное количество. Там нет творчества. Там есть только функциональные обязанности. В природе есть бесконечное многообразие форм жизни, средств её преображения. Каждый здесь становится художником, творцом, согласуя своё творчество со своим подсознанием, интуицией. Возможности подсознания неизмеримо мощнее сознания, интуиция вернее логики. Но надо только научиться этим пользоваться. Вот почему так много существует техник для отключения сознания: медитация, пост, молитва, уединение. Этому способствуют и закаливание, и занятия экстремальными видами спорта, и туризм. Пустота в голове раскрывает наши внутренние резервы. "Стать никем" - это перестать действовать в угоду нашим корыстным интересам. Русский народ исторически всё время принуждали к преодолению своего животного начала, заставляли ощутить, что потребности тела ничто по сравнению с потребностями души. Инстинкты имеют очень маленький потенциал, ограниченное количество способов поведения в различных ситуациях. Функции инстинктов: защищать свою территорию и расширять её. В понятие территории входят Я, семья, достижения в карьере. Душа обладает неограниченным запасом энергии и вариантов действий. Поле деятельности для неё - вся Вселенная, потому что на информационном уровне душа неразрывно связана с Творцом. Здесь нет понятия "своё - чужое". Клетка ощущает себя частью всего организма и работает на интересы всего организма. Осталось только научиться сначала стать никем, наполнить свою душу новым содержанием, а затем быть кем угодно. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное".