Подозрительная телеграмма

Наталья Коноваленко
           Эта история произошла с  Раисой в середине минувшего века. Ей только исполнилось семнадцать лет, и она была совершенно счастлива, что, наконец, сданы экзамены и получен аттестат об окончании школы. 
          Отца своего и мать Раиса не помнила, главным человеком в её жизни была бабушка, строгий воспитатель и мудрый наставник, и девушка надеялась, что теперь бабушка разрешит ей самостоятельно выбрать, чем заниматься в жизни.
         В выпускном классе Раиса, миниатюрная светловолосая девушка с тонкой талией,  выразительными живыми глазами и весьма  решительным характером,  на удивление легко освоила дополнительный французский язык – и подруги между собой стали называть её в шутку Раймондой, что ей очень нравилось.
         Но мечтала Раиса стать учителем русского языка и литературы. С детства Раечка  любила читать былины, народные сказки и поговорки, умела придумывать всякие истории и с воодушевлением знакомила с ними соседских ребятишек, чем завоевала славу начитанной девочки в глазах  их родителей. Бабушка  соглашалась,  что профессия учителя достойная, востребованная и благородная, хоть и нелёгкая. 
         Однако, продолжать учёбу в родном городе Раиса категорически отказалась - и между внучкой и её наставницей впервые возникли серьёзные разногласия.
- Я буду поступать в сочинский пединститут, - заявила она.
- Почему именно Сочи? – удивилась бабушка.
- Хочу увидеть море, - ответила Раиса.
- Может быть, съездим туда на несколько дней? – неуверенно предложила бабушка.
- Бабуля! Мы не смогли выбраться туда ни разу за всю мою жизнь! Но если я буду учиться в Сочи, то целых пять лет каждый день буду гулять по берегу моря, а ты станешь приезжать ко мне в гости и отдыхать. Я обязательно заслужу повышенную стипендию, а ты легко сможешь подкопить денег себе на билет.
- Тебе некогда будет каждый день бегать на берег, ведь придётся не только учиться, но и готовить себе обед, и покупать еду, и ещё стирать, делать домашние задания, сдавать экзамены…
- Несколько приятных минут для души я найду, - ответила Раечка, - к тому же морской климат полезен для здоровья.
- А чем плохо учиться  дома, в городе на реке? – попробовала бабушка перевести разговор в другое русло.
- В этом городе я всё знаю, это мой дом, а мне хочется увидеть мир, другую жизнь, - пояснила Раечка.
    И с этим аргументом бабушка спорить не стала.
 «Как знать, - подумала она, - может, это зов её судьбы. Не стану мешать».

       Раиса купила билет в плацкартный вагон, положила в сумку учебник  по русскому языку, общую тетрадку, кое-что из одежды, несколько пирожков, пару яиц, яблоки – и  поезд повёз её в желанный город на берегу Чёрного моря.
       Улыбаясь, смотрела она в окно, предвкушая встречу со своим прекрасным будущим, забыв не только о сне, но и о еде, пока попутчики не зашуршали газетами, собирая на стол припасённую провизию.
      Утро в Сочи встретило девушку ярким солнцем и особенным ветром, который был наполнен запахом моря, дальних странствий, криками чаек и прохладой.
      Раиса быстро отыскала адрес, раздобытый бабушкой  у кого-то из знакомых, договорилась с хозяйкой о съёме маленькой комнатки на период сдачи экзаменов, оставила сумку и поспешила на берег.
       За углом улицы она увидела почтовое отделение и вдруг вспомнила, что обещала подруге  Люсе написать открытку, когда доберётся до места.
   Секунду она размышляла, потом вошла вовнутрь, взяла бланк телеграммы, весело посмотрела в окно и написала:

« Здесь я в море брошу, наконец,
бурями истрёпанную шляпу,
рваные сандалии мои.
 Раймонда»

       Работником почты был немолодой мужчина. Он принял телеграмму, внимательно прочитал текст раз, второй, сначала про себя,  потом вслух. С подозрением оглядел Раису, остановившись взглядом на её новеньких босоножках, и спросил:
- А кто такая Раймонда?
- Я Раймонда, - ответила Раиса.
- А чьё имя указано в обратном адресе?
- Моё, - с вызовом ответила девушка, - а вам какая разница?
        Почтальон хмыкнул, немного помедлил и стал оформлять телеграмму.
        Раиса  заплатила деньги и вышла на улицу.
        Море было недалеко и оказалось совсем не таким, каким она рисовала себе его все годы взросления: оно было грандиозным! Его бескрайняя ширь терялась где-то у горизонта и за голубоватой дымкой дальних гор слева и справа. Оно впечатляло своим размахом, неповторимым шорохом прибрежных волн о гладкие круглые камни, резкими криками белокрылых птиц. Море изумляло и вызывало некий священный трепет.
         Людей на пляже было немного, Раиса отошла в сторонку, сложила на крупном валуне  свою одежду и вошла в чуть прохладную воду. Она долго плескалась и плавала вдоль берега, блаженно щурясь, подставляя солнцу лицо и радуясь, что первая часть её давней  мечты сбылась. Теперь нужно сдать все экзамены, и она обязательно станет студенткой.
         На следующий день от Люси пришёл ответ:

«Все волнения, всю печаль
Твоего смятенного сердца
Гибкой иве отдай.
 Одинокий путник».

        Телеграмму принёс  всё тот же любопытный почтальон, только теперь он Раису ни о чём не расспрашивал, хмуро посмотрел из-под насупленных бровей и молча ушёл.
         Экзамены начинались через два дня, и Раиса принялась усиленно готовиться. На скалистом выступе среди камней  и растений, похожих на папоротники, она отыскала удобное безлюдное местечко, откуда открывался восхитительный вид на море, и большую часть времени проводила там. В перерывах, чтобы немного отдохнуть, она спускалась к воде, плавала, потом опять бралась за учебник. Первый экзамен она сдала на «отлично», в восторге побежала на почту и написала  Люсе на очередном телеграфном бланке:

« Ты стоишь нерушимо, сосна!
А сколько монахов отжило здесь,
Сколько вьюнков отцвело…
Раймонда»

Почтальон осторожно взял  телеграмму, прочёл и поднял глаза на Раису:
- Что это? – спросил он в недоумении.
- Хокку. Басё, - невозмутимо ответила Раиса.
-- Хокку! – воскликнул почтальон.
- Ну, да, - отозвалась девушка.
- Я вот сейчас в милицию позвоню, они тебе там такого «хоку» покажут, что мало не покажется, – пообещал почтальон, переходя на «ты».
- С какой стати в милицию? – удивилась Раиса.
- С такой! Они быстро разберутся и с Раймондой и с одиноким путником.
Раиса возмутилась:
- А почему вы со мной разговариваете в таком тоне? Я вам что, деньги за телеграмму не заплатила? Чем вы, собственно, не довольны?
- Да я тридцать лет проработал на почте и ничего подобного никогда не отправлял!
- Значит, теперь вы можете похвастать, что  отправляли!
- Чем похвастать, хокой?
- Не хокой, а хокку. Это разные вещи.
- Она ещё смеётся надо мной! – возмутился в свою очередь почтальон.
- Кто смеётся, я? – округлила глаза Раиса. – Да мне впору разрыдаться от вашей эрудиции! Принимайте телеграмму!
- А вот не приму!
- Не имеете права!
- Сейчас вызову милицию – и они разберутся, у кого какие права!
- А знаете что, вызывайте, - вдруг согласилась Раиса.- Очень интересно посмотреть на того, кто попадёт «как кур - во щи»!
Почтальон от неожиданности замер на полуслове  и замолчал.
- Ну, смелее! Ноль два, - подсказала Раиса.
- Какой ещё кур?
- Обыкновенный! Петух.
 Лицо почтальона покраснело, он схватил телефонную трубку, трясущимися руками набрал номер и закричал в трубку:
- Алло! Георгий Константинович? Зайди побыстрее ко мне на почту – я тут шпионку задержал!
- Ха, шпионку! – развеселилась Раиса. – Ну, надо же, а? Вам, дядечка, лечиться надо! У вас мания преследования! Задержал он меня! Да никто меня не держит – я сама кого угодно задержу! Оформляйте телеграмму  или давайте жалобную книгу!
- Я оформлю – а ты сбежишь, - пояснил почтальон, сдерживаясь и постепенно приобретая привычный цвет лица, - телеграмму не приму!
- Ещё как примете! А бежать я не собираюсь. Сейчас посмотрим, кому отвечать придётся. Хотя ваш милиционер, похоже, вам не чужой человек. Тем более, любопытно.
            Продолжение -
            http://www.proza.ru/2017/01/28/2121
                Наталья Коноваленко